Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодёжи.
методическая разработка

Разумова Юлия Петровна

Методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_pedagogika._razumova_yup.docx57.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г.о. Люберцы

Разумова Юлия Петровна, методист

Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодёжи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНО –ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СМООПРЕДЕЛЕНИИ  МОЛОДЁЖИ ………………………………………….….5

1.1 Проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях………………………………………………………………………….…...5

1.2 Основные формы и методы социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодежи……………………………….....9

Вывод по первой главе…………………………………………………………….12

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СМООПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЁЖИ………………14

2.1 Опыт работы МУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Люберцы Московской области по оказанию социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодежи………………………...…….14

2.2 Рекомендации по оказанию социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении для молодежи……………………………22

Вывод по второй главе…………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о выборе профессии, который встает перед каждым молодым человеком, обычно решается под влиянием самых различных обстоятельств. Это и семейные традиции, и интерес к специальности, и советы знакомых.

Основная проблема обоснованного выбора профессии состоит в том, что самостоятельно определить профессиональную пригодность или непригодность подросток не может, поскольку в большинстве случаев он не имеет четких представлений ни о требованиях профессии, ни о собственных качествах и способностях.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

Работа становится для человека источником радости, творческого вдохновения и удовлетворения.

Актуальность выбранной мною темы исследования объясняется тем, что меняющиеся экономические условия обуславливают новый подход к проблеме самореализации личности в профессиональной сфере.

В первую очередь, это касается социально-профессиональных вопросов самореализации молодёжи, у которой отсутствует социальный опыт, умение применять полученные знания в реальной жизни.

Разработкой различных аспектов профессиональной ориентации и самоопределения школьников занимаются такие педагоги, как Э.Ф. Зеер, В.А. Сластёнина, В.Г. Ананьева, Л.А. Бойко, А.М. Баскаков, В.Г. Боброва, С.А. Гольдина, О.В. Ерёмкина, Л.А. Ковалёва, Н.Г. Колотилова, В.С. Морозова, З.Г. Сазонова, В.П. Успенский, Э.Ш. Хамитов, Е.П. Шастина, Е.П. Шиянов, Л.С. Шубина и другие.

Профессиональная ориентационная работа в школе должна формировать у старшеклассников осознанный выбор профессии, что предполагает создание мотивации к овладению профессией, наличие информации о содержании и перспективах профессии.

В формировании профессионального самоопределения молодёжи немаловажную роль играет социальный педагог. В его обязанности входит подготовка молодых людей к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Но в настоящее время деятельность социального педагога по решению этой проблемы не имеет достаточной методической разработанности.

Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная психолого-педагогическая работа, которую организует социальный педагог и проводит совместно с классными руководителями.

Объект исследования – процесс профессионального самоопределения молодёжи.

Предметом исследования является социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодёжи.

Цель исследования – теоретически и практически определить эффективные способы работы социального педагога по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодёжи.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях;
  2. Изучить основные формы и методы социально – педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодёжи;
  3. Изучить опыт работы МУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Люберцы Московской области;
  4. Разработать рекомендации по оказанию социально – педагогической помощи в профессиональном самоопределении для молодёжи.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЁЖИ

1.1 Проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях

На момент окончания школы молодые люди активно выбирает вид будущей профессиональной деятельности. Однако выбор профессии для многих является не потребностью, а необходимостью. Согласно исследованиям Ю.В. Олейникова[1], юноши и девушки всё реже размышляют о будущем, не хотят принимать решений. Как следствие, можно наблюдать незрелость современной молодёжи, которая не стремится взрослеть и переходить на новую ступень развития.

Проблема незрелости актуальна в последнее время в исследованиях, посвященных изучению молодого поколения как социальной группы. Учёные говорят о глобальном явлении инфантилизма, которое встречается в современной социокультурной системе. Эта проблема, в первую очередь, связана с пропагандой гедонистического образа жизни, а также с отсутствием у современной молодёжи устойчивых перспектив. Инфантилизм проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы, в несамостоятельности решений, в отсутствии трудовой мотивации, в зависимости от старшего поколения в решении важных вопросов.

Как следствие, инфантилизм мешает осознанному профессиональному самоопределению молодого поколения. Принятие выбора старшего поколения становится нормой для современной молодежи, так как это избавляет её от мучительного поиска правильного решения. Таким образом, задача образовательных учреждений – научить молодёжь прислушиваться к мнению старших, но при этом осуществлять самостоятельный выбор специальности.

Есть основания полагать, что в современных социальных условиях не всегда имеет место свободный выбор профессии, а соответственно – невозможна полная профессиональная самореализация молодёжи в сфере труда. В том числе это связано с сокращением бюджетных мест в Вузах. Так, абитуриентам, не имеющим высоких баллов по результатам государственной итоговой аттестации, приходится выбирать доступную им специальность, а не желаемую. В результате этого, получив профессиональное образование, около 50 % молодёжи трудоустраиваются не по специальности. Во-первых, из-за нежелания работать в той или иной сфере, во-вторых, из-за отсутствия достаточной компетентности в полученной профессии. Таким образом, молодые люди не могут реализовать себя в полной мере в соответствии со своими притязаниями в трудовой деятельности.

Зачастую абитуриент, выбирая профессию, руководствуется исключительно её престижностью и перспективой высокой оплаты труда. Так, в 2019 году самыми перспективными специальностями были инженер, специалист в сфере информационных технологий, специалист по нанотехнологиям, маркетолог, логист, риелтор, менеджер по продажам, маркетингу и рекламе, врач. Но выбор профессии из этого списка, разумеется, не может дать стопроцентной гарантии успешной карьеры, если у выпускника отсутствуют способности и тяга к полученной профессии. Как отмечает И.Н. Шерер[2], в возрасте 21 – 24 лет «большинство молодых людей испытывают так называемый шок от реальности, связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте».

Кроме того, рыночная система отношений в обществе сегодня определяет формирование профессионального самоопределения у молодого поколения. Молодёжь вынуждена заменять профессиональную деятельность – предпринимательской, что трансформирует её профессиональное самоопределение. «Глобальный мониторинг предпринимательства», осуществлённый в 2018 году Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) показал, что российское предпринимательство носит вынужденный характер – его целью является решение насущных финансовых проблем, когда практически не раскрывается трудовой и предпринимательский потенциал населения. Молодое поколение стремится к достижению материального благополучия наиболее коротким путём, а профессиональная самореализация личности отходит на второй план.

Важным компонентом профессионального самоопределения личности является набор ценностей молодежи, поскольку он напрямую влияет на выбор профессии. Набор ценностей конкретного человека способствует формированию жизненных ориентиров и перспектив личностного развития. Залог успеха профессионального самоопределения – отношение к труду как к самостоятельной ценности, творческий подход к профессии. Очень важно понимание молодым человеком того, что профессия является одной из главных сфер реализации личности, её способностей, идеалов и стремлений. Зрелая личность должна обладать чувством долга перед выбранной профессией, трудовой активностью и понимать, что для больших достижений потребуется больше дополнительных усилий, и не бояться этого. Однако часто встречается проблема противоречивости ценностных ориентаций индивида, что может помешать его профессиональному самоопределению. Старшекласс

Современной молодёжи свойствен прагматизм, а также высокая степень озабоченности материальными проблемами. Как подчёркивают М.А.Матвиенко, К.Е. Егушев[3], наиболее актуальны следующие противоречия в молодёжной среде: молодому поколению одновременно присущи целеустремлённость и рассеянность, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и в то же время апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного. Таким образом, сталкиваясь с теми или иными трудностями, многие корректируют профессиональные цели или вовсе кардинально их меняют.

В процессе исследования профессионального самоопределения молодёжи выяснилось, что существует множество факторов, препятствующих профессиональному самоопределению. Как правило, это поверхностное представление о профессиях, несамостоятельный и неосознанный выбор профессии под влиянием социального окружения, инфантильность современной молодёжи, выбор доступной, а не желаемой профессии, руководство исключительно престижностью профессии при отсутствии необходимых способностей, идеализирование будущей профессии, неготовность к трудностям и т.д. Учитывая вышесказанное, будет полезна разработка мер по созданию благоприятных условий для профессионального самоопределения молодёжи на этапе выбора профессиональной деятельности.

Изучение основных проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях позволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать специалистам, социальным педагогам, педагогам, психологам, родителям, государству и обществу в целом. Перспективным направлением исследования представляется изучение специфики решения проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях. Необходима разработка программ профессионального самоопределения молодёжи, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления.

1.2 Основные формы и методы социально – педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодежи

В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профессионально ориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах профессиональной диагностики и морально – эмоциональной поддержки помощи.

Н.С. Пряжников[4] классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:

  • Информационно – справочная (профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами профессионально ориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);
  • профессиональная психодиагностика (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);
  • морально – эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);
  • помощь в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель).

Поподробнее хотелось бы остановится на методах из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно отнести следующие, нижеприведенные, методы и технологии.

Методы активизации профессионального и личностного самоопределения:

Игровые профессионально ориентационные упражнения. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации старшеклассников, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не больше 15 человек. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п.

Активизирующие опросники. Особенность этих опросников является то, что происходит стимулирование подростка на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Эти методики хороши тем, что можно работать с большой группой, а так же богатые психотехнические возможности работы учащихся с бланками. Кроме того, возможно формирование у молодёжи интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.

Ценностно–нравственно активизирующие опросники профессионального и личностного определения. С помощью данной методики возникает благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.

Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий – это наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данной методики есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов.

Подводя итоги, можно сказать, что список методов профориентации весьма обширен, в особенности, это методы применяться в профессиональной диагностике. Все методы можно разделить на 4 группы:

  • информационно-справочные;
  • профессионально – психодиагностические;
  • морально-эмоциональная поддержка;
  • помощи в конкретном выборе и принятия решения.

Особенно широк список методов применяемых в профессиональной диагностике. Можно выделить такие основные группы этих методов:

  • методы для выявления профессионально ориентированных интересов учащихся,
  • методы диагностики профессиональных намерений,
  • методы диагностики профессиональной готовности,
  • методы диагностики творческого потенциала,
  • методы диагностики профессиональных предпочтений и др.

Это связано в первую очередь с тем, что в успешности человека как профессионала играют очень важную роль психологические особенности.


Вывод по первой главе

Изучив проблемы профессионального самоопределения молодёжи, его основные направления, я сделала вывод, что:

Большая роль в подготовке молодёжи к выбору профессии принадлежит и профессиональному самовоспитанию – сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к выбираемой профессии.

Основные условия профессионального самовоспитания – это осведомленность подростка о требованиях, которые предъявляет выбранная профессия к человеку, его способностям, характеру; какие умения, навыки и знания необходимы для занятия этим видом труда.

Таким образом для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать принципы описания профессии.

Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из учебного заведения.

Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии.

Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки. Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам.

Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.

Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен происходить по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЁЖИ

2.1 Опыт работы в МУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Люберцы Московской области по оказанию социально – педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодёжи

Профориентация в учреждении дополнительного образования – это комплекс действий для выявления у обучающихся склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе будущей профессии. Реализуется непосредственно во время учебно – воспитательного процесса, а также во внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка воспитанников к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть введена в весь учебно – воспитательный процесс, а следовательно профессионально ориентационная работа в учреждении дополнительного образования является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели  профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования:

  1. Формирование у детей готовности к труду.
  2. Воспитание качеств, способностей, навыков для дальнейшей профессиональной деятельности.
  3. Профориентационная поддержка обущающихся во время выбора профессии.

Задачи профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования:

  1. Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии.
  2. Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах детей с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  3. Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, форм, методов, экскурсий и т.д.
  4. Поддержка обучающихся группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством.
  5. Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход воспитанников на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации обучающихся:

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико – физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний подростка. Знакомство обучающихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у обучающегося для осознанного выбора будущей профессии.

Этапы профориентации в учреждении дополнительного образования.

Профориентация в учреждении дополнительного образования, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. В подросковой профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста обучающихся:

Средняя школа, 8 – 9 классы.

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профессионально – ориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8 – 9 классах начинается активная диагностическая работа социального – педагога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Социальным – педагогом проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Старшеклассники, 10 – 11 классы

Это наиболее ответственный этап  профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в раннем возрасте. Социальным – педагогом ещё больше расширяется консультационная деятельность для обучающихся и их родителей. Проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Формы профориентационной работы:

Работа с обучающимися:

  • встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей;
  • экскурсии на предприятия, ВУЗы;
  • факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов;
  • помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами;
  • анкетирование учащихся;
  • комплексное профессионально – ориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.)

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников;
  • лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования;
  • проведение классных и общешкольных родительских собраний;
  • анкетирование родителей;
  • создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии;
  • привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

Организационно-методическая деятельность:

  • ведение профориентационной работы в учреждении дополнительного образования, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации воспитанников;
  • помощь педагогам и сотрудникам учреждения с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в учреждении дополнительного образования:

Для проведения качественной оценки профориентационной работы можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

может сделать осознанный выбор профессии, только тогда, когда знает о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии.

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих его направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед  учреждением дополнительного образования задачу выполненной.

Осознание подростком общественной значимости труда.

В процессе профориентационной работы  обучающимися должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание подростком своих возможностей и интересов.

Под руководством опытных специалистов  ребенок со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основывает на них свой выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится психологу и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии.

Обучающийся должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности профориентационной деятельности можно назвать:

- Индивидуальный характер профориентации.

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

- Направленность профориентации на всестороннее развитие личности.

Обучающимся предоставляется возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения будущей специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьного профессионального самоопределения.

При наличии действующей системы профориентации, сопровождающей обучающегося на протяжении всего времени обучения, у обучающихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

2.2 Рекомендации по оказанию социально – педагогической помощи в профессиональном самоопределении для молодёжи

Выбирая будущую профессию молодым людям необходимо оценить свой характер, интересы и способности, примерять их значимость для конкретных профессий, пытаясь представить себе, способны ли они стать профессионалами высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии. Следующий шаг это – самосовершенствование с целью достижения поставленной цели – овладения этой профессией.

Вот тут и приходит на помощь самовоспитание – сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков, Развитие и корректировка качеств с целью подготовки себя к профессии, ее относят к профессиональному самовоспитанию.

Среди способов и приемов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на свое сознание, чувство, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения определенной профессией, основными принято считать: самопознание (самоизучение, самоанализ, самонаблюдение,самооценка);самообразование; самоприказ; самоубеждение; самовнушение, самоодобрение; самоконтроль; упражнение или самоупражнение в определенных действиях или поступках.

Я хочу остановиться на каждом из приемов более подробно.

1. Самосознание. Узнать самого себя человеку помогает оценка его другими людьми, но важнейшим источником самопознания при профессиональном самовоспитании является проба своих сил в конкретной деятельности. Самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, самооценки и самоанализа.

В процессе самонаблюдения человек осознает какие необходимые навыки и умения нужны для будущей профессии, оценивает свои возможности, сравнивает себя со своими товарищами. Процессу самонаблюдения всегда сопутствует самоанализ и самооценка. Самоанализ представляет собой анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей, чувств, переживаний т.е. анализ качеств своей личности, мотивов своего поведения.

Самооценка играет наиболее существенную роль в саморегуляции поведения человека в процессе профессионального самовоспитания. Без самооценки невозможно самопознание, самовоспитание. Из практики известно, что в жизни не так просто оценить человека, как это иногда кажется. Еще сложнее объективно оценить самого себя. Различают правильную оценку, соответствующую возможностям человека и неправильную: завышенную или заниженную.

Для формирования правильной самооценки важно прислушиваться к оценке окружающих своего поведения и результатам деятельности, качеств своей личности, а также сравнивать с другими людьми.

Развивая самопознание, важно, конечно, стремиться к тому, оно было направлено на профессиональное самовоспитание и не превращалось в самокопание.

2. Самообразование, связано с подготовкой к профессии, может включать в себя изучение специальной научно – популярной литературы; общение с людьми данной профессии; знакомство с литературой о них; просмотр кинокартин и телепередач; посещение факультативов, курсов, кружков, спецшкол и т.п.

3.Самоприказ. Это способность человека самому себе приказывать, как действовать в определенной ситуации, как жить. Результативность самоприказа зависит от волевых качеств, безвольные люди не получают результатов.

При использовании самоприказа как метода самовоспитания важно не делать для себя поблажек. В целях профессионального самосовершенствования самоприказ можно использовать на различных практических занятиях.

4.Самоубеждение. По сути это дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против». Оно требует напряженной умственной работы, целью является доказать себе истинность определенного положения, правильность или, наоборот, ложность положения, поступка.

5.Самоубеждение можно использовать для профессионального самовоспитания. Так, определив для себя будущую профессию, оценив все необходимые качества у молодёжи для этой деятельности, обычно молодые люди приступают к самовоспитанию: заставляют себя тренироваться в формировании нужного качества или, в устранении вредных привычек. Борьба в устранении вредных привычек, в изменении взглядов очень трудная.

В процессе самовоспитания наряду с самоубеждением применяется метод самовнушения – этот способ заставляет себя поверить в возможность реального совершения того, к чему сильно стремишься. Для эффективности самовнушения необходимо повторять одни и те же слова, выражающие одну мысль, и верит в силу проводимого самовнушения.

Великий русский психиатр и психолог В.М. Бехтерев[5] считал, что лучшее время для самовнушения – вечернее (перед засыпанием) или утреннее (вслед за просыпанием) в состоянии легкой дремоты. В это время мышцы максимально расслаблены, и кора головного мозга находится в состоянии наименьшего возбуждения.

Чтобы самовнушение было эффективным, необходимо определить его цель и задачи. После того, как цель самовнушения определена, можно приступить к составлению словесных формул. Слова и фразы должны произноситься мысленно целиком, от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно. Во время проговаривания фразы внимание обязательно должно быть сосредоточено на предмете внушения, нужно ярко представлять образы того, что внушается. После каждой фразы делается небольшая пауза.

6.Самоконтроль. Это способность самостоятельно находить, направлять и предупреждать ошибки и недостатки в собственной деятельности.

В профессиональном самовоспитании самоконтроль помогает не только установить, обладает ли человек профессиональными качествами, но и следить за их формированием.

Самоконтроль устанавливает отклонения от личного образца. Поэтому важно, чтобы представления об образце были объективными и верными. Здесь очень важно сформировать у себя правильное представление о той профессии, которую вам хотелось бы получить, и о тех требованиях, которые она предъявляет к личности работающего.

7.Упражнения (самоупражнения). Обратимся к пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Упражняясь, тренируясь, человек и воспитывает у себя привычки, которые потом обеспечивают ему успех в работе.

Чтобы управлять собой, развитием своих позитивных и устранением негативных качеств, чтобы готовить себя к успеху в профессиональной деятельности, надо научиться познавать себя, уметь заниматься самообразованием и самовоспитанием.

В том случае, когда человек ставит четко определенные цели, намечает пути их достижения и контролирует результаты, он имеет дело с программой самовоспитания.

Практическая работа.

Попробуйте составить свою программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии. Для этого:

1.Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

2.Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессии.

3.Наметьте серию действий для тренировки или , наоборот, ликвидации каждого качества.

4.Определите примерный срок, в течение которого вы будете ждать успеха.

Вывод по второй главе

Во второй главе я изучила практическое исследование применения форм и методов социально – педагогической помощи в самоопределении молодёжи.

Изучила опыт работы в МУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Люберцы Московской области по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодёжи и разработала рекомендации по оказанию социально – педагогической помощи в профессиональном самоопределении для молодёжи.

Отсюда я делаю вывод что: профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно – воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Важную роль в выборе будущей профессии играет деятельность социального педагога. Социальный педагог должен вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка, содействовать его социальному и профессиональному самоопределению. Эти усилия сводятся к оказанию личности компетентной социально – педагогической помощи в поиске профессии для себя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодость – это период бурного расцвета всех сил и способностей человека: интеллектуальных, физических, волевых, эмоциональных.

Профессиональное самоопределение – сложный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально – трудовой сфере. Процесс профессионального самоопределения индивидуально своеобразен, неповторим. Он осуществляется в течение всей жизни, т.к. личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Анализируя ситуацию на рынке труда, школа всё больше испытывает необходимость в организации профессионально-ориентационной работы учащихся. А так как профессиональная ориентация – это помощь личности в использовании своих личностных особенностей, предоставление ей возможности развивать их так, чтобы она была в состоянии выбирать для себя области обучения и труда в ходе меняющихся условий её жизни в целях. Быть, с одной стороны, полезной обществу, а с другой, достичь самореализации, то основная задача данной деятельности состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей общества в кадрах.

Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профессионально ориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социально – педагогическую деятельность с учащимися.

В профориентационной работе социальный педагог использует различные формы и методы организации. Они могут быть использованы как на уроке, так и на внеклассных и внешкольных занятиях. Формы и методы оказания помощи в профессиональном самоопределении многообразны, они требуют тщательной подготовки и должны проводиться систематически.

Умение использовать их в плане профпросвещения позволит разнообразить профессиональную ориентационную работу с учащимися и достичь положительных результатов в формировании профессионального самоопределения у учащихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Научная литература:

  1. Бехтерев, В.М. Объективная психология 1907 г. переиздано М.: Наука, 1991 г. – с.480.
  2. Галагузова, М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия.–2002.
  3. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. – М.: Норма, 2014. – 385 с.
  4. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии: Учебное пособие для вузов/Э.Ф. Зеер, A.M. Павлов, И.О. Садовникова. – М.: Высшая школа,– 2005.
  5. Зеер, Э.Ф. Психология профессии. – Екатеринбург.– 1999.
  6. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 391 с.
  7. Калугин, Н.И., Меньшиков, А.П., Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация молодёжи. – М.: Высшая школа.– 1989.
  8. Климов, Е.А. Основы психологии. – М. – 1999.
  9. Климов, Е.А. Человек и профессия. – Л. – 1975.
  10. Кулакова, Н.П. Психология профессионального самоопределения личности: методические указания для студентов младших курсов. – Стерлитамак: СГПА. – 2002.
  11. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2010. – 215 с.
  12. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. – С. 28 – 38.
  13. Олейников, Ю.В. Социальные условия становления зрелого человека // История и современность. 2014. С.24 – 25
  14. Орлов, А.Б. Склонность и профессии. / А.Б. Орлов – М.: Просвещение, 1981. – 312 с.
  15. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО.– 2006
  16. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – 501 с.
  17. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос - пресс, 2013. – 384 с.
  18. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.
  19. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис. – 2005.
  20. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9-11 классы). – М.: ВАКО. – 2005.
  21. Сазонов, А.Л., Сазонов, Н.А. Как помочь молодому человеку найти свою профессию: Метод. руководство. – Курган. – 1990.
  22. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Мещенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс. – 2000.
  23. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. – М.: Просвещение. – 1997.
  24. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 96 с.
  25. Шерер, И. Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке труда: монография. М.: Книгодел, 2010.с. 204.
  26. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО.– 2005.
  27. Шевцов, М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» – Санкт-Петербург: Речь, 2006.
  28. Шеховцова, Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. – с 175.
  29. Шмидт, В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. – М.: Сфера, 2006. –119 с.

Интернет ресурсы:

30.Матвиенко, М. А., Егушев, К. Е., Пименов, Н. О., Файрузов, Р. Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. – 2015. – №10. –С. 1523-1525. – URL https://moluch.ru/archive/90/18759/

Размещено на Allbest.ru


[1] Олейников Ю.В. Социальные условия становления зрелого человека // История и современность. 2014. С.24 - 25

[2] Шерер И. Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке труда : монография. М. : Книгодел, 2010. 204 с.

[3] Матвиенко М. А., Егушев К. Е., Пименов Н. О., Файрузов Р. Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1523-1525. — URL https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 11.04.2019

[4] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – с.501

[5] Бехтерев В.М. Объективная психология 1907 г. переиздано М.: Наука, 1991 г. - с.480.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Кино и интернет в помощь профессиональному самоопределению подростка

В выборе формы профессиональной ориентации из многолетнего наблюдения, где  желание общаться движет подростками как в выборе досуга вне дома, так и в использовании интернета. Большое количество п...

Помощь родителям в профессиональном самоопределении школьников в работе классного руководителя

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей...

К вопросу о формировании военно-профессионального самоопределения суворовцев с помощью наглядности.

К вопросу о формировании  военно-профессионального самоопределения суворовцев с помощью наглядности.  Рассматривается роль зрительной наглядности при формировании военно-профессионально...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, в школе введена программа дополнительного образования «Основы профессионального ...

Статья "Стимулирование познавательной активности учащихся творческих коллективов в сфере профессионального самоопределения с помощью интерактивных игр"

Профориентационные интерактивные игры направлены на активное содействие профессиональному самоопределению подростков. Они знакомят учащихся с многообразием мира профессий и через игровые технологии фо...

Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.

Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...