Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"
статья (5 класс) на тему

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской классики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_skazke.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средних классах на примере сказки

«Маленький принц» А.Сент-Экзюпери»

Автор: Бабунова Екатерина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга

 Данная статья посвящена анализу методики преподавания зарубежной литературы в средних классах, а именно сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Значение курса иностранной литературы в современной школе огромно. Прежде всего, необходимо отметить,  что сама по себе «всемирная литература» отражает процесс взаимодействия, взаимовлияния национальных литератур. Литература является едва ли не главным источником сведений о культуре данной страны. В связи с этим необходимо отметить, что развитие мировой литературы является продуктом взаимовлияния национальных литератур. Актуальность проблемы взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур определяется не только новым уровнем науки о литературе, но и эволюцией самой литературы. Точно звучит утверждение о том, что "кроме частных историй отдельных народов, есть еще история человечества. Знакомство школьников с иностранной литературой способствует пониманию уникальности и неповторимости культуры и литературы каждого народа, представлению о самобытности русской литературы, приобщению к общечеловеческим  ценностям жизни. Зачастую в современных школах курс иностранной литературы отрывочен и фрагментарен. Все чаще в методике звучит мысль о создании продуманной и последовательной системы изучения зарубежных авторов школе.

Изучение зарубежной литературы занимает очень важное место во всем курсе литературы в современной школе. Однако ситуация в школе в настоящее время такова, что  программа по русской литературе настолько насыщена, что на зарубежную литературу времени не остается, тем более что, произведения зарубежных авторов изучаются в конце учебного года. Тогда как прочтение и восприятие учащимися среднего и старшего звена зарубежной литературы открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.

         Курс иностранной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений. Для учителя важным представляется  выявление индивидуальных особенностей каждого представителя зарубежной литературы и вместе с тем того общего, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой. Изучение произведения в контексте эпохи предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, важнейшим источником знаний не только о жизни художника, но и об особенностях времени, в которое он жил и творил. Изучение произведения в контексте эпохи требует также обращения к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям с привлечением произведений живописи, музыки, театра, кино.

В связи с этим  надо отметить книгу К.М. Нартова «Изучение зарубежной литературы»,  в которой представлена целостная система изучения данного курса в школе в единстве с изучением русской литературы. В ней рассматриваются проблемы, связанные с восприятием иностранной литературы учащимися и тем воздействием, которое оказывает на них зарубежная классика. Изложение курса зарубежной литературы содержит конкретные методические рекомендации для учителей по изучению отдельных произведений классической литературы.

У учащихся средних школ укоренилось стремление не читать произведений, а ограничиваться знанием их содержания по экранизациям или телеспектаклям. Задача учителя - вернуть классической литературе читателей, возбудить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя и его мудрость  «осталось в их памяти  на всю жизнь». Произведения зарубежных авторов оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Перед учителями - словесниками встает задача не только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речь. Поэтому предлагаются различные варианты работы над текстами: заучивание наизусть, литературные монтажи, словарные конкурсы, цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление карточек, запоминание афоризмов и т. д.

В старших классах необходимо основное внимание уделить анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представлены разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование. В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом, путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода.

Следует отметить, что в младших классах дети нередко из-за невысокой техники чтения не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала рекомендуется анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей. В старших классах идейно-тематический и художественный анализ дан, как и следует, в неразрывном единстве. От младших классов к старшим усложняется методика проведения уроков: от беседы после прочитанного в классе произведения к синтезу комментированного чтения и беседы по предварительно прочитанному учащимися тексту и, наконец, к лекции учителя, основанной на конкретном литературоведческом анализе. Изучение зарубежной литературы в школе должно сопровождаться также различными письменными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п.

Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа: 5 - 7 классы и .8 - 9 классы. Структура каждого из них определяется хронологической последовательностью рассматриваемого материала - от древности к современности (то есть действует хронологический принцип). Иногда применяется и жанрово-тематический принцип: например, при изучении жанра "литературная сказка" (объединены произведения Гауфа, Андерсена, Кэрролла, Киплинга).

Произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» является шедевром художественного творчества: оно не только отражает состояние и сознание общества времен Второй Мировой Войны, но и способствует  формированию у учащихся нравственных понятий и ценностей: любовь к людям, верность, настоящая дружба, смысл жизни, счастье. Однако такой глубокий философский смысл данного произведения учащиеся не смогут постичь самостоятельно. Поэтому огромная роль при изучении «Маленького принца» принадлежит учителю. От него во многом будет зависеть степень понимания смысла и особенностей художественного оформления сказки.

Сказка «Маленький принц» была написана французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери в 1943 году и является бесценным произведением «всемирной литературы». Феномен сказки в том, что она будучи написанной для взрослых, прочно вошла в круг детского чтения. Дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, той особой, присущей только этой сказке атмосфере духовности, которой не хватает в наше время. Учащимся близок и сам автор. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, чистую основу бытия. Он подводит своих читателей к пониманию простых и «очевидных» истин: береги тех, кто рядом с тобой, и слушай голос своего сердца. Главное, для чего написана эта сказка, чтобы эти  истины запомнили сами дети  и не прошли мимо них. В постижении этих смыслов учащимся поможет, прежде всего, учитель. Поэтому следует выделить основные моменты, на которые нужно обратить внимание при изучении данного произведения на уроке литературы.

«Маленький принц» - произведение, которое затрагивает проблему человека и мира на философском уровне. Прежде чем переходить к чтению и обсуждению сказки целесообразно обратиться к личности писателя, произведения которого во многом биографичны. Здесь следует акцентировать внимание больше не на точных биографических данных, а на самом характере Антуана де Сент-Экзюпери как человека, его разнообразных интересах и увлечениях; его профессии, отзывах его близких и родственников. Возможно обращение и беседа по портрету писателя. Таким образом, у учащихся будет складываться целостный и яркий образ автора, написавшего такую изумительную сказку.  

Что касается самого текста сказки, то для постижения учащимися ее истинного  смысла, выражения и воплощения размышлений автора о нравственных ценностях и  отношениях между людьми; учитель должен остановиться на значении образов-символов в произведении: планета принца, встреча с жителями других планет, Роза, пустыня, Лис, вода и др. После этого легче будет вести разговор о том, как ребята понимают смысл «крылатых» выражений и афоризмов этой сказки.

Отдельно стоит остановиться на стилевой специфике: выявить, как автор воплощает свой замысел на страницах сказки: оформление текста, особенности языка писателя.

Нельзя оставить в стороне при разборе «Маленького принца» своеобразие жанра произведения. На обобщающем уроке школьники вместе с учителем вспоминают виды сказок, отличие народных сказок от литературных, особенности философской разновидности сказки, и усваивают понятие «притча».

Говоря о построении уроков, нужно отметить важность и необходимость прочтения ключевых и наиболее ярких, «насыщенных» по смыслу отрывков текста учителем и школьниками. А также привлечение иллюстративного материала, стихов и оборудования: аудиозапись песен. 

 Рассмотрев основные современные школьные программы (авторов:  

А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, Т.Ф. Курдюмовой), можно сделать следующие выводы. В учебном комплексе А.Г. Кутузова, построенному по объединению теоретико-литературных понятий, сказка «Маленький принц» изучается учащимися восьмого класса в конце четвертой четверти. В учебнике для 8 класса это занятие  входит в типы  «Библиотечных уроков», которые направлены на руководство учителем самостоятельного чтения учеников путем творческих заданий.  В статье, помещенной в учебнике, дается краткая характеристика личности Антуана де Сент-Экзюпери, история написания сказки «Маленький принц» и определение ее главных тем.

 В программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой «Маленький принц» изучается в шестом классе в разделе «Мир путешествий и приключений». Предложенные  темы: Герой сказки и ее сюжет; Ответственность как основа взаимоотношений людей; Философское звучание сказки». Методика изучения – насыщенность программы предполагает возможность выбора обстоятельного изучения произведения или обращение к самостоятельному чтению с последующим кратким обсуждением в классе.

По программе В.Я. Коровиной учащиеся знакомятся с произведением Сент-Экзюпери в конце шестого класса. Следует отметить, что в этой программе весь курс зарубежной литературы в каждом классе отнесен к концу учебного года. Темы для обсуждения: «Мечта о естественном отношении к вещам и к людям»; «Чистота восприятия мира как величайшая ценность»; «Утверждение всечеловеческих истин». Жанр произведения определяется как притча, а непосредственно его изучение выносится на внеклассное чтение.

В учебно-методическом комплексе Г.И. Беленького сказка «Маленький принц» изучается в разделе седьмого класса «Фантастика. Тема будущего». Знакомство с произведением предполагает чтение избранных страниц и обсуждение тем: «Истинные и мнимые ценности жизни»; «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности»; «Смысл афоризмов в сказке». В учебнике для 7 класса (часть вторая) дан список вопросов для осмысления сказки, направленный на понимание ребятами афоризмов сказки и смысла ключевых сцен. После этого приводится статья одного из литературоведов о сказке, которая поможет учащимся разобраться в сказке.

Таким образом, система полного и последовательно изучения сказки «Маленький принц» не представлена ни в одной из методических работ и ни в одном учебнике. Поэтому разработки уроков по данному произведению основываются на собственных выводах и рассуждениях.

Система уроков в 6 классе по изучению сказки «Маленький принц».

Система уроков, предложенная мной, включает в себя три занятия. Предполагается, что учащиеся читают сказку дома, а на уроках имеет место повторное прочтение основных фрагментов.

Структура: Урок 1- знакомство с писателем, беседа по первым впечатлениям от прочтения сказки.

Урок 2 – «за круглым столом», анализ сказки и обсуждение основных идей автора.

Урок 3 – обобщения, составление школьной брошюры.

Урок 1.

Тема: Антуан де Сент-Экзюпери - Человек на планете людей.

                                                                                «Я не очень уверен, что жил                

                                                                   после того, как прошло детство»

                                                                                  А. де Сент-Экзюпери

Цели:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с личностью французского писателя А. де Сент-Экзюпери.
  2. Развивающая – способствовать формированию умения соотносить биографические данные с особенностями произведения писателя; развивать мышление, воображение, логику, речь.
  3. Воспитательная – способствовать формированию уважительного отношения к личности А. де Сент-Экзюпери, интереса к прочтению его произведения.

Методы: слово учителя, беседа, выразительное чтение учителя.

Оборудование: фотографии из жизни писателя, стих. Евтушенко.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Орг. момент

Приветствие учащихся


-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем в галерее поэтов и писателей. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Дома вы уже начали знакомиться с его сказкой «Маленький принц». Но прежде чем мы приступим к ее обсуждению, нам надо поближе познакомиться с самим автором.

Запишите в рабочие тетради число, тему урока и эпиграф. [учитель читает тему и эпиграф вслух].

Приветствие учителя


Записывают тему урока и эпиграф.

II. Вводная беседа


- Ребята, прислушайтесь, как звучит имя писателя – Антуан де Сент-Экзюпери?



- Необычна была судьба писателя. [Во время урока учащиеся составляют схему в виде солнца о жизни писателя: в центре имя автора, а на лучиках его «характеристика»].


Ребята, как вы думаете, откуда мы родом? Кто может сказать?

Хорошо, а вот Антуан де Сент-Экзюпери считал, что мы  все родом из детства. Сам он был удивительным человеком, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на земле, а на Планете людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной.


Примерные ответы учащихся: необычно, мелодично, загадочно.









- самые разнообразные ответы учащихся

Ш. Слово учителя о писателе.
























































































































IV.Беседа по первым впечатлениям





























V. Подведение итогов








VI.Дом. задание


- Антуан де Сент-Экзюпери или как попросту звали его друзья Сент-Экс, был третьим ребенком в семье графа Жана де Сент-Экзюпери. Его род был очень древним, так как еще в средние века фамилию Сент-Экзюпери носил один из рыцарей Святого Грааля. Отец мальчика умер, когда ему было 4 года. Но, несмотря на это, его детство было счастливейшей порой. Антуан рос подвижным, предприимчивым ребенком, часто нарушал запреты взрослых, например, разгуливал по крыше. Мать часто рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. Антуана в семье звали Король-Солнце, Звездочет и «Достань-ка луну» из-за вздернутого к небу носа.  Давайте запишем в нашу схему то, что мы узнали.




-Ребята, теперь отвлекитесь немного и вспомните, какие яркие моменты из вашего детства (до того, как вы пошли в школу) вам больше всего запомнились? Были ли у вас какие-нибудь увлечения?

- Какое чувство эти моменты у вас вызывают сейчас?

Именно такое состояние беззаботного и чистого счастья, радости жизни испытывал  Антуан де Сент-Экзюпери. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку, он очень ярко иллюстрирует это состояние писателя. С детства в жизни Антуана были две страсти – литература и авиация. Запишите в схему слова самого писателя: «Для меня летать и писать одно и тоже».

Он впервые летал на самолете в 12 лет, но только в армии определился с профессией. Может быть, здесь лучше будет привести в пример числа, чтобы понять, насколько Антуан был увлечен полетами. Он провел 6500часов в самолетах – 10месяцев дневного и ночного полета. Согласитесь, не каждый человек способен выдержать такую жизнь, постоянно сопряженную с опасностями.

- Когда началась Вторая Мировая Война, писатель был признан негодным для службы, но все равно продолжал воевать. На протяжении всей своей он не желал подчиняться закостенелым традициям. «Свободный человек, - писал Экзюпери, - лишь тот, кто распахнул крылья, кто может сказать «Я в ответе за все».

- Ребенок в душе Экзюпери часто поражал окружающих своим внешнем видом. Давайте, послушаем сообщение, которое подготовила «Маша».

- Сент-Экзюпери «приручал своих» друзей улыбкой, обаянием сердца. Он всегда ценил дружбу, считал ее самым драгоценным чувством. Так, в Африке он 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и попавших в плен к диким племенам.

Что касается, творческого пути, то уже первые произведения Сент-Экзюпери проникнуты любовью к людям: «Южный почтовый», «Ночной полет». Всегда и во всем писатель возвращался в детство, с детской непосредственностью помогал людям. Так, однажды, он научил одного маленького мальчика пускать мыльные пузыри, но они лопались, ударяясь о стену, и мальчик плакал. Тогда Экзюпери добавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики, стали еще ярче и прекраснее. Очень часто во время работы над произведениями писатель подходил к окну и пускал на улицу бумажные самолетики.

-  Во время войны Экзюпери постоянно окружала опасность, он потерпел 15 аварий. И, однажды, 31 июля 1944 года (запись даты в схему), за две недели до освобождения Франции от фашистов, он поднялся в воздух, но на базу его самолет так и не вернулся. Мы не будем говорить, что он умер, поскольку он, как наше солнце, всегда живет и светит в сердцах своих читателей. Он жил недолго и написал не очень много, но Экзюпери успел сказать людям самое главное… Он выразил это в «художественном завещании» сказке «Маленький принц», которую написал в 42 года.



-Ребята, дома вы начали читать сказку «Маленький принц». Поделитесь своими первыми впечатлениями: понравилось ли вам это произведение и почему, или нет?




- Верно, эту добрую и «красочную» сказку автор посвятил своему другу писателю и журналисту Леону Верту. Прочитаем его. [учитель читает посвящение  к сказке.]

Попробуйте определить роль посвящения в содержании всего текста?




- Верно, именно тому мальчику, который мог увидеть на рисунке не шляпу, а удава, съевшего слона. Так уже с самого начала звучит мысль о разнице между миром  взрослых и детей.

Но более глубоко и подробно мы будем обсуждать сказку на следующем уроке.


Что нового вы узнали сегодня на уроке.








Дома дочитайте сказку до конца, выделите или выпишите фразы, которые привлекли ваше внимание или просто понравились вам. И составьте несколько вопросов, которые вы хотели бы задать автору после прочтения сказки.

А сегодняшнее знакомство с Антуаном де Сент-Экзюпери я хочу закончить стихотворением Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…», отражающее сознание и жизнь писателя. [Учитель читает стихотворение наизусть]



 

 















-учащиеся записывают вокруг имени писателя разноцветными ручками: разгуливал по крыше, волшебные сказки мамы, «Король-Солнце»= «Звездочет».  



-некоторые учащиеся рассказывают о своем детстве, интересах, хобби.



-радости, счастья, веселья.








-заполняют схему




















Записывают в схему: Жизнь=полет, движение, свобода.






Рассказ ученицы о писателе из письма друга Экзюпери.







Записывают в схему: дружба – величайшая ценность в жизни.










































- ответы учащихся: понравилось, оно легко и быстро читается

- интересны рисунки на каждой странице

- очень доброе и смешное произведение







- в посвящении автор говорит, что эту книгу он посвящает другу, когда он был еще маленьким. А не взрослому человеку, то есть отделяет детей и взрослых.









-мы познакомились с жизнью писателя А. де Сент-Экзюпери, много узнали о его характере и нелегкой судьбе. И разобрали посвящение к сказке «Маленький принц».



Записывают домашнее задание.







Урок 2. Урок проводится за круглым столом, к уроку учащиеся должны прочитать произведение до конца.

Тема: «Ты нам нужен, Маленький принц!»

                                                                «Все взрослые когда-то были детьми,

                                                          только мало кто из них об этом помнит».

                                                                                 (А. де сент-Экзюпери)

Цели:

  1. Образовательная – постичь вместе с учащимися смысла сказки, раскрыть проблемы, поставленные автором, путем раскрытия аллегорий, символов.
  2. Развивающая – развивать память, воображение, мышление, речь.
  3. Воспитательная – способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, чувства дружбы, верности, любви.

Методы: слово учителя, беседа, выразительное чтение текста учащимися.

Оборудование: музыкальная запись песен, толковый словарь, фотографии пустыни.

Ход урока:

I. Орг. момент







II. Вступительное слово учителя









III.Анализ сказки

Приветствие учащихся

-Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. А сегодня мы обратимся  к его сказке «Маленький принц».




-Наш урок будет необычным. Для того чтобы он прошел интересно и радостно, давайте улыбнемся, друг другу, сядем поудобнее в круг и подарим себе хорошее настроение.  А первой «нотой» нашего урока будет песня «Маленький принц». Запишите тему нашего занятия и эпиграф урока.

[учитель ставит запись песни «Маленький принц» на стихи Н.Добронравова].




-Ребята, дома вы составляли список вопросов автору, А. де Сент-Экзюпери. Зачитайте, что у вас получилось.









Молодцы! На ваши вопросы мы попробуем ответить немного позже. А сейчас, давайте вспомним, от чьего лица ведется повествование в сказке?


Что мы знаем о нем до его встречи с принцем?








-Посмотрите на фотографии пустыни на доске. Опишите ее.




Как вы думаете, почему автор избрал местом аварии самолета именно пустыню?




- Верно. И вот в безлюдной и бескрайней пустыне герой встречает принца. Какие отношения сложились у летчика с маленьким принцем и почему?


-Давайте теперь подробнее остановимся на образе самого принца. Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует его.



- Да, автор изображает принца как обычного маленького мальчика.

В сказке часто упоминается, что маленький принц прилетел со своей планете, которая была величиной с дом. Что мы называем «своей планетой»?



- Верно. Как маленький принц жил на своей планете, астероиде Б-612? Найдите в тексте распорядок его дня..










-Ребята, а как вы понимаете слово баобаб? Давайте проверим его по словарю. «Баобаб- дерево с окружностью ствола до 40 метров, живет до 5 тысяч лет». Чем же опасны баобабы?


-Молодцы. А как вы думаете, что на самом деле имел в виду автор под баобабами, вспомните время написания сказки.

Верно. На первый взгляд, под баобабами Экзюпери понимал фашизм и необходимость освобождения от него родины и всей земли. Но идея автора более глубока – если вовремя не распознать в себе ростки дурного, то можно дорого поплатиться. Чтобы нести свет людям, надо всегда трудиться.



Но что заставляет маленького принца покинуть планету.





- Роза- это символ нашего сегодняшнего занятия, пусть каждый поближе познакомится с ней (передача розы).

Какой характер был у Розы? Что вы о ней думаете?













-Почему принц решил оставить планету и Розу и отправиться путешествовать?




Прочитаем эпизод прощания Розы с принцем (по ролям).



-Ребята, скажите, какую горькую истину понял маленький принц во время своего путешествия?







-Верно, Роза не умела выражать свои чувства и «защищалась шипами».

Во время путешествия маленький герой посещает разные планеты. Давайте исследуем эти астероиды: разделитесь на 6 групп и составьте краткий рассказ о каждом из них, найдите в тексте как принц описывает жителей планет.

























-Вы все очень хорошо справились с заданием. Так увлекательно Экзюпери изображает нам пороки взрослых людей. Светлый мир детства сталкивается с царящей везде бездуховностью.

Но вот принц на Земле. Кого он встречает там?


О чем она говорит принцу?





Но, уже когда принц отчаялся, ему на помощь приходит Лис. Вспомните, символом чего является Лис в народной сказке?

Так чему же учит Лис маленького принца?

-Правильно. Словами Лиса автор говорит о том, что надо всегда смотреть вглубь всего сердцем и нести ответственность за тех, кого приручил. Как вы понимаете слово «приручил»?





Да. Тоже понял и принц после разговора с Лисом о Розе. Он в ответе за нее и не смог вовремя посмотреть на нее «сердцем». Каждый из вас держал в руках розу и каждый отмечал ее разные  черты. Так и для принца его Роза была особенной и самой дорогой. Автору, его героям и нам, читателям, открывается мудрость человеческой души и любви.


Но в сказке есть еще один важный эпизод, это поиск воды летчиком и принцем. Давайте прочитаем небольшой отрывок.




Как вы понимаете слова: «Где-то в пустыне скрываются родники»?




-Тогда как взрослые обращают внимание только на внешнюю сторону жизни, поэтому зачастую сами не понимают, для чего они живут.


-Итак, ребята, посмотрим,  как заканчивается сказка.



-Но разве автор изобразил нам такой печальный конец? Обратимся к тексту. В разговоре с летчиком принц говорит: «И я тоже сегодня вернусь домой». Как вы понимаете эти слова?

Да, нам с вами грустно и жалко принца, но он постиг истину «сердца» и теперь его ничто не держит на земле.


Он понял: зорко одно лишь сердце. Неслучайно он так часто это повторял. Важно, чтобы и мы это запомнили. В жизни нужно уметь ценить все: Розу, воду в пустыне, верного друга…


Приветствие учителя







Учащиеся рассаживаются за круглым столом. Записывают тему и эпиграф к уроку.










Примерные вопросы учеников:

-Сколько лет маленькому принцу?

- Как долго вы писали сказку?

-Почему у сказки такой печальный конец?

-Нравится ли вам самому эта сказка?

- Почему вы решили ее написать?




-от лица главного героя-летчика.



-герой всегда был одинок, потому что в нем жил ребенок, а взрослые его не понимали. Его самолет сломался в Сахаре, и там он неожиданно встретился с принцем.


- пустыня большая, желтая, бескрайняя, песчаная, в ней легко заблудиться.


-возможно, потому что в пустыне нет людей, там одиноко, как и летчику.



- они подружились, так как хорошо понимали друг друга.




-небольшого роста, любознательный, с золотыми волосами, настойчивый.





Наверное, «своя планета» - это внутренний мир человека, его мысли и чувства.


Учащиеся зачитывают небольшой отрывок: «Есть твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы…»



- маленький принц говорит о том, что баобабы могут завладеть всей планетой и разорвать ее.


- В это время автор был на войне, возможно, это враги его страны-фашисты.













-он уезжает из-за Розы. [один ученик пересказывает кратко историю розы и принца].






-красивая, обидчивая, кокетливая, капризная, хвастливая. Она очень себя любила, бала самоуверенна и горда. [в это время ученики передает друг другу красную розу, данную учителем и потом ставят ее в вазу в  центре стола]




-Роза обидела его своими словами, он стал чувствовать себя несчастным и одиноким.


от «Прощайте…» до «Решил уйти, так уходи».


- улетев, принц помнит о Рое, заботится о том, чтобы барашек не съел его. Он понял, что не надо было ему уезжать, он судил о Розе по словам, а надо ценить по делам.





Учащиеся работают по группам и делают сообщения. Краткие выводы:

№325-подданный, монарх, любит власть. Запрещает даже зевать. Принц-власть должна быть разумной.

№326-честолюбец, но жажда поссета хороша в разумных пределах.

№327 – пьяница оттого, что ему стыдно за себя. Принц-каждый человек должен найти в себе силы изменить себя.

№328-делец считает звезды. Принц-если человек ни разу не понюхал цветка, то он гриб.

№329-фонарщик занят бесполезным, никому не нужным делом. Но он думает о других, а не только о себе.

№330-географ ничего не видит дальше своих книг.


 





-Змею.



- о том, что среди людей одиноко, а она обладает могуществом и может вернуть его на планету.

-мудрости, правды

 


-дружбе, любви, пониманию, зорко бывает только сердце.





- надо не только кормить и заботиться о внешнем благе живого существа, но и стремиться понять его всей душой, приносить ему счастье.













Учащиеся читают отрывок от «знаешь, отчего хороша пустыня…» до «в сердце своем он скрывал правду».


-в душе каждого человека есть добро и любовь к людям. И нужно уметь их увидеть, чтобы понять его.





-грустно, принц погибает от укуса змеи.







-Он умер, чтобы вернуться домой, к Розе.


IV. Подведение итогов







V. Дом. задание

Ребята, темой нашего урока я выбрала слова «Ты нам нужен, Маленький принц!». Как вы думаете, нужен ли он нам?









Дома попытайтесь сами ответить на вопросы, заданные вами автору. И напишите небольшую творческую работу «Письмо Маленькому принцу!»

-Да нужен. Потому что люди сейчас очень одиноки, как в пустыне. Маленький принц может помочь понять людям истинный смысл вещей, посмотреть на мир детскими, чистыми глазами.



Урок 3. Последнее занятие по изучению сказки «Маленький принц» предполагает следующие пункты:

  1. Обобщить весь материал предыдущих уроков, составить таблицу: «Взрослый» и «Детский» мир глазами принца и летчика.
  2. Разговор о жанре произведения – философская сказка
  3. Учащиеся пишут на звездочках пожелания всем людям
  4. Чтение некоторых писем, которые затем подшиваются вместе со звездочками в одну «книгу».

Заключение

Анализ современных программ и учебников показал, что на курс зарубежной литературы в школе отводится очень мало часов. Учителя зачастую относятся к занятиям по зарубежной литературе недостаточно серьезно, не принимая во внимания их огромной роли в процессе нравственного воспитания учеников. Поэтому обычна ситуация, когда после изучения произведения того или иного иностранного автора учащиеся сразу же забывают про него, оно вытесняется обилием российских имен и текстов. Конечно, это не значит, что зарубежная литература должна «урезать» курс русской классики.  По моему мнению, весь курс литературы в средних и старших классах должен изучаться по возможности на одинаковых  смысловых уровнях. Ведь иностранная литература представляет собой богатый материал для расширения кругозора школьников и развития их духовности. Однако тексты зарубежных авторов могут быть трудны для понимания учащихся средних классах. Поэтому на таких уроках учитель всячески помогает ребятам;  для развития воображения нужно использовать  всевозможные наглядные пособия и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины художников, портреты писателей, записи песен или стихов. Большое внимание уделяется словарной работе и методике ее проведения. После каждого заключительного урока по теме рекомендован словарь, из которого можно почерпнуть необходимый материал.

Сказка А. де Сент-Экзюпери в школе часто выносится учителями либо на самостоятельное изучение, либо ей отводится всего один урок. Но глубокий философский смысл этого произведения учащиеся не смогут постигнуть сами.  Я считаю, что  это произведение надо разбирать с учениками на трех-четырех уроках, в конце которых проводится творческая работа. Предложенные мной уроки  представляют собой один из вариантов возможного изучения «Маленького принца» в процессе преподавания  курса зарубежной литературы. Также возможны уроки других типов: литературный вечер, театральное представление, музыкальная гостиная и др.

Список использованной литературы

  1. Беленький Г.И., Лысый Ю.И. Программа по литературе 5-11 класс, М., 2006.
  2. Вайсман Н.И. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц»

      Сент-Экзюпери) / Литература в школе, 1992, №1.

  1. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери, Л., 1973.
  2. Коровина В.Я. Программа по литературе 5-11 класс, М, 2006.
  3. Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении, М, 1999.
  4. Курдюмова Т.Ф. Программа по литературе 5-11 класс, М, 2007.
  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. Начальный курс / учебник-хрестоматия для 7 класса, Ч.2, М, 2004.
  6. Кутузов А.Г. Программа по литературе 5-11 класс, М, 2005.
  7. Кутузов А.Г. В мире литературы / учебник-хрестоматия для 8 класса, М, 1999.
  8.  Литературная энциклопедия терминов и понятий, М, 2001.
  9.  Маранцман В.Г. Труд читателя, М, 1986.
  10.  Методика преподавания литературы / под ред. Богдановой О.Ю.

М, 1999.

  1.  Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке [Предисл.] / Сказки французских писателей, Л., 1988.
  2.  Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения, М, 1941.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

Литневская Е. И. Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006. - 590 с.

Полезный методический материал для проведения уроков из учебника Литневской Е. И. "Методика преподавания русского языка в средней школе"...

Цели и задачи преподавания литературы в средней школе

Эссе посвящено значимости преподавания литературы....

Статья "Изучение зарубежной литературы в национальной школе"

С помощью каких методов и приёмов проводится изучение зарубежной литературы в национальной школе"...

Взаимосвязь ,русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

http://Взаимосвязь ,русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах....