«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»
статья

Стифеева Елена Львовна

Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающих чувством ответственности за судьбу страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_adaptatsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»

         

Выполнила: Стифеева Елена Львовна

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

                                                                                           

                                                                         

   Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающих чувством ответственности за судьбу страны.

     В народе говорят: «Все начинается с детства». Закладываются личностные качества, определение жизненной судьбы, а в применении к обществу – это тот фундамент, на котором со временем формируется народ, нация. Уже завтра нынешним школьникам будет принадлежать решающее слово в развитии науки и техники, культуры и политики, само существование цивилизации.

   А жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей.

     Поговорим о наших учащихся. В каком социуме они существуют?

     Это поселок, в котором нет досуговых культурных центров, климатические условия часто не позволяют общаться со сверстниками в свободное время на детских дворовых площадках. Родители почти всегда заняты зарабатыванием денег и редко находят время для должного общения с детьми. И для них телевизор и Интернет становятся близкими друзьями.

     К сожалению, 80% детей живут в «неблагополучных» семьях.

      Самый важный критерий, который лежит в основе понятия «неблагополучная семья» - низкое качество детско-родительских отношений.

Проблемные семьи – чрезмерная, суетливая, а по сути совершенно пустая опека своих детей, либо вялотекущее, попустительское воспитание – равнодушие.

Кризисные семьи – переживается утрата (развод, потеря жилья, работы, средств к существованию)

Асоциальная семья – проблемы с алкоголем, но в таких семьях дети любят своих родителей, переживают за них, скрывают их пьянство.

Аморальные семьи – полностью утрачивают семейные ценности, в полной мере присутствуют алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми.

Антисоциальные семьи – крайняя степень деградации, выражается в противоправном, антиобщественном поведении, паразитическом образе жизни. Дети подвергаются изощренным издевательствам, вынуждены заниматься попрошайничеством, воровством и проституцией.

         В поселке есть спортивная школа, где занимается огромное количество поселковых детей и им это нравится. Но в этой школе могут воспитываться только сила воли, физические навыки и командные качества.

         Наша же школа в процессе адаптации ребенка в социуме идет далеко вперед. Не зацикливаясь на обучении музыкальной грамоте, исполнительскому мастерству, хореографическому и художественному искусству, мы должны воспитывать практически все положительные личностные качества, которыми только может обладать человек вообще.

        Необходимо создавать обучающую и воспитывающую среду, естественную стихию учения и воспитания. Это процесс непреднамеренной социализации. Он состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. Всё окружающее служит для него книгой, из которой он, сам того не замечая, непрерывно обогащает свою память и сознание.

        Нельзя учить детей ничему такому, в чем они не видят действительного и непосредственного интереса для себя – удовольствия и пользы. Иначе какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес есть двигатель, который ведет и верно, и далеко. Есть жажда знания, которая рождается из естественного любопытства к близкому и дальнему.

       Нелепо требовать от детей прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной.

       Ребенок знает, что он станет взрослым. Все понятия, которые он может иметь о состоянии взрослого человека, являются для него предметом познания. Но все это знание обязано быть посильным для его возраста, опыта и способности суждения.

       Ваша задача, коллеги, в том, чтобы организовать интересное и полезное для детей их окружение, зародить желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения любознательности.

       Изучая любой вид гаммы, обращение аккордов, классические упражнения в хореографии, ученик должен знать и понимать, какую полезность это ему принесет, зачем это ему нужно. А для этого он уже на начальном этапе должен владеть зрительной и слуховой информацией (слушать игру старших ребят, преподавателя, смотреть записи знаменитостей и даже кадры из художественных фильмов, где рисуют, играют, поют).

      Дети с родителями каждый день (невольно) слушают политические новости, новости экономики, хроники происшествий. Добавьте к ним новости в области культуры и искусства (фрагмент биографии кокого-либо актера, композитора, новости в области кинематографии и т.д.)

       Родители часто разгадывают кроссворды? Составьте кроссворды, используя наряду с хорошо известными словами специфические термины. А если некоторые определения создадут трудности, умело направить к источнику знаний: книге.

       Создайте на индивидуальных занятиях атмосферу доверия (добровольного диалога). Ведь наши учащиеся отличают нас от учителей в образовательной школе. Мы по-другому одеты, по-другому разговариваем, по-другому слушаем их. Не давайте конкретных советов где и как себя повести в какой-либо сложившейся ситуации, не подсказывайте конкретных действий. Приведите в пример (придумайте) аналогичную ситуацию из жизни. Пусть ребенок сам попытается найти решение вашего героя, тем самым помогая себе в своих проблемах. Не осуждайте родителей, если ученик на них жалуется,  его друзей. Создавайте такую ситуацию, чтобы ребенок сам находил правильное решение.

        Нередко возникают проблемы в коллективах, на коллективных занятиях.      

        Круг-вертушка. Это восстановительная технология.  Её механизм настолько

прост, что не требует никакой специальной подготовки. Появилась в России примерно лет 10 назад. Позволяет решить ряд проблем. В нашем случае: выполнение домашних заданий, что для тебя «Контрольный урок?», ощущение сцены, как твои сверстники реагируют на твою учебу в ДШИ и т.д. помимо узких проблем можно поговорить и на общие социальные темы:

Это трудное слово»Извини!»

Кто-то теряет, кто-то находит

Зачем человеку панцирь?

Карманные деньги

Как договориться с родителями?

Общие правила «Кругов»:

  • Добровольное участие
  • Приглашение всех, вовлеченных в конфликт
  • Объективность посредника-медиатора (не кого не защищать, не делать выводов, не оказывать давления)
  • Равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна)
  • Уважительное отношение всех участников к мнению других
  • Конфиденциальность (вся информация остается внутри круга)

 

Дети учатся слушать друг друга, принимать точку зрения другого, анализировать, находить возможные пути решения в различных ситуациях.

        Для того, чтобы помочь ребенку в социальной адаптации необходимо самому педагогу владеть и знаниями педагогики и опытом общения, как со взрослыми, так и с детьми. Читайте современную литературу по психологии и педагогике. Не ограничивайтесь только российскими авторами. Опыт западных педагогов часто бывает полезным. А их методы работы более действенными.

         Будьте сами творческим человеком во всем. Ведь только творческий педагог может заразить вирусом творчества своих воспитанников.

 Задача школы в том, чтобы создать мир, в котором дети могут свободно жить и вырастать. Только в этой активной, провоцирующей творчество, обстановке – залог развития новых посетителей этого мира в результате естественного раскрытия личности.

   Такая личность способна привносить в мир идеалы и отстаивать их от мракобесия и неволи.

    Обучающая и воспитывающая среда решает и множество иных, очень трудных педагогических проблем.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах.

Дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах....

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)

Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей....

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно-тематическое планирование)

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно- тематическое планирование)...

Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах и занятиях объединений дополнительного образования как метод социальной адаптации учащихся

Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку направлено на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психич...