Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Илюхина Зоя Павловна

 

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Илюхина Зоя Павловна

Преподаватель изобразительного искусства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Череповца

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.

Преподавание гуманитарных дисциплин в современной педагогике, полагаю, находится в состоянии переходного периода не от старой  «классической советской школы», лучшие достижения которой уже к середине 80-ых годов прошлого столетия были утеряны, а  в  сумбурные 90-ые и вовсе перешли к стадии которую можно оценить лишь с помощью отрицательных чисел, а от времени появления в школе нового поколения детей, граждан России привыкших с колыбели к достижениям технического прогресса и с трудом представляющих свою жизнь без компьютера.   И параллельно  осознания преподавателями, что под это поколение подстраиваться необходимо,  к периоду борьбы за право не гнаться за  западноевропейским образцом.  Где, под эгидой защиты прав человека, попираются эти же права, методом предоставления свободы тем гражданам, чей образ жизни многие столетия к «нормальному» не относился. Периоду борьбы за сохранение русского языка и восстановление утраченных высот преподавания и уровня знаний школьников.

        Гуманитарные дисциплины легко уязвимы, и «неумелыми руками» можно много дров наломать. Рассуждая о данной теме, невольно поражаешься действиям людей, работающих в Министерстве Образования. И есть чему печально удивиться:  сокращение учебных часов преподавания литературы в неделю, отсутствие единых программ и учебников, одинаковых для всех школ и классов страны, выбор рекомендуемой литературы, примитивные тестовые системы оценок и многое другое. Не каждое новаторство во благо, особенно если оно не нацелено на плодотворный результат, а лишь попытка завуалировать бездействие.

        Из множества проблем к наиболее сложным можно отнести следующие:

а) низкий уровень грамотности обучающихся

б) недостаточная практика письма и рисования

в) легкодоступный поток информации разной степени достоверности и качества

г) неумение обучающихся выделять главное из большого количества информации

Первая проблема  столь сложна, что кратко сказать о ней  не представляется возможным. Разумеется, без «комплексного лечения» здесь не обойтись. Огромное значение имеет воспитание и образование в семье.  В школе необходимо строго следить за приобретением каждым учеником  конкретно определенных знаний и умений, но если ребенок приходит в первый класс совершенно не имеющий простейших навыков, процесс обучения сводится к длительному периоду восстановления упущенного.  К сожалению, нет работающего механизма,  регулирующего выполнение родителями своих обязанностей и органов власти, контролирующих их исполнение.

           Методы преподавания гуманитарных дисциплин должны быть адаптированы к современному  темпу жизни, но не за счет упрощения заданий и навыков. Наличие печатной техники в быту, действительно, экономит массу времени взрослых людей. Детям же  в период приобретения и закрепления навыков письма, вырабатывания каллиграфического почерка необходимо выполнять работу, обходясь без помощи принтеров. Будь то подготовка доклада или творческого проекта.  Знаменитый закон «перехода количества в качество» действует и в наши дни.  Технический прогресс помогает тому, кто использует его достижения разумно. Возможно, одной из наиболее важных задач преподавателей выступают обучение школьников выделению главного в большом потоке информации, умению анализировать и делать выводы. Строго следить за недопустимостью коверканья исторических фактов и попирания принципов человечности. Уроки по истории и литературе, музыке и изобразительному искусству вполне возможно структурировать таким образом, чтобы ученики путем рассуждения приходили к определенным выводам сами. Будь то анализ или рассмотрение художественного произведения, исторического события – все желательно направлять в русло стяжания ребенком духовных качеств.

         Особое внимание хочется уделить навыкам письма и рисования. Навык грамотного и красивого письма весьма не прост, в нем переплетены  графическая, орфографическая и эстетическая функции. Недаром, каллиграфию относят к одному из видов искусства, к творческой деятельности. Не стоит забывать и про медицинский аспект каллиграфии, её положительного воздействия на тонкие мозговые процессы. В начальной школе было бы много пользы от  уроков, спланированных с учетом  периодических занятий по чистописанию и каллиграфии, с использованием не шариковых, а перьевых ручек, благодаря устройству которых можно контролировать толщину проводимых линии. Применяя наиболее эффективные методические приемы, ежедневно помогать детям в  формировании каллиграфического почерка. Возможен вариант интегрированных занятий по изобразительному искусству и чистописанию в первом классе, включающих систематизированные упражнения, позволяющие тренировать необходимые при обучении письму движения и развивать тонкую моторику руки. Практическое задание на уроках рисования можно составить из нескольких частей, одна из которых будет «замаскированным» упражнением для «юных каллиграфов». Занимаясь не примитивным раскрашиванием уже готовых картинок, в рабочей тетради, а наоборот, создавая своими силами, необходимый элемент или рисунок, ребенок приложит больше усилий, и тем лучше начнет развивать навык рисования  и письма. Координируя свою работу с учетом психофизиологических особенностей младших школьников, обращая постоянное внимание на наклон, силу нажима на ручку, кисть или карандаш, демонстрируя наиболее механически удобные приёмы проведения и соединения линий, преподаватель может создать необходимые условия для формирования устойчивого четкого и красивого почерка у школьников. В последующих классах, продолжая, в соответствии с возрастом обучающихся, упражнения по формированию навыка каллиграфического письма, можно добиться положительных результатов.

         К сожалению, преемственность учебных программ между начальной и средней школой почти отсутствует. И чем старше становятся дети, тем меньше времени уделяется контролю  красоты  их почерка. А напрасно, потребность человека в аккуратности  и старательности в письме нужно воспитывать на протяжении всего периода обучения в школе. Прилежность в «малом», влияет и на качество всей деятельности. Строгие требования к оформлению и выполнению письменных работ – шаг к воспитанию ответственных людей. Использование печатной техники в период становления почерка можно свести к минимуму, поскольку недостаточная практика письма влечет за собой не только неэстетичный почерк, но и неблагоприятно влияет на приобретение многих других учебных навыков подростка.

         Лавина информации, обрушивающаяся на современного человека, уже давно стала почти неизбежной данностью. И чтобы «не утонуть в мутной воде», нужно уметь выделять главное, минуя второстепенное или вовсе ненужное. Учить детей правильно ориентироваться во время поиска новых знаний – одна из важных задач школы. Начиная с практики формулирования определений предметов и явлений, полезно помогать обучающимся, видеть суть, искать основополагающее слово.  Умение детьми самостоятельно выводить определения вещей актуально и для гуманитарных и для точных дисциплин. Подобная практика может применяться в рамках любого урока. Акцентируя внимание на системной тренировке школьников составлению  кратких планов описания событий, произведений искусства, преподаватель помогает детям видеть наиболее значимые моменты.

Говоря о средствах массовой информации, часто даже по внешним признакам можно распознать  недобропорядочный характер некоторых программ и сайтов. И постепенно, учитывая возрастные особенности воспитанников, разъяснять эти признаки детям. Наиболее безопасно для ребенка  и подростка пользоваться Интернетом исключительно под контролем преподавателя или родителей. Воспитание с первого урока и до окончания школы устойчивого негативного отношения к жестокости, пошлости, употреблению инфернальной лексики, глумления над  духовными человеческими ценностями, поможет молодому поколению осознанно отказаться от  пагубных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. УРОК ПО ТЕМЕ: "КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА".

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».             На протяжении многих лет специалисты в области методики пы...

Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...

Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.

Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....

«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год

Выступление на  традиционной   августовской  конференции  района...

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...

Современные особенности методики преподавания ОБЖ

Необходимо дать представление детям об основах безопасности жизнедеятельности, научить их выстраивать свое поведение в соответствии с теми нормами и правилами, которые прививаются им в процессе изучен...