Главные вкладки

    Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».
    план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    Казакова Нина Ивановна
    1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно трактовать как сочинение, которому предшествует исследовательский этап. Для этого учащаяся должна была встретиться с Денисом, с его родителями, друзьями, одноклассниками, расспросить и ознакомиться с жизнью, проблемами, интересами этого мальчика. 3. Показывается творческий характер исследовательской работы. Результатом стали наброски сочинения, которые обсуждались вместе с учителем. Выбирается сюжетная линия сочинения «Один день из жизни Дениса». После Мария приступила к написанию сочинения. 4. В исследовательской работе учащейся, во вступительной части уделяется внимание источникам, документам, законам, отражающим права детей-инвалидов и вопросам: как общество реагирует на таких людей? как государство помогает им? Основная часть - сочинение о том, как учится, чем занимается в свободное время Денис. В этой части отражены беседы во время встреч с мальчиком, с его одноклассниками, с родителями. 5. Данный проект создаёт у учащихся представление о том, что дети с ограниченными возможностями имеют равные права, как и здоровые дети; повышает мотивацию к обучению, вызывает у учащихся чувство эмпатии (сопереживания) за таких детей; содействует нравственному воспитанию молодого поколения; формирует умения школьников самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать наиболее значимый материал, анализировать имеющуюся информацию, интерпретировать результаты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx27.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

    Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

    профессиональной переподготовки работников образования

    Проектная работа по обществознанию на тему:

    Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания.

    Урок – защита проектов по теме:  «Права ребенка».

    Казакова Нина Ивановна

    (istorik59@mail.ru)

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

    c углубленным изучением отдельных предметов"

    города Буинска Республики Татарстан

    (СОШ №1г. Буинск РТ)

    Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания.

    Урок – защита проектов по теме:  «Права ребенка».

    Казакова Нина Ивановна

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

    c углубленным изучением отдельных предметов"

    города Буинска Республики Татарстан

    (СОШ №1г. Буинск РТ)

    Аннотация

    1. В докладе дается характеристика  типа проекта, предполагающий  максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта.  
    2. Отмечается, что проект можно трактовать как сочинение, которому предшествует исследовательский этап. Для этого учащаяся должна была встретиться с Денисом, с его родителями, друзьями, одноклассниками, расспросить и ознакомиться с жизнью, проблемами, интересами этого мальчика.
    3. Показывается творческий характер исследовательской работы. Результатом стали наброски сочинения, которые обсуждались вместе с учителем. Выбирается сюжетная линия сочинения «Один день из жизни Дениса». После Мария приступила к написанию сочинения.
    4. В исследовательской работе учащейся, во вступительной  части уделяется внимание источникам, документам, законам, отражающим права детей-инвалидов и вопросам: как общество реагирует на таких людей? как государство помогает им? Основная часть - сочинение о том, как учится, чем занимается в свободное время Денис. В этой части отражены беседы во время встреч с мальчиком, с его одноклассниками, с родителями.
    5. Данный проект создаёт  у учащихся представление о том, что дети с ограниченными возможностями имеют равные права, как и здоровые дети; повышает мотивацию к обучению, вызывает у учащихся чувство эмпатии (сопереживания) за таких детей; содействует нравственному воспитанию молодого поколения; формирует умения школьников самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать наиболее значимый материал, анализировать имеющуюся информацию, интерпретировать результаты.

    Как организовать работу над проектом?

    Остановлюсь подробнее на одном из них. Этот проект был создан в рамках урока обществознания,  в 9 классе, по учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А., Москва, Русское слово, 2012 год, по теме урока: «Конституция». Проектно - исследовательскую работу на тему «Права ребенка с ограниченными возможностями», выполнила ученица 9 а класса Фомина Мария. Проект Марии был отмечен на Всероссийской конференции «Права человека - глазами ребенка» дипломом 3 степени. В ходе организации работы была составлена технологическая карта.

    Технологическая карта

    Содержание работы

    Работа учащейся Фоминой Марии.

    Консультации учителя Казаковой Н.И.

    Вводный этап. Выбор темы проекта, определение цели, задачи проектной деятельности. Тема «Права ребенка с ограниченными возможностями»

    Цели: ознакомиться с правами ребенка с ограниченными возможностями.

    Задачи:

    1. Изучить Конвенцию о правах ребенка и  Конституцию РФ.
    2. Ознакомиться с условиями жизни детей-инвалидов.

    Работа с материалами: «Конвенция о правах ребенка», Конституция РФ, встреча с детьми- инвалидами, поиск информации в Интернет, работа в библиотеках.

    Ведение консультации по технологии выполнения проектных работ. Обсуждение идей по проекту. Составление плана работы над проектом. Изучение Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка.

    Поисковый этап.

    Сбор, анализ и систематизация информации. Оформление макета проекта, самоконтроль. Подготовка к набору на компьютере.  

    Консультации по графику. Регулярные организационно-консультативные занятия по содержанию учебных проектов.

    Итоговый.

    Оформление проекта, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.  

    Помощь в разработке отчета о работе, подготовка к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов, участие в анализе проделанной работы.

    Методический паспорт проекта «Права ребенка с ограниченными

    возможностями».

    Адресат:  учителя и учащиеся школ, родители детей с ограниченными возможностями,  общественность, все, кто интересуется данной темой.

    Цели: 

        -создать у учащихся представление о том, что дети с ограниченными возможностями имеют равные права, как и здоровые дети;          

        -повысить мотивацию к обучению, вызвать у учащихся чувство эмпатии (сопереживания) за таких детей;

       -содействовать нравственному воспитанию молодого поколения;

       -формировать умения школьников самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать наиболее значимый материал, анализировать имеющуюся информацию, интерпретировать результаты;

       - способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

    Тип проекта: творческий, с элементами информационного, межпредметный (право, история, литература), национальный, индивидуальный, долгосрочный, творческая  письменная работа «Сочинение «Один день из жизни Дениса» с соблюдением правовой достоверности.

    Авторы проекта: инициатор, составитель, редактор – Фомина Мария.

    Возраст участников: учащиеся 9-11 классов.

    Время работы над проектом: январь-июнь 2013год.

        Алгоритм проведения проектной деятельности  я вывела следующий:

              1.Предпроект.

              2.Планирование работы.

              3.Анализ и обобщение собранного материала.

              4.Презентация и защита проекта.

    Важным этапом проектной работы учащихся является знакомство со структурой научных текстов:

     - титульный лист;

     - оглавление;

     - введение;

     - главы основной части;

     - заключение;

     - список использованной литературы;

     - портфолио.

    Наибольшее затруднение, как показывает практика, вызывает у учащихся написание введения, т.е. определение целей проекта, задач, обоснование проблемы. Поэтому очень важно на первых занятиях познакомить учащихся со структурными частями введения. Проработав, изучив, отобрав все необходимые документы, учащиеся подготовили проекты - исследования по истории родного края.

    На изучение темы отводится два часа.

    На уроках учащиеся должны уяснить, что такое права ребенка и где они закреплены? Какие виды прав они знают? Какие права важны для ребенка? кто такие дети с ограниченными  физическими возможностями?

    Понятия урока:  права ребенка, Конвенция о правах ребенка,    дееспособность, правоспособность.  

    Этап I. Актуализация знаний учащихся о понятиях дееспособность, правоспособность, право.  

    План урока: 1. Конвенция о правах детей.

                       2. Права детей с ограниченными возможностями  

                             (презентация, защита проектов).

    Этап II. Переход к вопросу по Конвенции о правах ребенка.

    Урок начинается с мотивационной беседы, призванной подвести учащихся к пониманию значимости изучаемого вопроса

            Сочинение «Один день из жизни Дениса».

    Спасибо, жизнь!

    С этой мыслью каждый день просыпается Денис Тютин. Он ученик седьмого класса Раковской основной школы. Мальчик счастлив тем, что каждый день, проснувшись, может делать много полезного для себя и окружающих его людей. Несмотря на свой страшный недуг, а он болен ДЦП, мальчик живет и радуется жизни. Он старший в семье, ему недавно исполнилось тринадцать  лет. Утром Денис встает тихо, чтобы не разбудить своего брата-третьеклассника и свою трехлетнюю сестренку, одевается и идет на кухню, где уже хлопочет мама. Родители Дениса любят петь, эту любовь к музыке они передали своему первенцу, поэтому в их ломе постоянно звучат музыка и песни.

    Сегодня у мальчика в школе его любимые уроки: математика, чувашский язык, рисование и физкультура. К каждому уроку Денис старательно готовится. Проверив портфель, он идет в школу. Именно ИДЕТ и, конечно, поет свои любимые чувашские народные песни. По дороге мальчик встречает своих одноклассников, и они вместе отправляются в школу, напевая известные им песни. Войдя в класс, Денис забывает обо всем, он поглощен учебой.  На уроках он очень активный,  поднимает руку и отвечает на все вопросы. Приготовившись к уроку, мальчики позвали Дениса поиграть в догонялки. Немного подумав, он согласился. Понимая болезнь Дениса, друзья иногда ему поддаются, чтобы в очередной раз услышать звонкий смех друга. На уроке учитель математики дал классу самостоятельную работу. В классе стоит тишина, и только можно услышать стук часов и негромкое пение Дениса. Учитель его не ругает, он и сам с наслаждением слушает его. После  математики у Дениса по расписанию рисование. Мальчик хорошо рисует и у него в журнале одни пятерки. Следующий урок - чувашский язык. Этот язык - родной для Дениса. Он его хорошо знает и с удовольствием поет на этом языке. Недавно Денис принимал участие в музыкальном конкурсе на чувашском языке и занял первое место. Последний урок - физкультура - один из любимых уроков Дениса. Даже здесь не отстает он от своих одноклассников. Денис очень любит играть в футбол. Учитель физкультуры В. Кириллов хвалит мальчика и говорит: «Если бы у парня были здоровые ноги, из него получился бы хороший спортсмен». Еще Денис увлекается шахматами и шашками, он часто остается играть после уроков. Во время игры Денис получает удовольствие. Он всегда старается выиграть, и у него это часто получается. Недавно участвовал в районном конкурсе «Белая ладья», где занял I место. После игры Денис торопится домой, чтобы поделиться с родителями своими успехами и победами.

    Переступив порог своего дома, мальчик почувствовал, что очень сильно устал. Присев отдохнуть, он вдруг снова вспомнил о своей болезни. Мальчик решил подробнее узнать о своем диагнозе. И пока родителей нет дома, взяв в руки энциклопедический словарь, он прочитал следующее: «ДЦП - очень тяжелое врожденное заболевание, при котором отказываются работать руки, ноги, при ясном разуме не хочет подчиняться язык. Этот недуг приковывает человека к инвалидной коляске, лишает возможности двигаться самостоятельно». Захлопнув словарь и отодвинув его в сторону, Денис не по-детски решил продолжать борьбу со своим недугом:

    Вечером раздается звонок, и его снова приглашают на очередной музыкальный конкурс «Тахарьял шапчаке» (Чувашский соловей), куда готовит свою любимую песню о маме «Ах, аннерем, анне». Денис снова включает «караоке», недавно подаренное родителями, и в доме снова звучит  мелодичный голос.

    Вот и закончился еще один день из жизни Дениса Тютина, которому всего лишь  тринадцать  лет. Я желаю тебе, Денис, чтобы у тебя было много друзей, которые не оставят тебя в беде. Пусть в твоем доме всегда будет тепло, светло и уютно. Пусть в твоем сердце поселятся спокойствие и тихая радость. Пусть твоя жизнь будет окрашена в солнечные краски, в светлые тона, в спокойные оттенки. Пусть ровное течение твоей жизни не нарушают шторма и бури. Пусть президент и правительство помнят об инвалидах, ваших заботах. Здоровья тебе, благополучия и веселых радостных песен.  Я уверена, что твоя мечта стать певцом непременно сбудется. Да будет так!

    Этап III. Выход из проблемы.

    Обобщение знаний школьников, обсуждение проблемы в форме диспута: «Выскажите свое мнение относительно прав людей с ограниченными возможностями».

          В заключении хочется отметить, что общество не должно полностью ограничивать общение детей – инвалидов от своих сверстников. Правда, не каждый школьник готов видеть в своем классе мальчика или девочку в инвалидной коляске или на костылях. Да и им сложно соревноваться с нами в каких – то физических упражнениях, доказывать нам каждый раз, что они такие же полноправные члены общества, как и мы с вами. Однако имеются и прекрасные примеры того, как достижения и успехи детей с тяжелыми функциональными отклонениями благоприятно влияют на физически здоровых учащихся, которые учатся быть отзывчивыми, терпимыми и внимательными.

    Этап IV. Подведение итогов.

    В ходе подведения итогов, учащиеся высказали предложение проводить такие уроки как можно чаще.  Главное, что ребята сами увидели «слабые места» в своей подготовке, признавшись, что плохо представляют себе жизнь людей с ограниченными возможностями. По достоинству оценили удачи своих товарищей. Говоря о недостатках проекта, отметили недостаток  времени и недостаточное количество литературы в школьной библиотеке. Общим пожеланием стало провести подобной  урок с презентацией проектов в других классах школы.

    Для меня же ценным, помимо, возросшего интереса школьников к актуальным вопросам прав детей, явилась возможность корректировки знаний и восполнения пробелов в них, уже в процессе защиты проектов.

    Стали очевидны и некоторые пути совершенствования организации проектного метода урока. Выяснилось, что решение вопросов, связанных с социальной защитой инвалидов, требует солидного социального и политического опыта, которого у учащихся пока нет. Как показывает опыт, учащиеся с интересом работают над подготовкой вопросов о правах детей, о нарушении этих прав. Активность учеников в этом случае очень высока.                                     Ценность проектов, составленных самими ребятами, исключительно велика, а нарушение прав ребенка, а тем более ребенка-инвалида, осуждается общественным мнением. Эта тема не оставила никого равнодушными.  

    Домашнее задание: собрать материал о детях с ограниченными возможностями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания

    Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...

    Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

    Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

    Презентация к выступлению "Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию"

    Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории  Акатьевой В.И....

    Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

    Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

    Урок обществознания в 7 классе по теме "Права ребенка"

    Разработка урока обществознания в 7 классе с приложениями....

    Мастер-класс Тема: «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

    Мастер-классТема: «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»...