Цели и задачи преподавания литературы в средней школе
статья по литературе на тему

Данченко Виктория Петровна

Эссе посвящено значимости преподавания литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе.

Цели и задачи преподавания литературы в средней школе.

Значение уроков литературы в школе сложно переоценить. Очень важно, чтобы учитель был способен привить любовь и интерес к чтению, потому что литература всесторонне развивает человека. Ее основная цель- воспитательная, литература способствует нравственному шлифованию личности. Маленький человек, читая, учится жизни, определяет для себя систему ценностей. Ребенку подается пример как нужно поступать в той или иной ситуации. Литература учит мыслить,  мыслить образно, развивает воображение,  воспитывает вдумчивого читателя.

Немаловажная задача- развитие речи, чувства слова, вкуса к  хорошему тексту. От этого зависит, что ребенок будет читать в будущем- классику или массовую литературу и будет ли читать вообще.

Через изучение литературного достояния предков происходит приобщение  к культуре страны. "Понимать культуру - значит уметь читать ее "тексты", овладеть ее грамматическим и семантическим кодом, чтобы вступить с ней в общение" (Ю.М. Лотман) Цель преподавания литературы – познакомить ребенка с текстами, но не только формально, не столько для того, чтобы ребенок знал в каком году было написано то или иное произведение, но для того, чтобы он понимал, какую идею закладывал автор, был способен анализировать, учился логически мыслить, проводить параллели, делать выводы. Для этого школьнику нужно обладать теоретическими знаниями. Ребенок не сможет анализировать стихотворение, не имея понятия, что такое эпитет или метафора.

Чтобы чтение не оставляло ребенка равнодушным, изучаемые произведения должны соответствовать возрасту ребенка, быть близкими по содержанию, вызывать интерес. На мой взгляд, это необходимое условие.

Очень важно то, что литература культивирует способность к состраданию. Она дает возможность пожить жизнью героя, увидеть мир его глазами, испытать то, что он чувствует-   горе или радость как собственные переживания. В такие моменты  происходит катарсис. Это является  целью искусства в принципе.

Благодаря урокам литературы ребенок творчески развивается.  Работает  воображение читателя-школьника. Изучение литературы в школе призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его мировоззрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Пропедевтическое преподавание химии в средней школе

Раннее изучение и преподавание химии, система преподавания естественнонаучного цикла...

Преподавание баскетбола в средней школе

В работе дана историческая справка о развитии баскетбола, описана специальная подготовка баскетболистов на уроках физкультуры...

Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

«Использование ономастики и антропонимикон переводных дастанов в методике преподавания татарской литературы в средней школе»

Статья посвящена антропонимикону татарских дастанов таких, как «Чура батыр», «Сказание об Алпамыше», «Җик Мәргән», «Идегей» и др, в них рассматриваются ...