Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.
методическая разработка по теме

  Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?

  Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности, для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений в развитии, социальную адаптацию. Социально-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении представляет деятельность, направленную на создание социально-педагогических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого человека в конкретной среде. Социально-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями слуха три взаимосвязанных компонента:

  • Изучение личности учащегося;
  • Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.
  • Непосредственную социально-педагогическую помощь обучающемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialno.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.

Замятина Ю.В., преподаватель русского языка и литературы.

Шленчак Т.В., мастер производственного обучения.

  Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?

  Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности, для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений в развитии, социальную адаптацию. Социально-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении представляет деятельность, направленную на создание социально-педагогических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого человека в конкретной среде. Социально-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями слуха три взаимосвязанных компонента:

Изучение личности учащегося;

Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.

Непосредственную социально-педагогическую помощь обучающемуся.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся на этапе перехода из школьных образовательных учреждений в начальное профессиональное училище является одной из актуальной проблем сегодняшнего дня.

 Переход детей из школьных образовательных учреждений в начальное профессиональное училище педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.) Возможны неадекватные поведенческие реакции. Предполагаемая система работы педагогов, администрации, специалистов и психологов на этапе перехода детей из школьных образовательных учреждений в начальное профессиональное училище есть попытка, если не преодоления, то хотя бы существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.

  Классный руководитель является главным организатором ситуации, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуации их успеха в результате самостоятельного поиска. Что необходимо знать классному руководителю для решения задач коррекции дефекта и формирования личности ребенка с ОВЗ?

Учитывать особенности характера и недостатки ребенка,

Знать структуру ложного дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности обучающегося,

Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Процесс общения педагога и воспитанника должен протекать таким образом, чтобы в ходе него устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.

Основная цель работы классного руководителя – организация особого образовательного пространства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первого курса в начальном профессиональном образовательном учреждении как переходного этапа в образовании.

Для достижения данной цели используются следующие задачи:

Повышения уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению преподавателей к работе с новым контингентом обучающихся.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе, обеспечивающего проживание кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений.

Установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с педагогами.

Выработка единых и последовательных требований.

Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям обучающихся с ОВЗ.

Формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все поставленные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, администрации, психолога и социального педагога в образовательном учреждении. В нашем образовательном учреждении, ПУ 15, воспитательная работа классного руководителя заключается в следующем:

Работа по направлениям.

Пропаганда ЗОЖ, профилактика употребления ПАВ, профилактико-оздоровительное, спортивное воспитание.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений, правовое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Экологическое воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитание будущего семьянина

Профилактика суицидов, воспитание толерантного сознания.

Трудовое воспитание.

Внеклассная работа (посещение семей, общежития, составления актов жилищно-бытовых условий, вовлечение в кружки и секции, экскурсии, походы, волонтерская деятельность). Конкретно с группой с нарушения слуха проводятся занятия в кружке «Говорящие руки».

Участие в школьных мероприятиях, кружках и секциях, в результате чего обучающиеся имеют высокий процент успеваемости (100%), процент качества составляет (80%).

В начальном профессиональном училище, благодаря сформированной социально-педагогической системе мероприятий созданы условия для успешной социально-психологической адаптации первокурсников к новой социальной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения ...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

ПЕРЕЧЕНЬ документов, регламентирующих деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения.

Перечень документов,регламентирующих деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения....

Рабочая тетрадь по предмету «Основы трудового законодательства» предназначена для групп коррекции учреждений начального профессионального образования.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы по курсу   предмета «Основы трудового законодательства».Рабочая тетрадь предназначена для групп коррекции учреждений начального профе...

Тьюторское сопровождение обучающихся с нарушениями слуха (из опыта работы ОКОУ «Курская школа-интернат»).

Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Тьюторы создают среду и условия для осв...