МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Насонова Елена Викторовна

Основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_i_tekhnologii_sotsialno.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Идея технологизации (точнее механизации пед. дела) принадлежит А.С.Макаренко. В зарубежной пед. науке понятие пед. технологий появляется в 50-60-е годы. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появляется в 70-е годы. К первым публикациям по пед. технологиям относятся работы В.П.Беспалько (Слагаемые педагогической технологии. – М., 19890.

Выражение «соц. технология» появилась в 70-80-е годы в связи с необходимостью разработки социальных проблем в обществе.

Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения. 

Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.

Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).

Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.

Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:

- сформулированная проблема;

- совокупность методов;

- порядок их применения.

Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.

Прием – конкретизация метода, его «привязка» к реальной пед. ситуации. В соц. педагогике – это способ использования какого-либо средства в процессе соц. – пед. деятельности

Техника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.

Социально-педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств: методы, приемы, средства и алгоритм (жесткая последовательность) их применения – для решения четко сформулированной социально-педагогической проблемы с гарантированным высоким результатом, для которого имеется инструмент измерения (количественно-качественные критерии эффективности и специальные методы).

В отличие от методики технология не допускает искажений и изменений и может переноситься практически полностью. На ее применение значительно меньшее влияние оказывают субъективные факторы, например, личностные качества специалиста). Внесение существенных изменений в технологию приведет к неполучению гарантированного результата. 

Технологичная соц. пед. деятельность обладает определенной спецификой:

1. концептуальность – т.е. опора на определенную концепцию;

2. системность – т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;

3. экономичность – т.е. ее применение позволяет оптимизировать труд соц. педагога за счет создания резерва рабочего времени;

4. относительная (частичная) алгоритмизация. Основной объект деятельности – человек, поэтому процесс деятельности невозможно полностью разбить на последовательный ряд операций и алгоритмов (т.к. реакция человека непредсказуема);

5. корректируемость деятельности – т.е. возможность постоянной обратной связи ;

6. воспроизводимость (она может быть выполнена соц. педагогами, работающими в различных учреждениях и организациях).

Классификация соц. пед. технологий

К наиболее существенным основаниям для классификации соц. пед. технологий относят:

- тип соц. пед. технологии (они могут быть общими, частными и специальными);

- назначение(это может быть пед. коррекция, пед реабилитация, перевоспитание, профориентационная работа);

- субъект применения – соц. педагог ( уровень его профессионализма, индивидуальных качеств и.т.д.);

- объект назначения( ученик, семья и.т.д.);

- место применения ( образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и т.д.);

- вариант реализации (методы, применяемые в технологии, способ достижения цели, например, тренинг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных...

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Практическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней изучены и предложены конкретные технологии, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и ус...

Технология социально-педагогической работы с семьей

Методический материал содержит описание технологий социально-педагогической работы и их использование в практической деятельности. Специалистам в обсласти воспитания детей даются рекомендации и освеща...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...