Инновационная деятельность в преподавании журналистики в средней школе
элективный курс (9 класс) по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forummm.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы над элективным курсом «Журналистика»

Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить своё я.

Здесь на помощь приходят разные стили и жанры словесной культуры, в которых школьник может, пробуя себя, раскрыть многогранность своего таланта, найти присущую только ему форму самовыражения. Именно это и предполагает курс Основы журналистики, предназначенный для учащихся 9-го класса. Он помогает учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои,  профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации как школьной газеты, так и районных СМИ.

Курс основы журналистики  является не только составной частью уроков развития речи и литературы и влияет на  определении выбора  будущей профессии, но и помогает молодым людям в формировании собственной гражданской позиции.  Опыт в сфере деятельности СМИ помогает мне выработать определенную методику в этом направлении. Чем интересен этот курс творческим, одаренным детям наряду с традиционной формы уроков русского языка и литературы?   Тем, что он дает свободу выбора каждому ученику в выражении своего мнения по той или иной проблеме, тем, что помогает  молодому человеку  определиться в самых трудных жизненных вопросах.  А мне, как педагогу, дает  богатую возможность использовать  личностно-ориентированный подход, как к ребенку, так и к его мнениям, решениям, идеям. На первом занятии элективного курса знакомлю ребят с целью нашего курса, представляю эту цель в виде таблицы. Ученикам становится понятно, к какому результату они должны прийти по окончании курса обучения.

Социальный заказ общества

Явления из практики обучения

Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний).

Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.

Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать, анализировать и давать качественную оценку происходящим событиям и явлениям.

Учащиеся испытывают затруднения при работе с источниками информации; не всегда имеют четкие представления о стилях и типах речи языка; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.

 Приемы обучения носят развивающий характер, так как дети уже знакомы с некоторыми из них на уроках литературы. Но наметив цели и задачи программы  курса,  проанализировав темы теоретического материала, я пришла к выводу, что изучение жанров журналистики в виде лекционного материала и реализация этих жанров на семинарах, не всегда  приводят к ожидаемым результатам. Не всегда девятиклассники четко и ясно понимают специфику журналистского направления, модель этой системы. Им не хватает самостоятельности. Поэтому обязательно включаю в курс исследовательскую деятельность, таким образом, удовлетворяя в полной мере принцип творчества и успеха каждого ребенка.  Проектирование – значимая, самостоятельная исследовательская практика, ориентированная на реальный результат деятельность. Подростки погружаются в процесс освоения, отработки социальных навыков, учатся самостоятельно планировать свою деятельность и отслеживать ее результаты.

Анализ художественных текстов, фильмов и работа с документами позволяют не только обучать старшеклассников основам анализа, но и расширяют их представления о ресурсах, которые можно использовать для подкрепления своей жизненной позиции, для исследовательской и проектной деятельности. При таком темпе работы наблюдаю, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  

Прежде чем начать знакомство с историей  журналистики, ее спецификой и жанрами. Я провожу несколько занятий развивающего характера для того, чтобы ученик убедился в правильности своего выбора, определился, в каком направлении ему будет легче работать: теория или практика журналистики.. Немало важную роль играет определение выбора ребенка в работе с источниками информации: актуальные факты, официальные документы, рассказы очевидцев, специальная литература, научные исследования. Чтобы не нагружать ребенка анализами примеров в художественной литературе, предлагаю им метод синквейн. Знакомлю с алгоритмом написания синквейна.

1 строка – что? Кто? – 1 сущ.

2 строка – Какой? – 2 прилаг.

3 строка – Что делает? 3 глагола

4 строка – Что автор думает о теме? – фраза из 4 слов

5 строка – Кто? Что? Новое звучание темы.

Например,

Сообщение

Краткое, оперативное

Сообщает, фиксирует, удостоверяет.

Качества: краткость, емкость, достоверность

Заметка

Гончарова Вика, 9 «Г»

Также, использую такой метод, как я его назвала, «штрихи». Даю учащимся определенную тему, они подбирают существительные, которые ассоциируются с этой темой. Например, работа по теме «Осень»

Сырость, холод, слякоть, волшебство красок, шуршание листопада, расставания, грусть, тоска, печаль, слезы, унылая пора, Каждой клеткой своего организма я чувствую медленное засыпание, так приятно и нежно. Далеко в прошлом остаются все мысли, чувства.

Куликова Дарья, 9 «В».

    Курс журналистики дает возможность увидеть ребенку как от своих личных переживаний, он переходит  к общественным. Сделать полученную информацию переживаемой лично,  дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. Использую технологию «Вопрос». Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово? когда слышите музыкальный фрагмент? В виде какого образа ты можешь представить… (данную проблему , ситуацию и т.д.).? ; технологию «Мои цветные чувства»Учащимся  предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою,  к ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется проблема, тема и т.д; технологию «Мое личное место». Ученики ходят по классу в течение 2-3 минут в поисках такого места, которое им нравится, может быть, ближе к кому-то, или, наоборот, подальше. Если они вдруг поняли, что место чем-то их не устраивает, переходят на другое. Когда ученики нашли «свое» место, можно провести аналогию с жизнью, с проблемами жизни, с событиями и явлениями своего времени. («Твое место там, где ты сейчас находишься. Почувствуй «почву» под ногами. Точно так же в поисках своего места человек идет по жизни и  т.д.). Так или иначе, изучение журналистики начинается с душевного настроя ребенка. Уровень воспитания, коммуникации, нравственности, знаний играет большую роль. Если он высок, то ребенок начинает замечать уже в рамках курса журналистики, что объектом  его наблюдений и анализа уже становится не центр его личности, а рядом живущий и действующий человек.                      Затем, когда ребенок определился, начинается работа непосредсвенно связанная с курсом журналистики. Я не заставляю учащихся «зубрить» лекции, не даю конкретных тем для написания  заметки или репортажа. Проблемно-диалоговая форма урока позволяет учащимся самостоятельно выбрать нужную информацию и ее источники в ходе решения теоретических и практических задач. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. Не менее важную роль отдаю такому методу обучения как деловая игра. В процессе игры учащиеся чувствуют степень ответственности и самостоятельности. Игра – своеобразный толчок для достижения целей, которые ученики ставят сами для себя. Распределяя роли редколлегии в рамках класса, учитываю индивидуальные способности детей. В ходе игры  дети могут меняться ролями и искать применение своим навыкам, учатся выстраивать  общение в любой ситуации. Это способствует формированию коммуникативной культуры учащихся, расширяет диапазон их знаний, умений и навыков, которые необходимы для издания школьной газеты. Такой метод обучения активно используя и в работе кружкового факультатива в 6 классах «Знакомство с профессией журналист».  Считаю, что необходимо, начиная уже со среднего звена, помогать детям  в анализе и понимании устного и печатного слова и содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказать свое мнение, вступить в диалог со своим собеседником. Шестиклассники мгновенно откликаются на интересующие их темы, предоставляя свои публикации в школьную стенгазету. Отсюда и результаты преподавания курса журналистики относительно высокие и устойчивые.  Это призовые места на олимпиадах, это участие в различных конференциях, это публичные выступления, это репортажи и заметки в СМИ. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Например, используя на курсах различные средства СМИ (в частности газеты), ученик выбирает ту информацию, которую он считает важной. Он делает анализ поставленного вопроса, вступает в диалог с автором публикации, обращает внимание на жанр, стиль языка, способность журналиста убедить и т.д.                                

При условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в работу по предпрофильной подготовке, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации. Содержание курса, форма его организации должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Работа в этом направлении дает свои результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Пропедевтическое преподавание химии в средней школе

Раннее изучение и преподавание химии, система преподавания естественнонаучного цикла...

Преподавание баскетбола в средней школе

В работе дана историческая справка о развитии баскетбола, описана специальная подготовка баскетболистов на уроках физкультуры...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

Доклад "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе"

доклад "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе"...

«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»

Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в  образовательных учреждениях г...

Инновационные технологии в преподавании химии в общеобразовательной школе.

Инновационные технологии в преподавании химии в  общеобразовательной школе....