Современные особенности методики преподавания ОБЖ
статья по обж

Необходимо дать представление детям об основах безопасности жизнедеятельности, научить их выстраивать свое поведение в соответствии с теми нормами и правилами, которые прививаются им в процессе изучения данного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_osobennosti_metodiki_prepodavaniya_obzh.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Современные особенности методики преподавания ОБЖ

«Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся. В первую очередь это связано с тем, что ежегодно в России регистрируются миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого человека: многие погибают потому, что не знают основных правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания на практике. Цель курса «ОБЖ» –научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.

Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог.

Существует множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.

1. Технология личностно-ориентированного образования.

Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответна естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования.

2. Игровые технологии.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и использованием ТСО.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.

Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка визометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, авви дерисунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность – от простого к сложному. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов –забота каждого учителя начальной школы.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлени и к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

-имитационные –на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения;

- операционные – они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций;

-исполнение ролей –вырабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица;

-деловой театр –разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке;

-психодрама и социограмма – это «театр», но уже социально-психологический, в котором, отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

3. Технология развивающего обучения.

В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, ив такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.

Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытоми происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

-проблемность обучения;

- оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;

-индивидуализация идифференциация обучения;

-специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

-специальная организация мнемической деятельности.

Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.

Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

-перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;

-поиск новых приемов учебной работы;

- управление своей учебной деятельностью;

-приемы общения.

Технологи и развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «главное –не навредить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. УРОК ПО ТЕМЕ: "КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА".

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».             На протяжении многих лет специалисты в области методики пы...

Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике....

Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.

Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....

Методический доклад «Особенности методики преподавания анатомии и физиологии человека».

В основании большинства наук, предметом изучения которых является человек, лежит анатомия – наука о строении человеческого организма и его частей. В рамках изучения анатомии как предмета учебной прогр...

Доклад по теме: "Особенности методики преподавания анатомии и физиологии человека"

Предлагаю Вам методический доклад об особенностях преподавания дисциплины ОП.03 Анатомия и физиология человека в медицинских колледжах. Данный материал может быть использован преподавателями в своей п...

ОСЭ Особенности методики преподавания основ светской этики

ОСЭ Особенности методики преподавания основ светской этики...