конфликт с ребёнком
методическая разработка на тему

Сабаева Ирина Ивановна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobr_attestatsiya_11.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения

Цели собрания:

  1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
  2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
  3. Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения собрания: обучающий семинар.

Оборудование: Презентация “Родительское собрание по теме: “Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения”, памятки для родителей, карточки с ситуациями, карточки для теста “Роль родителя”

1. Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы с вами поговорим о проблемах воспитания детей в семье. Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первого и второго несчастий нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых. Моя должность в нашей школе – социальный педагог. По роду своей деятельности я в основном работаю именно с трудными детьми. Но болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому мы, сегодня поговорим о том, как воспитывать подростка, каких ошибок лучше избежать, какие права имеют наши дети и какие обязанности. А также, какую ответственность несут несовершеннолетние и какое существует для них наказание.

 

Сейчас мы с вами  вспомним один эпизод из детства.  Перед новым годом мы брали салфетки, ножницы и вырезали снежинки. Помните? А было ли такое, что можно было сделать две абсолютно одинаковые  снежинки? Нет!  Вот и дети – вроде бы одинаковые, но  все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.

А теперь представьте себе ситуацию: "Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. Естественно в течение определённого времени вы будете делать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы". А зачем? Чтобы показать ему, что вы ему рады, наладить тёплые взаимоотношения. Как вы думаете, в какой роли приятнее находиться: в роли иностранного гостя или принимающей стороны?

В подростковом возрасте дети напоминают тех самых иностранных гостей. И чтобы наладить теплые взаимоотношения с ними, необходимо приложить усилия, окружить их заботой и вниманием.

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. В это время  изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д. Ребёнок  уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

 Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако подростку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

В этот период ребенком особенно остро воспринимаются резкие слова взрослых. Они имеют  разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив. Среди таких слов можно выделить заклятия, проклятия, негативные пророчества, стопперы.

Заклятия – негативные определения типа: "Ты – грязнуля!", "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!" и т.д.

Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Чтоб ты провалился!", "Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!".

Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Ты никогда не станешь настоящим мужчиной!", "Будешь бомжом!".

Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай!", "Не сердись!", "Не думай о…", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!".

Соотнесите эти фразы с теми, которые вы говорите своему ребенку. Наверное, иногда хотя бы одно слово, да вылетает. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в русском языке есть поговорка "Слово, да не мимо идет"! Возможно, вы знаете и такие строки:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Будьте осторожны со словами, которые вы говорите  своим детям. Они могут сбыться!

2. Проведение теста “Роль родителя”

- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно вы справляетесь с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

Тест “Какой вы воспитатель?”

 1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

а) сгоряча накажете ребенка;

б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;

в) прежде всего переговорите с классным руководителем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

а) самая первая - подзатыльник;

б) раздраженная фраза: "Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!";

в) успокоите ребенка - ведь он сделал это неумышленно.

3. Если вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

а) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;

б) извинитесь;

в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибиться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали...

а) обрываете его: "Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!"

б) отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить;

в) объясните, что очень устали и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит написать сочинение. Как вы поступите?

а) напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение;

б) строго скажите: "Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться!";

в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а написать предложите самостоятельно.

6. "Мамочка (папочка), умоляю, давай заведем зверушку!" - просит сын или дочь. Что вы ответите?

а) "Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени";

б) "Ну что же, давай, раз тебе так хочется. Я помогу ухаживать за зверушкой";

в) "Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то зверушку я тебе куплю, но помни, что ухаживать за зверушкой придется только тебе".

Результаты

Если вы 6 раз выбрали ответ под буквой "в", значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если "угадали" наполовину - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если же меньше - придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.-

3. - Уважаемые родители! Каждый из вас теперь имеет представление о себе как о родителе. Каковы бы не были результаты – конфликтных ситуаций не избежать.  Дети растут, расширяется круг общения, появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые. Вам, родителям, следует помнить, что кризисная ситуация, не пройдёт сама по себе, она требует вмешательства взрослых для её разрешения. Делаем это в 3 этапа:

  • Первый этап « Прояснение»
  • Сначала необходимо выслушать ребенка.
  • Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
  • Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
  • Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
  • Понять, какая потребность ребенка ущемлена.
  • Попытаться доступно объяснить ваш запрет.
  • Второй этап «Банк идей»
  • Начать с вопроса: «Как же нам быть?», «Как поступить?»
  • Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
  • Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
  • Если предложений много, их можно записать на бумаге.
  • Третий этап «Важный выбор»
  • Провести совместное обсуждение предложений.
  • При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
  • Определить и осознать истинные желания друг друга.
  • Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать «трудные» вопросы.

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. Причём, как показывает практика, дети хорошо знают свои права и очень плохо – обязанности. Хорошо, если в  доме распределяются  обязанности между всеми членами семьи, в соответствии с их возрастом и возможностями.  Уют, благоприятная атмосфера, мир в доме часто во многом зависит насколько ответственно и добросовестно в семье выполняются эти обязанности.

А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних?

Обратимся к законам Российской Федерации.

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 18 лет (ст. 19 Закона РФ»Об образовании»)
  • Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений, т.е для вас это Устав Лицея №2. .
  • Несовершеннолетние при определенных условиях несут
  • уголовную,
  • административную

Уголовная ответственность. С 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, все виды хищений,  терроризм, вандализм, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 УК). За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет

Административная ответственность

  • приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
  • мелкое хулиганство,
  • нарушение правил дорожного движения,
  • нарушение порядка обращения с оружием,
  • правил вечернего режима и др.
  • Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета
  • Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище (ст. 18 КАП).

Давайте подведём итог:

Что же является самым главным для подростка в столь сложный для него период жизни? Думаю, что, во-первых, подросток должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.

Родителям подростков психологи советуют:

Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне;

Не использовать ярлыки;

Помочь ребенку найти компромисс души и тела;

Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;

В самостоятельности ребенка не следует

видеть угрозу лишиться его самого;

Не перегружать подростка опекой и контролем;

Хотите, чтобы подросток сделал то,

что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел;

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

В данном материале представлены ход собрания на тему "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения", тесты для учащихся и родителей, анкета для родителей, памятка для родителей, специально по...

Родительское собрание по теме "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

Цели собрания: 1.Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.2.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.3.Предоставить родителям возм...

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребёнком", презентация.

КОНФЛИКТЫ С СОБСТВЕННЫМ РЕБЁНКОМ Цели:Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё....

Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения

Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.3, Предоставить родителям возможность с помощью теста ...

родительское собрание "конфликты с ребёнком и пути их решения".

Примерная памятка для родителей по предупреждению конфликтов. 1.      Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.2....

«Правила общения при конфликте с ребёнком»

ПАМЯТКА «Правила общения при конфликте с ребёнком»Будучи в позиции слушающего:...

Родительское собрание "Конфликты с ребёнком"

Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противореч...


 

Комментарии

Демченко Ирина Владимировна

Спасибо! Очень интересный материал...