Социально-педагогические особенности преподавания обществознания в профессиональных заведениях.
статья по обществознанию на тему

В процессе социализации молодежи существенную роль играет обществоведческое образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poned.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогические особенности преподавания обществознания  в профессиональных заведениях.

Сегодня профессиональные заведения среднего звена находятся в стадии реформирования, что обусловлено рядом причин: сформировался рынок труда, создается и укрепляется негосударственный сектор экономики, меняется профессиональная структура рабочего класса, возрастает потребность личности и общества в получении профессий, характерных для рыночной экономики. Задача профессиональных заведений  - вести подготовку с учетом новых условий, для этого необходимы перемены.

В процессе социализации молодежи существенную роль играет обществоведческое образование. Современные подходы к его целям формулируются следующим образом: «социальный заказ» должен отражать потребности российского общества в целом, учитывать не только состояние и тенденции развития общества, но и потребности личности. Одной из основных задач курса обществознания является развитие у студентов гражданской ответственности, критического мышления, способности к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном анализе окружающей действительности.

Преподавание обществознания  в профессиональных заведениях отличаются от тех, которые имеются в общеобразовательной школе. Идея гуманизации профессионально-технического образования специфична своей профессиональной направленностью, так как студенты  рассматриваются не только как будущая производительная сила, но и как профессионально развивающаяся личность. Это требует сегодня пересмотра всех компонентов организации учебно-воспитательного процесса в профессиональных заведений.

В условиях рыночной экономики, для которой характерны многообразие форм собственности, конкурентность, высокие требования к профессионализму, осложнение выбора профессий, происходит раннее взросление, социальная акселерация молодежи в условиях новых отношений в обществе; расслоение общества по материальному признаку. Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2014-2016 гг., стала разработка особого документа – «Бюджета для граждан», с помощью которого каждый гражданин может разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.  

Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.  Имеют место безработица, разнообразие образовательных запросов, сложности в трудоустройстве и оплате труда, особенно молодых специалистов. Возникла необходимость коренного преобразования системы подготовки рабочих, что затрагивает не только содержательную сторону процесса образования в профессиональных заведениях.  

Преподавать решает методическую сторону — каким образом достичь наибольшей эффективности преподавания и результативности обучения в целом и по предмету.

Многообразие применяемых в профессиональных заведениях организационных форм обучения не исключает единства требований к ним. Актуальны и значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том, что час работы научит больше, чем день объяснений. Поэтому важнейшим требованием к любой организационной форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно развивающую учащихся деятельность. Одинаковое образование всех учащихся невозможно. Его никогда не было, и сейчас нет. Организационные формы обучения должны способствовать активности учебной деятельности учащихся: разное содержание. Структура, объем учебной работы, соответствующие реальным возможностям каждого обучающегося и главное-создание условий, позволяющих раскрыться даже при фронтальных формах обучения.            Например, через участие в беседах, при высказывании своего мнения в процессе коллективного обсуждения ответов на вопросы, требующих для своего разрешения творческого поиска, догадки, особое внимание на эффективность обучения оказывают интеллектуальные эмоции- эмоции удивления, догадки, сомнения, новизны, уверенности, а также эмоции успеха, неуспеха, связанные с результатом мыслительной деятельности. Для создания педагогически целесообразно эмоциональной насыщенности процесса обучения необходимо продуманное, целенаправленное планирование активизации интеллектуальных эмоций учащихся не только через содержание учебных курсов, но и посредством новизны методики добывания знаний путем применения нестандартных организационных форм обучения.

Органическое сочетание профессиональной и общеобразовательной подготовки является одним из важных условий функционирования системы профессиональных заведений и определяет профессиональную направленность в преподавании общеобразовательных дисциплин, среди них особое место занимает курс обществознания, который обеспечивает формирование у студентов современной картины мира; адекватный мировому уровень культуры.