Этические правила педагогических работников
статья по теме

Плешкова Александра Васильевна

Материалы содержат этические правила для педагогических работников и правила общения педагогического работника с учащимися ОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этика - сложное понятие, охватывающее все сферы морали и нравственности общества,  в том числе,  систему  норм и нравственного поведения человека какого- либо класса, общественной или профессиональной группы.

Социальный педагог в школе является  посредником между обществом и учащимися и в своей деятельности должен следовать этическим принципам.

Для того чтобы корректировать моральную и нравственную деятельность обучающегося, социальному педагогу необходимо  сотрудничать с коллегами ОУ по разрешению различных проблем и конфликтных ситуаций; созданию педагогической среды, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Администрацией ОУ и социальным педагогом  непосредственно поддерживается связь с администрацией местного  поселения,  Комитетом образования, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН, Комитетом по делам молодежи, Центром молодежи по месту жительства и  др.

Социальный педагог  строит свои  взаимоотношения с  организациями на основе доброжелательности, ориентированности на проблемы обучающихся, родителей, педагогов с учетом возможностей и назначения этих организаций. Названные  институты оказывают помощь социальному педагогу  и  педагогическому коллективу  ОУ  в работе  с семьями обучающихся  и семьями, находящимися в социально-опасном положении и детьми «группы риска».

Важным моментом в работе с учащимися является  личностно- ориентированный подход. Каждая личность неповторима, и, чтобы оказывать влияние на ребенка,  необходимо хорошо знать его индивидуальные, психологические, возрастные  особенности, уметь установить дружеский  контакт, найти правильные ненавязчивые слова, беседовать с ребенком или подростком на понятном ему языке, слышать то,  чем обеспокоен  подопечный.   Ребенок должен чувствовать, что ему хотят помочь и только тогда он идет на контакт с педагогом, доверяет свои «тайны», слушает советы, рекомендации, поучения, как поступать правильно в той или иной ситуации.

Профессиональный уровень и личностные  качества социального педагога задают тон в работе с семьей. Выдержка, культура общения, доверительность, психологическая грамотность помогают  войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи.

Изучение семьи и отношений между ее членами, семейных стилей воспитания помогают социальному педагогу иметь полное представление о том, какую роль играет семья в  становлении  подростка. Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

Гуманное и справедливое отношение социального педагога к учащемуся, поиск положительных качеств, уважение прав и свобод, вовлечение подростков в работу спортивных секций и кружков, занятия любимым делом, вовлечение в социально - значимую деятельность, профориентационную деятельность  помогают подросткам уйти от негативного влияния улицы. Позитивное  восприятие и  принятие  личности  такой,  какой  она есть, моральная поддержка, оптимизм и вера  социального педагога  в возможности и способности  личности  рождают у воспитанника уверенность в собственных силах, помогают  переживать неудачи, преодолевать трудности, формирует подготовленность к неприятию негативных проявлений действительности.

Сохранение профессиональной тайны между социальным педагогом, учащимися, учителями и родителями, установление отношений открытости между участниками процесса, уверенности в надежности получаемой информации предусматривает принцип конфиденциальности.

Конфиденциальной  (доверительной,   не  подлежащей разглашению) информацией  является все, что касается условий жизнедеятельности подопечного, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено им во взаимодействии с  социальным педагогом.

Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем обучающихся, их семей и др., несет ответственность за результаты своей деятельности, он призван гармонизировать отношения  своих подопечных и  социальной среды, помочь восстановить  им активную личную и социальную жизнедеятельность.

Компетентность (профессионализм) является ценностью  социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом.

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью  социальной работы и предполагают взаимосвязанную деятельность социального педагога и подопечных. Тактичный, осторожный контакт  в совместной деятельности позволяет разрешить негативную ситуацию или предотвратить ее.

Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности  как  уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Таким образом, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами, как естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность и в своей работе следовать этическим принципам.


Литература:

1.Т. А. Шишковец « Справочник социального педагога», Москва «ВАКО»2007.

2.Методический журнал «Работа социального педагога в школе и    микрорайоне», НОУ ЦЕНТР «Педагогический поиск» 2010, 2011, 2012г.

3.Кодекс этики социального работника и социального педагога членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» (извлечения).

4. Словарь по этике/ Под ред. И.С. Кона. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1983. – 445 с.



Предварительный просмотр:

Этические правила поведения педагогических работников

при    выполнении ими    трудовых обязанностей

При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек,

его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности  психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,

взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-_либо личных, имущественных (финансовых)  и иных интересов, препятствующих

добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям

 (законным представителям) и коллегам;

 и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России

   и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных

  этнических, социальных групп и конфессий, способствовать  межнацио-

  нальному  и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых  обязанностей,

а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

2.Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению

Коррупционно опасного поведения, своим  личным поведением подавать пример честности , беспристрастности и справедливости.

3.При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по

признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,

социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, прдъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих

нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

4.Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.

5.Педагогическим работникам  рекомендуется  соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.

6.Внешний вид педагогического работника при выполнении  им трудовых обязанностей должен  способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образо-

вательную  деятельность,  соответствовать  общепринятому  деловому

стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

    Ответственность за нарушение  положений  Кодекса

1.Нарушение педагогическим работником  положений  Кодекса

рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления,

предусмотренных уставом образовательной организации и (или)

комиссиях  по урегулированию споров, мужду участниками образовательных отношений.

2.Соблюдение педагогическим работником  положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на

соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных

взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные

функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих

трудовые обязанности.

                ( Из Кодекса профессиональной этики педагогических работников

                       организаций, осуществляющих образовательную деятельность).

 



Предварительный просмотр:

              Этика  педагогического общения с учащимися

                               ( памятка для учителей)

1.Берегите высокое, благородное звание учителя

  Помните, что личность учащихся воспитывается личностью их      

 Наставников.

2.Уважайте своих учеников. Оберегайте и  развивайте их достоинство. С развитием достоинства у учеников развиваются

и  все другие  лучшие человеческие черты. Берегите и собственное достоинство. Педагог, который не бережет собственное достоинство, не  сумеет воспитать его и у своих учеников.

3.Не подчеркивайте без особой необходимости своего превосходства над учениками. Они не забывают, что вы их учитель, но не любят, когда им часто напоминают об этом.

4.Изменяйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками

в соответствии с их возрастом, духовным ростом.

Избегайте лишней прямолинейности, штампованных нотаций

и  поучений. Предпочтительнее недемонстративные  подсказки

и ненавязчивые советы.

5.Будьте щедрее на похвалы и скупее на наказания .Следите, чтобы ваши наказания не теряли своей действенности.

Умейте управлять своим взглядом, жестами, мимикой.

6. Старайтесь владеть своим голосом, интонировать свою речь,

избегайте крика. Крик свидетельствует не о вашей силе, а о вашем

бессилии.

7.Не принимайте решения в состоянии раздражения, прибегайте к методу отсрочки, которая даст  вам  возможность умно распорядиться своим правом, а ученикам умно покориться ему.

8.Уважайте индивидуальность каждого ученика, желание его иметь в классе более высокий статус. Успех окрыляет человека, неуспех, к тому же постоянный, угнетает.

9.Контакт с целым классом в значительной степени зависит от   ваших контактов с отдельными учениками. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, сумеете избежать прямолинейных

Поучений, то сблизитесь с этими учениками, а значит, в какой-то степени и со всем классом.

10.Несите родителям учеников радость. Не злоупотребляйте

жалобами на своих учеников. Чем больше вы будете жаловаться, тем больше родители будут или защищать их, или применять

такие меры, которые будут не способствовать, а препятствовать вашим взаимоотношениям с учениками. Ваши взаимоотношения с учениками – это прежде всего, Ваше дело.

11. Извинитесь перед учеником, если Вы были нетактичны с ним.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Такт как составная часть профессиональной педагогической этики Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11 пос.Дружба Раменского района Московской области 2014

Слайд 2

«Такт» (от латинского « taktus » - прикосновение) употребляется в значении «определенная форма человеческих взаимоотношений. Такт – необходимое условие успешного общения между людьми.

Слайд 3

Для тактичного человека характерно желание поступать так, чтобы приносить как можно больше радости и добра людям. Педагог во взаимоотношениях с другими всегда осторожен и внимателен. В коллективе ведет себя, стараясь никому не испортить настроение.

Слайд 4

Уважение к ученикам, бережное отношение к их человеческому достоинству лежит в основе педагогического такта. «В воспитании всегда должен быть бережный подход к детям». (Н.Г. Чернышевский) «Нужно заботиться о развитии, а не об угнетении «внутреннего человека» своих воспитанников». (Н.А. Добролюбов)

Слайд 5

Тактичный педагог владеет большим и активным запасом разнообразных способов влияния на учеников: Сила воли; Сдержанность; Наблюдательность; Внимательность; Требовательность; Сообразительность; Чувство юмора; Различные оттенки голоса.

Слайд 6

Не менее важным является умение учителя предвидеть возможную реакцию учеников в каждом конкретном случае. Реакция учеников в большей степени зависит от взаимоотношений, которые сложились между учениками и учителем .

Слайд 7

Чтобы владеть педагогическим тактом, необходимо обладать следующими качествами: Наблюдательность; Доверие; Внимательность; Чувство справедливости; Выдержка и самообладание; Осторожность и деликатность; Психологические знания; Умение вести разговор с учениками.

Слайд 8

Доверие – это один из основных принципов во взаимоотношениях с учениками. (Обиды забываются нескоро. Нужно всё видеть, но не всё замечать)

Слайд 9

«Учитель! Оставь свое плохое настроение за порогом школы!» - гласит одно из положений классической педагогики.

Слайд 10

Этика педагогического общения с учащимися ( памятка для учителей) 1.Берегите высокое, благородное звание учителя. Помните, что личность учащихся воспитывается личностью их наставников. 2.Уважайте своих учеников. Оберегайте и развивайте их достоинство. С развитием достоинства у учеников развиваются и все другие лучшие человеческие черты. Берегите и собственное достоинство. Педагог, который не бережет собственное достоинство, не сумеет воспитать его и у своих учеников. 3.Не подчеркивайте без особой необходимости своего превосходства над учениками. Они не забывают, что вы их учитель, но не любят, когда им часто напоминают об этом. 4.Изменяйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками в соответствии с их возрастом, духовным ростом. Избегайте лишней прямолинейности, штампованных нотаций и поучений. Предпочтительнее недемонстративные подсказки и ненавязчивые советы. 5.Будьте щедрее на похвалы и скупее на наказания .Следите, чтобы ваши наказания не теряли своей действенности. Умейте управлять своим взглядом, жестами, мимикой. 6. Старайтесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, избегайте крика. Крик свидетельствует не о вашей силе, а о вашем бессилии.

Слайд 11

Этика педагогического общения с учащимися ( памятка для учителей) 7.Не принимайте решения в состоянии раздражения, прибегайте к методу отсрочки, которая даст вам возможность умно распорядиться своим правом, а ученикам умно покориться ему. 8.Уважайте индивидуальность каждого ученика, желание его иметь в классе более высокий статус. Успех окрыляет человека, неуспех, к тому же постоянный, угнетает. 9.Контакт с целым классом в значительной степени зависит от ваших контактов с отдельными учениками. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, сумеете избежать прямолинейных поучений, то сблизитесь с этими учениками, а значит, в какой-то степени и со всем классом. 10.Несите родителям учеников радость. Не злоупотребляйте жалобами на своих учеников. Чем больше вы будете жаловаться, тем больше родители будут или защищать их, или применять такие меры, которые будут не способствовать, а препятствовать вашим взаимоотношениям с учениками. Ваши взаимоотношения с учениками – это прежде всего, ваше дело. 11. Извинитесь перед учеником, если Вы были нетактичны с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-релиз Минобрнауки "Новые правила аттестации педагогических работников"

Приказом Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко утверждён новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.«Новы...

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...

по основным правам и обязанностям педагогических работников, обучающихся и их родителей по новому закону «Об образовании в РФ»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят  Государственной Думой 21 декабря 2012 года;  одобрен Советом Федерации 26 декабря года...

Приказ "Об организации аттестации педагогических работников" и ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

2. Основными задачами обязательной аттестации являются:2.1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личнос...

Права педагогических работников

Доклад на педагогическом совете...

Об утверждении состава экспертной комиссии, привлекаемых к рассмотрению конкурсных материалов на право получения премии Губернатора Иркутской области «Лучший педагогический работник в сфере дополнительного образования детей» в 2023 году

Во исполнение Указа Губернатора Иркутской области от 26 апреля 2017 года № 71-уг «О премиях Губернатора Иркутской области «Лучший педагогический работник в сфере дополнительного образовани...