ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. УРОК ПО ТЕМЕ: "КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА".
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

 

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

 

            На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов обучения праву.

Слово «метод» обращает нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч. путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны.

Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6-7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16-18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе.

Начиная знакомить школьников с законами на уроках обществознания основной упор идет на законы закрепляющие их права и обязанности, мы можем назвать их много, но основной — это Конвенция ООН принятая в 1989 году о правах ребенка.

Выбирая способы изложения материала, я остановилась на делении темы: на урок и внеклассное мероприятие.

На уроке проходит изучение материала: лекция, обсуждения и решение проблемных задач.

На внеклассное мероприятие выносится закрепление материала в форме игры, когда класс делится на группы. Здесь применяются следующие методы: кроссворд; блиц — турнир, и защита групповых проектов школьной конвенции.

Изучение данной темы должно проходить интересно и красочно, так как многие дети в современном обществе подверженны насилию и зная свои права и помня обязанности, они уже будут подготовленны к опасности.

Задача с овременного учителя не заставлять ребенка заучивать материал, а заинтересовать его, и  объяснить где его можно найти, для более масштабного рассмотрения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УРОК.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

УРОК ПО ТЕМЕ «КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

         Цель занятия: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Задачи:

- определить основные критерии выделения прав детей;

- соотнести права и обязанности детей;

- способствовать осознанию учащимися ответственности за свои права и формированию у них уважительного отношения к правам других людей.

Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, газетные публикации (казусы), презентация.

Словарь урока: конвенция, конституция, ребенок, права.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Класс приветствует учителя и делится на две группы. На доске тема и план урока. Учащимся ставятся проблемные вопросы, какие права детей нарушаются? В каком международном документе записаны права детей?

II. Изучение нового материала.

План урока:

1.     Кто такой ребенок? Что такое права ребенка

2.     Документы закрепляющие права ребенка.

3.     История и цель создания Конвенции ООН.

Учитель: ребята на доске написаны анаграммы расшифруйте их:

1.     КЕРЕБОН

2.     ЛОДЫЖН

3.     ТИЖЬ

Ученики: ребенок должны жить.

Учитель правильно под таким девизом пройдет наш урок. А кто такой ребенок?

Ученики: Ребенок – это человек.

Учитель: правильно. Согласно Семейному Кодексу ст. 54 ребенок – лицо, не достигшее возраста 18 (совершеннолетия). Что такое права ребенка?

Ученики: права ребенка – это свод прав детей, записанных в международных документах.

Учитель: молодцы. Какие документы закрепляют права детей?

Ученики: Конституция России принятая 12 декабря 1992 года, Семейный Кодекс, Трудовой Кодекс, Кодекс Административных правонарушений.

Учитель: правильно, но есть международный документ закрепляющие права ребенка – это Конвенция ООН о правах ребенка принятая в 1989 году. Конвенция – (convention) – договор, соглашение) – разновидность международного договора, в котором прописаны нормы являются юридически - обязующими для сторон подписавших конвенция.  Цель создания конвенции?

Ученик: обеспечить защиту детей. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНЕСКО). А в 1948 году Генеральная Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека.

Учитель:  молодцы. Но первым актом ООН касающиеся детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году Декларацию в которой были сформированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».  Но 1979 год ООН провозгласило международным годом ребенком, в ознаменовании этого было выдвинуто предложение Польши в 1978 году проект конвенции о правах ребенка, но работа над предлагаемым проектом велась десять лет и завершилась в 1989 году, через тринадцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Каждая группа получает «сценку из семейной жизни» (группы ребят заранее получили задание по их подготовке):

- семья смотрит телевизор, взрослые указывают, что может смотреть ребенок;

- семья ужинает и указывает ребенку, что необходимо и полезно кушать;

Учащиеся разбирая эти примеры, должны прийти к выводу, что происходит нарушение прав. Пользуясь Конвенцией ООН  необходимо найти статьи с нарушенными правами и выписать их.

II. Рефлексия изученного материала.

1.     Дать определение термину конвенция.

2.     Кто такой ребенок?

3.     Когда была принята Декларация ООН?

4.     Кто был инициатором и выступил с проектом Конвенции, на Генеральной Ассамблее ООН?

III. Домашнее задание.

По группам подумать над проектом школьной Конвенции. Найти примеры нарушения прав ребенка в России, Краснодарского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cel_zanyatiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ МБОУ ООШ №11 Полякова Д.В.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

        На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов обучения праву.

Слово «метод» обращает нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч. путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны.

Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6-7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16-18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе.

Начиная знакомить школьников с законами на уроках обществознания основной упор идет на законы закрепляющие их права и обязанности, мы можем назвать их много, но основной — это Конвенция ООН принятая в 1989 году о правах ребенка.

Выбирая способы изложения материала, я остановилась на делении темы: на урок и внеклассное мероприятие.

На уроке проходит изучение материала: лекция, обсуждения и решение проблемных задач.

На внеклассное мероприятие выносится закрепление материала в форме игры, когда класс делится на группы. Здесь применяются следующие методы: кроссворд; блиц — турнир, и защита групповых проектов школьной конвенции.

Изучение данной темы должно проходить интересно и красочно, так как многие дети в современном обществе подверженны насилию и зная свои права и помня обязанности, они уже будут подготовленны к опасности.

Задача с овременного учителя не заставлять ребенка заучивать материал, а заинтересовать его, и  объяснить где его можно найти, для более масштабного рассмотрения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УРОК.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

УРОК ПО ТЕМЕ «КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

        Цель занятия: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Задачи:

- определить основные критерии выделения прав детей;

- соотнести права и обязанности детей;

- способствовать осознанию учащимися ответственности за свои права и формированию у них уважительного отношения к правам других людей.

Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, газетные публикации (казусы), презентация.

Словарь урока: конвенция, конституция, ребенок, права.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Класс приветствует учителя и делится на две группы. На доске тема и план урока. Учащимся ставятся проблемные вопросы, какие права детей нарушаются? В каком международном документе записаны права детей?

II. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Кто такой ребенок? Что такое права ребенка
  2. Документы закрепляющие права ребенка.
  3. История и цель создания Конвенции ООН.

Учитель: ребята на доске написаны анаграммы расшифруйте их:

  1. КЕРЕБОН
  2. ЛОДЫЖН
  3. ТИЖЬ

Ученики: ребенок должны жить.

Учитель правильно под таким девизом пройдет наш урок. А кто такой ребенок?

Ученики: Ребенок – это человек.

Учитель: правильно. Согласно Семейному Кодексу ст. 54 ребенок – лицо, не достигшее возраста 18 (совершеннолетия). Что такое права ребенка?

Ученики: права ребенка – это свод прав детей, записанных в международных документах.

Учитель: молодцы. Какие документы закрепляют права детей?

Ученики: Конституция России принятая 12 декабря 1992 года, Семейный Кодекс, Трудовой Кодекс, Кодекс Административных правонарушений.

Учитель: правильно, но есть международный документ закрепляющие права ребенка – это Конвенция ООН о правах ребенка принятая в 1989 году. Конвенция – (convention) – договор, соглашение) – разновидность международного договора, в котором прописаны нормы являются юридически - обязующими для сторон подписавших конвенция.  Цель создания конвенции?

Ученик: обеспечить защиту детей. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНЕСКО). А в 1948 году Генеральная Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека.

Учитель:  молодцы. Но первым актом ООН касающиеся детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году Декларацию в которой были сформированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».  Но 1979 год ООН провозгласило международным годом ребенком, в ознаменовании этого было выдвинуто предложение Польши в 1978 году проект конвенции о правах ребенка, но работа над предлагаемым проектом велась десять лет и завершилась в 1989 году, через тринадцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Каждая группа получает «сценку из семейной жизни» (группы ребят заранее получили задание по их подготовке):

- семья смотрит телевизор, взрослые указывают, что может смотреть ребенок;

- семья ужинает и указывает ребенку, что необходимо и полезно кушать;

Учащиеся разбирая эти примеры, должны прийти к выводу, что происходит нарушение прав. Пользуясь Конвенцией ООН  необходимо найти статьи с нарушенными правами и выписать их.

II. Рефлексия изученного материала.

  1. Дать определение термину конвенция.
  2. Кто такой ребенок?
  3. Когда была принята Декларация ООН?
  4. Кто был инициатором и выступил с проектом Конвенции, на Генеральной Ассамблее ООН?

III. Домашнее задание.

По группам подумать над проектом школьной Конвенции. Найти примеры нарушения прав ребенка в России, Краснодарского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция в 10 классе на тему "Конвенция ООН по правам ребенка"

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ: "КОНВЕНЦИЯ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА"10-ый класс. Цикл: Легко ли быть молодым?Автор учебника В. П. Кузовлев.Вид речевой деятельности: Говорение.Цель урока: Развитие умения говори...

Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике....

Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.

Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....

Методический доклад «Особенности методики преподавания анатомии и физиологии человека».

В основании большинства наук, предметом изучения которых является человек, лежит анатомия – наука о строении человеческого организма и его частей. В рамках изучения анатомии как предмета учебной прогр...

Доклад по теме: "Особенности методики преподавания анатомии и физиологии человека"

Предлагаю Вам методический доклад об особенностях преподавания дисциплины ОП.03 Анатомия и физиология человека в медицинских колледжах. Данный материал может быть использован преподавателями в своей п...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...