Особенности преподавания обществознания
статья по обществознанию на тему

Особенности преподавания обществознания в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и  классах старшей школы»

                                                                                   Бондарь Л.Г.

       Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

       На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык, история, иностранный язык.
Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня в классах социально – гуманитарной направленности.

       На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

       

     Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны:

 – школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»);

самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

- учебные тематические конференции;

- написание и защита рефератов;

семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;

диспуты, дискуссии, «круглые столы»;

- лабораторные, практические занятия;

 зачеты и контрольные работы.

     Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

   Сейчас выдвигается в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

    Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

- использовать элементы причинно-следственного анализа;

- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

- развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

- участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

      Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом,  тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.

   Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

     В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов.

Проектная деятельность позволяет развивать умения:

      - распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

      - определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

      - найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других учащихся на участие в своем проекте);

      - оценить достигнутые результаты;

       - осуществить презентацию результата своей работы.

    Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат.  Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

      Проблемное обучение.

 Приведу примеры проблемных вопросов:

   - «Смертная казнь: за и против»;

   - «Сильная президентская власть в России: за и против»;  

   - «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?»;

   - «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать              реальностью?».

     Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

     Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.

     На уроках обществознания применяю также мини – проекты.

     Рассмотрим организацию работы над мини – проектом на примере темы «Восток и Запад» в 10 классе. Класс был разделен на две группы, которые подготовили мини – проекты по цивилизациям: восточной и западной. Каждый мини – проект имел следующую структуру:

         1. Характеристика геополитического положения цивилизации.

         2. Характер политической власти.

         3. Особенности социальной структуры.

         4. Вклад цивилизации в общемировую культуру.

         5. Вопросы и задания по проекту к классу.

     При обсуждении мини – проектов учащиеся указывали на особенности цивилизаций, выражали собственную точку зрения и давали оценку работам одноклассников. Ребятами были созданы презентации.

    Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций в качестве иллюстрированного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. УРОК ПО ТЕМЕ: "КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА".

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».             На протяжении многих лет специалисты в области методики пы...

Социально-педагогические особенности преподавания обществознания в профессиональных заведениях.

В процессе социализации молодежи существенную роль играет обществоведческое образование....

Об особенностях преподавания учебного предмета «Обществознание» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской оласти от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО...

Особенности преподавания обществознания в 6 классах.

Изучение обществознания в 6 классе призвано создать условия для полноценного выполнения учашимися типичных для подростка социальных ролей, осознанного выполнения гражданских обязанностей, сознательног...