Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
учебно-методический материал по теме

Кравченко Виктория Евгеньевна

 

 

 У детей с умственной отсталостью отмечаются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

 • нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый);

 • трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации;

 • нарушения модуляции голоса по силе и высоте;

 • нарушения мелодической организации высказывания.

 Работу над темпо-ритмической стороной речи, развитием силы и высоты голоса, формированием длительного речевого выдоха, над эмоциональной окрашенностью речи необходимо проводить систематически в учебной и внеучебной деятельности и на разном речевом материале всеми педагогами школы в тесном взаимодействии. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

 Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организует речь, устанавливает смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства, на письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

 Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива.

 Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи.

 Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Повышение или понижение голоса а при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость и т. д.) и позволяет избавиться от монотонности.

 Ритм – определенное последовательное равномерное чередование звуков, ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности), фраз и целых слов, которое делает речь мелодичной, музыкальной.

 Темп - скорость произнесения звуков, слов, фраз (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Средний темп русской речи – 120 слов в минуту.

 Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

 Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает разнообразные чувства, переживания, душевные состояния говорящего, передает оттеки радости и горя, печали и веселья, ласки и грусти, похвалы и порицания и т.д.

 Логическое ударение – выделение голосом наиболее важного по смыслу слова (замедление, пауза, повышение тона) Например: Брат переехал на новую квартиру.

 У детей с умственной отсталостью отмечаются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

 • нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый);

 • трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации;

 • нарушения модуляции голоса по силе и высоте;

 • нарушения мелодической организации высказывания.

 Работу над темпо-ритмической стороной речи, развитием силы и высоты голоса, формированием длительного речевого выдоха, над эмоциональной окрашенностью речи необходимо проводить систематически в учебной и внеучебной деятельности и на разном речевом материале всеми педагогами школы в тесном взаимодействии.

 Представлю некоторые направления этой работы:

 1. Работа над речевым дыханием.

 Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучного голоса.

 Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания и улучшение голоса проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

 В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков, слогов, слов и фраз.

 Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. При подготовке к общешкольным мероприятиям, внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т.д.

 2. Инсценировки.

 Эта способность к перевоплощению, присуща всем людям, а детям в особенности. Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и умеренного общения в коллективе. Инсценировки включаются в программу праздничных концертов, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.

 Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

 Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе со взрослыми.

 Распределяя роли в игре-драматизации, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для каждого ученика. Важно дать ребёнку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, обрести веру в себя.

 3. Сюжетно-ролевые игры.

 Их необходимо использовать при работе с детьми младших классов. Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать. Лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию и жесты.

 4. Музыкально-двигательные упражнения

 Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в соответствии с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребёнка.

 Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьёзное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

 Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танца и пляски, речевой игры и т.д. На занятиях лучше использовать игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

 Ритмические упражнения необходимо включать в содержание уроков ЛФК, физкультуры, ритмики, воспитательских занятиях и других.

 5. Произнесение скороговорок с разной интонацией.

 6. Произнесений приветствий, обращений, имён с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.д.).

 7. Применение на уроках письма, чтения, развития речи, русского языка специальных коррекционных приемов и упражнений.

 Упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи

 1. Инструкции для ребёнка: "Сколько раз я хлопну в ладоши, столько раз ты ударишь рукой по парте". Повтори за мной такой ритм: II III, III II II и т.д.

 2. Я хлопну один раз, а ты стукнешь два раза; я хлопну два раза, а ты стукнешь один раз.

 3. Повтори за мной цепочки слогов (используется изучаемый звук - в данном примере это звук [л]) без ошибок. Педагог отбивает ритм, ребёнок повторяет заданный слог в цепочке слогов.

 Учитель: ххХ (т.е. в цепочке 3 слога, последний слог ударный): два раза слабо ударить, третий раз - сильно.

 Ученик: ал - ал - АЛ.

 Другой вариант: учитель произносит цепочку слогов, ребёнок отбивает ритм.

 Упражнения на развитие высоты голоса

 1. Называйте гласные звуки высоко (как звенит комарик) или низко (как ревёт мишка).

 2. Я буду произносить звуки: если они высокие, как звенит комарик, нужно поднять руку вверх и повторить мой звук; если звук низкий - как ревёт мишка - нужно опустить руку вниз и повторить мой звук. Работа индивидуально или в паре.

 Упражнения на формировании длительного речевого выдоха

 1. Вдох носом, руки сомкнуты перед собой, выдох через рот, руки разводим в стороны.

 2. То же самое, на выдохе произносим гласный звук.

 3. Вдох быстрый, медленный выдох и наоборот.

 Упражнения на формирование умения правильно воспринимать

 интонацию в речи другого человека

 Речевой материал: предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений. Ученикам предлагается послушать предложения, которые произносятся с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно перед выполнением задания проводилась беседа, в которой на материале одной серии предложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному.

 1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.

 Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой:

 Речевой материал:

 1. На улице холодно.

 2. Ах, какая красивая картина!

 3. Медведь спит в берлоге.

 4. Белка грызет орешки.

 5. Ты съел суп?

 2. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.

 Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос – подними карточку с вопросительным знаком

 Речевой материал:

 1. На улице идет снег!

 2. Ты любишь играть в снежки?

 3. Оля идет в парк.

 4. Куда мальчик идет?

 5. У тебя болят зубы?

 3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.

 Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком:

 Речевой материал:

 1. Ой, как жарко!

 2. Мальчики играют во дворе.

 3. Кто к нам пришел?

 4. Посмотри, летит самолет!

 5. Мы идем в цирк.

 4. Дифференциация типов интонации в предложении.

 Предлагаются задания, где речевой материал представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы даются в произвольном порядке.

 Учащимся предлагается сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с различной интонацией. Предложения нужно отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию и поднять соответствующие карточки.

 Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».

 Речевой материал:

 1. На улице холодно. – На улице холодно?

 2. Наступила зима? – Наступила зима!

 3. Завтра будет праздник! – Завтра будет праздник.

 4. Мама пришла домой. – Мама пришла домой?

 5. Мальчик нарисовал дом? – Мальчик нарисовал дом.

 5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте.

 Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то подними карточку со знаком ?, если спокойный и ровный голос, то карточку с точкой.

 Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

 Я умею по часам просыпаться утром сам.

 Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

 Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

 Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

 Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

 Я сам теперь умею вымыть и лицо, и шею.

 6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».

 а) Солнце светит, (грустно) Солнце светит? (удивленно) Солнце светит! (весело)

 б) На небе сверкает молния», (весело) На небе сверкает молния, (грустно) На небе сверкает молния? (удивленно)

 в) Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь, (грустно)

 7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».

 —Яму копал? Копал.

 —В яму упал? Упал.

 —В яме сидишь? Сижу.

 —Лестницу ждешь? Жду.

 —Яма сыра? Сыра.

 —Как голова? Цела.

 —Значит живой? Живой.

 —Ну, я пошел домой.

 8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».

 а) Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети катаются… (на санках). Дети катаются на санках… (с горки).

 б) Самолет летит. Самолет летит высоко. Самолет летит… (высоко). Самолет летит высоко… (в небе).

 Упражнения на формирование умения правильного

 воспроизведения интонации

 Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

 Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.

 Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как у меня».

 – Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

описание характеристики внимания у учащихся младших классов коррекционных школ...

Календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...

Календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...

Календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учебного года.

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...

Календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учебного года.

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...