Методика социально-педагогического консультирования по профессиональному определению
методическая разработка на тему

Данная методика подготовлена для доклада на методическом объединение (далее - МО) МБОУ КОШ, в целях оказания помощи педагогам по работе с учащимися по профессиональному самоопределению. 

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Методика социально-педагогического консультирования по профессиональному определению

Автор Красных В.Н

Аннотация: Данная методика подготовлена для доклада на методическом объединение (далее - МО) МБОУ КОШ, в целях оказания помощи педагогам по работе с учащимися по профессиональному самоопределению.

27.03.2018г

Пояснительная записка

1 этап Подготовка к консультированию

2 этап Первичная диагностика

3 этап Разработка предложений

4 этап Внедрение предложений

Приложение

Список литературы

Пояснительная записка

Современная обстановка в нашей стране заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным, а также  психофизиологическим особенностям человека. Рыночная экономика кардинально изменила характер и цели труда. На сегодняшний день требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим сегодня необходимо уделять внимание  проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, целью которой должно являться :

-оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

-выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Профориентационная работа  должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Но что же все-таки представляет собой понятие профориентация?

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства [1; с. 75].

А.Д. Саронов определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися” [9, с. 28].

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация – это система мер, потому что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.

Как считает Т.А. Шишковец, система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества[11; с.96].

В.С.Мухина считает, что общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися” [5; с.37].

Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:

— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

— выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда [2, с.122].

К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:

— постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

— формирование положительного отношения к труду как к ценности в жизни;

— развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

— оказание морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);

— формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

— диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

— разработка программы реализации профессионального выбора учащегося [5, с. 47].

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Профессиональный отбор (подбор).

3. Социально-профессиональная адаптация.

4. Профессиональная консультация. [11; с 116].

Профессиональное просвещение — пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др. [12].

Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих профессий[12].

Профессиональный отбор и подбор — две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии и его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны [10 с.86].

Профессиональная адаптация — процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу, и достижение ими в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на предприятии [10; с.174].

Многие социологи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве.

Н.С. Пряжников утверждает, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделет его на четыре периода:

— подготовка к труду в школе;

— выбор профессии;

— профессиональная подготовка;

— начало трудовой деятельности

В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу.

Ключевым понятием в профориентационной работе является определение профессионального самоопределения.

Самоопределение — процесс и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения и проявления человеком внутренней свободы [7, с.82].

Профессиональное консультирование – метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной жизни [10, с.176].

Задача профконсультации - подвести учащихся к осознанному выбору профессии.  Период проведения консультации предполагает весь период школьного обучения.

Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей учащихся, их общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей. При проведении консультации должны учитываться так же потребности рынка труда, возможности трудового устройства, профессионального роста, условия труда и т.п.

Выделяют такие основные функции профконсультации как: информационная и диагностическая.

Информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях а также сведений справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях.

Диагностическая функция предполагает определение уровня развития основных физиологических и психологических особенностей учащихся.

Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, с выбором профессии и места работы, путей самоопределение личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а так же с профессиональной реабилитацией школьников, частично утративших трудоспособность.

Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:

Профилактику профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающего готовящих учеников, обучаемых.

Оперативную помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, а так же пассивность и беспомощностью.

Для компетентного проведения консультации социальному педагогу необходимо разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.

Профессиональное  консультирование , проводимое социальным педагогом , заключается прежде всего  в изучении личности учащегося, на основе чего в последствии даются учащемуся профессиональные рекомендаци. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому социальный педагог может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями.

Значительное место в работе социального педагога по профориентации занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся [8, c. 28].

Еще одна форма профориентационной работы социального педагога  - лекции о профессиях.

Данную форму применяют при изложении сведений по содержанию труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий психофизиологическими особенностями личности; о достижениях в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции используют для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций.

Лекция должна быть достоверной, а сообщаемые факты должны соответствовать действительности, а также отражать современные состояния развития отраслей производства.

Основным источником для получения социальным педагогом разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются учащимся, родителям, педагогам.

Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно большое количество школьников.

Тест — может быть представлен в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов заключается в объективной установке наличия обследуемых школьников свойств, умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В связи с тем, что тестирование представляет собой набор стандартных заданий, на выполнение которых отводится определенное количество времени. Тесты целесообразно использовать для получения срезов уровня развития тех или иных свойств и качеств личности.

В условиях сельских школ выбор будущей профессии подростком очень затруднен. Родители и учащиеся не имеют достаточной информации о профессиональных особенностях рынка труда. К тому же и сама инфраструктура села также не позволяет учащимся всецело иметь представление о будущей профессии. Это вызвано отсутствием  на территории сельской местности профессиональных учебных заведений, малого количества предприятий , а также отсутствия крупных предприятий, где спектр профессий очень широк, отсутствие специалистов, готовых оказать профессиональную помощь или предоставить информацию, например, о рынках профессий в селе, регионе.

В ходе работы с учащимися социальный педагог сталкивается с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в целом. У многих учащихся обнаруживается отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность. Порой не сделав рациональный выбор будущей профессии , окончив 9, 11 классов  подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья и это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.

Таким образом выбор профессии становится все более трудной задачей для подростков , поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная неосуществимость отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни.

Задача социального педагога помочь подростку определиться с выбором дальнейшей профессии, помочь ему в раскрытии своих способностей. Для достижения этой цели  социальный педагог должен применять различные профориентационные методики. Рассмотрим этапы методики (группового) консультирования. Соблюдение технологических этапов социально-педагогического консультирования способствует успешности процесса.

1 этап Подготовка к консультированию

На первом этапе в задачу социального педагога входит знакомство с учащимися. Этап знакомства очень важен т.к именно он может определить дальнейший процесс консультации. Знакомство можно провести путем ознакомительной беседы, включая анкетирование, опроса. Задачей анкетирования является определения уровня готовности учащегося в выборе своей будущей профессии. Выяснить профессиональные намерения учащегося. Что он собирается делать после школы: учиться, работать, то и другое. В каком учебном заведении собираешься учиться (если намерен получать дальнейшее образование). Учащийся должен описать основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией. На данном этапе социальному педагогу важно суметь выделить тех учащихся, у которых уже сформировались некоторые понятия к будущей своей профессии, и тех учащихся, которые испытывают трудности в определении будущей профессии.  Очень важно поддержать таких детей. Социальный педагог, слушая и задавая вопросы, должен направлять беседу таким образом, чтобы получить всю ту информацию о проблемах интересующих подростков в выборе профессии,  для грамотного перехода на следующий этап консультации. 

Также  на данном этапе следует взять во внимание мнение родителей, которые не мало, важным считают выбор профессии их детьми. Итак вторым знакомством будет является знакомство с родителями. Почему? Дело в том , что порой родители играют не мало важную роль в определении будущего подростка. Существуют такие семьи, где родители, минуя интересы своих детей, сами определяют за них будущую профессию. Решают куда и на кого поступить, что приводит к дальнейшим проблемам. Ребенок бросает учебное заведение, долго не может самоопределиться. Чтобы не допустить этого социальный педагог должен включить родителей в консультативную деятельность. Тут также можно провести анкетирование с целью собрать информацию о роде занятий родителей, об образовании, статусе семьи.

На данном этапе социальный педагог должен помочь подростку сформировать понятие о  важности его выбора.  

С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере.

2 этап Первичная диагностика

Цель данного этапа исследовать интересы, склонности, способности и умения подростка. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать.  Профориентационная диагностика осуществляется с помощью специально разработанных диагностических методик, которые можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные методики выявляют успешность (результативность) и/или способ (особенности) выполнения той или иной деятельности. К объективным методикам относятся, например, тесты интеллекта и тесты способностей. Особенность объективных методик состоит в том, что они опираются не на словесные ответы или самооценки, а на не зависящие от сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также продукты его деятельности.

При использовании субъективных методик диагност получает сведения, сообщаемые о себе самим обследуемым, его самоописание, самооценивание особенностей своей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. К субъективным методикам относятся различные опросники, например, личностные, опросники состояния, настроения и т.п.

В дальнейшей работе, социальным педагогом могут быть использованны следующие  субъективные методики исследования сферы профессиональных интересов и склонностей, ценностей, мотивов, например, методика «Мотивы выбора профессии» Р.Е. Овчаровой, «Опросник профессиональных предпочтений» Л.Н. Кабардовой, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина. Помимо этого, в профориентационных целях можно использовать методики изучения личностных особенностей, интеллекта, психических процессов (внимание, память, воображение), например, опросник Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, корректурная проба Б. Бурдона.

В групповой консультации диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа "Я", представления о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности. Такая консультация может затрагивать различные психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Например, в ходе консультации, посвященной теме "Темперамент в профессиональной деятельности", социальный педагог знакомит слушателей с понятием "темперамент", его типами, характерными для каждого типа свойствами. Желательно выяснить, задавая вопросы, уровень и качество информированности учащихся по теме консультации. Затем они могут определить свои темпераментные характеристики (уровень интроверсии - экстраверсии и нейротизма) с помощью личностного опросника Айзенка. На заключительном этапе обсуждается влияние темпераментных характеристик на успешность профессиональной деятельности, их роль в формировании индивидуального стиля деятельности.

3 этап Разработка предложений

Целью данного является знакомство учащихся с банком профессий , а также с профессиями которые можно получить на территории региона.  При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации — 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную ценность групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы.

Во время данного этапа социальный педагог может осуществить дополнительный сбор информации методами интервьюирования. В процессе консультирования необходимо также обсудить изменились ли  планы подростка на будущее, цели и ценности. Подросток, у которого есть планы на будущее будет стараться выполнять принятые вследствие консультирования решения.

4 этап Внедрение предложений.

На данном этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Социальный педагог должен подвести итог данной работы с учащимися, проведя опрос, что дала им консультация, достигнуты ли её цели, какие выводы они сделали. Также на данном этапе разумна будет встреча социального педагога с родителями,  для ознакомления родителей с тем или иным решением подростка. Дать рекомендации родителям для сопровождения ими подростка к поставленной цели получения профессии.

Проведение консультации  предполагает обязательное знакомство учащихся с ее результатами, а также с рекомендациями  социального педагога:

- как подростку  соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности,

- от каких профессий (а их немного) следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям,

- как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

Одно из ключевых направлений в школьном профориентационном консультировании — содействие подростку в формировании жизненной перспективы, осознании им образа будущего. Это требует от социального педагога  более широкого взгляда на ситуацию учащихся, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижении, материальным благосостоянием и духовным развитием.

На этом этапе также формулируются "домашние задания" или рекомендации для самостоятельной подготовки учащегося к будущей профессии. Желательно, чтобы подросток сначала сам высказал свое мнение об итогах консультации.

На завершающем этапе  желательно отметить положительные стороны подростка, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга.2006.

2. Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. – М.: — Педагогика, 1983.

3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1997.

4. Кухарчук А.М., Седова Е.Л., Лях Е.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. – М.: Белорусская навука.2000.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.

6. Примакова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Примакова, И.С. Пряников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

7. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999.

8. Розин В.Н. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992. №1 с 98-105.

9. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.

10. Толстых А.В. Возраст и жизнь, М.: Молодая гвардия, 1988.

11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ авт.- сост. Т.А. Шишковец.- 2-е изд.; перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007.

12. portal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.

Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от обще...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ ДЕТИ-СИРОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Цель консультирования – знакомство со студентами нового набора, сбор первичной информации об их социальном благополучии.Задачи консультирования:- расположить студентов – первокурсников к общению и дал...

Социально-педагогические особенности преподавания обществознания в профессиональных заведениях.

В процессе социализации молодежи существенную роль играет обществоведческое образование....

Методические рекомендации по разнообразным формам социально-педагогического консультирования (из опыта работы).

Проблема социально-педагогического  консультирования   считается весьма  актуальной для всех участников образовательного процесса.Актуальность и необходимость  предложенных ме...