"Школа приёмных родителей: Как подготовить своего ребенка к приходу приемного малыша".
методическая разработка по теме

Серебренникова Татьяна Евгеньевна

Методическая разработка занятия для работы с кандидатами в приёмные родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatieshpr_1.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1 по «Школе приёмных родителей».

Тема: Как подготовить своего ребенка к приходу приемного малыша.

"У своего ребенка хлеб возьми, Чтобы отдать его чужому".

А. Ахматова

Цель – оказание помощи родителям в конструировании оптимальных отношений между биологическими и приемными детьми.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями подготовки биологических детей к   приходу приемного ребенка в зависимости от количества детей в семье, возраста  приемных детей и времени пребывания их в госучреждениях;
  • Выявить возможные трудности во взаимодействии приемных и кровных детей;
  • Разработать рекомендации по оптимизации взаимодействия приемных и кровных  детей.

Формы работы: мини-лекции, диагностический практикум, практические занятия.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Категория участников: приемные родители.

Материалы:  листы бумаги, ручки, заготовленные бланки для диагностического практикума.

План занятия:

1.

Теоретическая часть.  Мини-лекция «Как подготовить своего ребенка к приходу приемного малыша»: особенности подготовки к приходу приемного ребенка в семью с единственным кровным ребенком; с двумя кровными детьми; в многодетную семью.

2

Диагностический практикум. Методика «Родительское сочинение».

3.

Практическая часть. Разыгрывание возможных проблемных ситуаций в процессе взаимодействия с приемным ребенком.

4.

Рекомендации родителям по подготовке кровных детей к приходу приемного ребенка.

5.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

1. Теоретическая часть. Мини-лекция «Как подготовить своего ребенка к приходу приемного малыша.

Вы хотите усыновить ребенка,  и мотивы вашего будущего поступка могут быть разными - помочь брошенному ребенку обрести настоящее детство;  обрести самим дополнительный смысл жизни и др. У вас есть собственные дети и вас беспокоит вопрос принятия ими другого ребенка. Как подготовить своих детей, ребенка к приходу нового члена семьи? Как сделать так, чтобы, помогая одному малышу, не обделить других, родных детей? Эти вопросы волнуют многих приемных родителей, которые понимают, что решение о приемном ребенке необходимо принимать всей семьей, и голос родного ребенка имеет немаловажное значение. Подготавливая ребенка к приходу малыша из учреждения, нужно учесть некоторые особенности, которые могут возникнуть при усыновлении в зависимости от того какая у вас семья: с единственным ребенком, семья, в которой воспитываются два ребенка или многодетная семья.

а) Особенности подготовки к приходу приемного ребенка в семью с единственным кровным ребенком.

Как известно, единственный ребенок в семье - это избалованный ребенок, эгоистичный, привыкший к вниманию. Поэтому наибольшие, по сравнению с другими семьями, трудности, могут быть в этом случае. Ребенок, мечтавший иметь братика или сестричку и подготовленный к усыновлению, сталкивается с реальностью повседневной жизни. Ему приходится делиться своими игрушками, частью своей комнаты, а главное вниманием родителей. Между детьми могут установиться соперничающие отношения. Ваш ребенок чувствует, что перестает быть пупом земли, что «приемышу» уделяют больше внимания, и ему уже хочется, чтобы все было по-прежнему и он оставался единственным и любимым. Ваш ребенок сталкивается с обыкновенной ревностью, которая встречается у всех детей, когда мама рожает второго ребенка. Разница только в том, что малыш был взят из дома ребенка, детского дома или приюта. Невозможно полностью избавить ребенка от чувства ревности, но родители могут сделать многое, чтобы свести это чувство до минимума.                                                                                                                                       В первые 5-6 месяцев уделяйте достаточно много времени родному ребенку. Это будет непросто сделать, т.к. у приемного малыша идет процесс адаптации, и родители могут отдавать предпочтение маленькому по многим причинам. Плюс к этому, необходимо помнить, что малыши для нас более привлекательны внешне, чем старшие дети и это довольно трудно скрыть.

Часто старший ребенок замечает, что младшему (приемному) разрешается то, что не позволено ему. Это обнаруживает и малыш. И возникает желание, причем у обоих - не взрослеть. Старший начинает себя вести инфантильно: просить, чтобы его покормили из ложки, полежали с ним перед сном. А младший привязывается к младенческим словам и детской манере поведения. Для родителей - это верный знак, что между детьми возникло соперничество. В этом случае, снизьте требования к родному ребенку о необходимости заботы о приемном братике или сестричке. Взаимодействие детей с родственниками, вашими друзьями необходимо выстраивать таким образом, чтобы никто из детей не чувствовал себя обделенным во внимании. Не сравнивайте детей. Подчеркивайте, что быть взрослым - это хорошо и интересно. Всячески одобряйте детей за желание расти и помогать друг другу. Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки враждебности к приемному, поговорите с ним об этом. Скажите, вы понимаете, что с ним происходит и знаете, что это пройдет. Будьте внимательны к внутреннему состоянию ребенка, чтобы у него не развился комплекс вины за отрицательные мысли или поступки по отношению к приемному. Когда дети будут ссориться, старайтесь остановить их и не допытывайтесь, из-за чего они повздорили, а лучше всего - как можно меньше вмешиваться в их ссоры. Дети будут меньше драться, если они поймут, что их ссоры на вас не действуют. (В основном, дерутся, чтобы привлечь внимание родителей.)

б) Особенности подготовки к приходу приемного ребенка в семью с двумя кровными детьми.

Приходят к мудрецу молодые родители и спрашивают, сколько детей необходимо иметь в семье, так, чтобы и детям было хорошо, и они не очень уставали. «Три» - отвечает мудрец. Когда вы воспитываете одного ребенка, то у него много шансов вырасти эгоистичным человеком, и он часто чувствует себя одиноким. Когда в семье два ребенка, то между ними существует конкуренция - кто больше получит родительского внимания, и дети постоянно «теребят» отца и мать. Когда в семье уже есть два ребенка и приходит третий, то складывается наиболее удачная атмосфера для всех в семье. У детей своя компания, они часто и подолгу вместе играют и поэтому не занимают много времени у папы и мамы, которые могут теперь себе позволить заняться личной жизнью и образовать свою компанию для времяпровождения.

в) Особенности подготовки к приходу приемного ребенка в многодетную семью.

В многодетных семьях дети привыкли, что их много, что старшие помогают младшим. Поэтому, появление приемного ребенка будет воспринято детьми, как обычное и естественное событие. Родителям не стоит беспокоиться, что негативное приобретенное поведение усыновленного ребенка переймут остальные дети. Наоборот, приемный ребенок, смотря на других детей, быстрее избавится от негативных качеств и будет вести себя соответственно правилам, установленными в семье.

Во всех случаях будущие приемные родители при выборе ребенка, должны учитывать его возраст. Желательно, чтобы приемный ребенок был младше родного или примерно такого же возраста. Реально взвесьте свои возможности, потому что, чем дольше ребенок находился в учреждении или жил в неблагополучной семье, тем больше душевных сил и времени вам придется потратить на его реабилитацию и адаптацию.

2. Диагностический практикум.

Родителям, с целью определения возможных трудностей, связанных с приходом приемного ребенка в семью,  предлагается модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений. (Источник: "Психологическая диагностика", 2005, № 4, с. 70 – 103. Автор: Шведовская А.А)

По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком, а также методика позволяет получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя, что определит в дальнейшем успешность взаимодействия кровных детей и приемных. Если в целом, у родителей отношения с кровным ребенком дружеские и открытые, ребенок будет готов прислушаться к мнению родителей в т.ч. в связи с их решением принять ребенка из приюта, детского дома в семью  и понять их.

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация "Мы-взаимодействия"».

1.«Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда я думаю о своем ребенке, то ...

- Скорее всего, он/она ...

- Я всегда замечал (а) ...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- По сравнению с другими детьми его/ее возраста ...

- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Самое главное в характере моего ребенка ...

- Мой ребенок силен в ...

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности гендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Я люблю, когда мой ребенок ...

-  Мне нравится в моем ребенке ...

5.  Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

-  Я хотел (а) бы, чтобы ...

-  Я всегда мечтала о том, что ...

-  Я был (а) бы рад(а), если бы ...

-  Мой ребенок достаточно способен, чтобы ...

6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Меня беспокоит в нем/ней ...

-  Я боюсь, что ...

-  Мне бы не хотелось, чтобы ...

7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ...

- Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ...

8. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

-  Я очень раздражаюсь, когда ...

-   Мне не нравится в нем/ней ...

- Думаю, что ему/ей мешает ...

9. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда он/она рос(ла) ...

- Когда он/она был(а) маленьким(ой) ...

- Самое трудное, что пережил мой ребенок ...

10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Моего ребенка интересует ...

- Мой ребенок любит ...

- Он/она предпочитает ...

11. Шкала «Ситуация "Мы-взаимодействия"» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Мне приятно, когда мы с моим ребенком ...

- Мой  ребенок и я ...

- Наши отношения с ребенком ...

Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.

Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка. Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7).

Реальный образ ребенка включает в себя представления родителей о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений с взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем — оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа.

Блок «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11).

Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1). По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме.

Сочинения родителей анализируются по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем).  Как бы сильно не было желание родителей принять в свой дом  ребенка, осуществлять задуманное необходимо при полной уверенности, что у родителей гармоничные отношения и взаимопонимание с собственными детьми.

3.Практическая часть. Разыгрывание возможных проблемных ситуаций в процессе взаимодействия с приемным ребенком.

Примеры:

1. Вы столкнулись с ситуацией, когда родной ребенок задает  вопрос: «Кого вы

будете  больше любить: меня или его?» Ваш ответ.

2.Старший ребенок заявляет вам, что когда придет в ваш дом малыш, он не будет за ним присматривать. Ваша реакция.

3. Ваш кровный ребенок, после всех ваших подготовительных мероприятий, не желает делить свою комнату с приемным малышом. Ваши действия.

Объясните, почему?

1.      Несмотря на все трудности адаптации и стрессы, которым подвержены приемные

дети с приходом   в семью, психологически в более трудном положении находятся именно родные дети.

2.      В случае неконструктивно сложившихся отношений родителей с кровными детьми лучше отказаться от приемного ребенка.

3.      Адаптация приемного ребенка в семью с единственным ребенком наиболее сложная.

4. В заключение родителям предлагаются рекомендации по подготовке кровных детей к приходу приемного ребенка.

  • Начать нужно с искреннего разговора с ребенком, объясняя ему на доступном языке, почему вы хотите взять осиротевшего малыша.
  • Потом, можно съездить с дочкой или сыном в детский дом или дом ребенка. Вы можете принести в детское учреждение вещи, игрушки, книги (бывшие в употреблении или купленные) и, таким образом, попасть туда и показать своему ребенку, как живут дети-сироты. Визит в детское учреждение пойдет ребенку только на пользу.
  • После посещения приюта, дома ребенка или детского дома, спросите у своего ребенка: хочет ли он помочь хотя бы одному ребенку? Чтобы у него была настоящая семья, свой дом, игрушки? Любой ребенок ответит: да. Потом вы можете пойти со своим ребенком в магазин и купить для будущего братика или сестрички подарки. Не забудьте сделать подарок и своему ребенку.
  • Расскажите ребенку обо всех тех плюсах, которые его ожидают после прихода приемного малыша.
  • Также, подготовьте ребенка к неприятным моментам, которые могут произойти. Приемный малыш может заболеть, и родителям придется больше времени проводить с ним. Малыш может очень плохо себя вести, капризничать, ломать вещи и игрушки, и т.д. Расскажите ребенку о всевозможных трудностях заранее, чтобы у него не было разочарований. И обязательно заверьте его, что все вместе вы справитесь с этими проблемами и будете очень-очень счастливы.
  • Если у вас есть знакомая семья, принявшая ребенка и не скрывающая тайну прихода ребенка в семью, сходите к ним в гости. Обратите внимание вашего ребенка, каким был приемный ребенок, как только попал в семью и каким жизнерадостным и красивым стал теперь, обретя родителей и дом.
  • Также вы можете посмотреть с ребенком видеофильмы, где показана жизнь детей-сирот: "Дети на другом берегу" (видеоэнциклопедия для народного образования), "Маленькая принцесса" Альфонса Куарона, "Крошка Стюарт" Роба Минкоффа. С детьми старше 10 лет рекомендуется посмотреть "Правило виноделов", а с дошкольником - мультфильм "Мамонтенок".
  • Читайте с ребенком сказки и рассказы, где затронута эта тема: "Дети подземелья" Короленко, "Золушка" Перро, "Бронзовый кабан" Андерсена, "Кошкин дом" Маршака, "Серебряное копытце" Бажова, "У солнца" А. Исаакян, "Мышка и Мишутка" Е. Карганова и другие. Естественно, после чтения литературных произведений и просмотра фильмов, желательно обсудить их с ребенком.
  • Подросткам, учитывая их интерес к жизни знаменитостей, расскажите, что Николь Кидман, Мишель Пфайфер, Шэрон Стоун, Калиста Флокхарт воспитывают приемных детей.
  • Подойдите к вопросу об усыновлении особенно внимательно, если ваш ребенок находится в возрасте от 11 до 18 лет. Это трудный период не только для родителей, но и в первую очередь для самих детей. Задумайтесь, насколько благополучны ваши отношения с собственным ребенком, обратитесь к результатам выше предложенной диагностики, проконсультируйтесь с психологом. Если в целом, у вас дружеские и открытые отношения с повзрослевшим  ребенком, то он будет готов прислушаться к вашему мнению и понять вас.
  • Не делайте из своего ребенка няньку, не упрекайте, что он мало времени уделяет приемному малышу. Согласитесь, что воспитание приемного ребенка - эта ваше решение, и вы полностью за него несете ответственность.

5. Заключительная часть. Рефлексия занятия:

1.      Что было важным для вас в течение сегодняшней встречи?

2.      Сделаете ли Вы выводы по результатам диагностики: измените что-либо в отношениях со своим ребенком и как следствие оптимизируете ли его взаимодействие с приемным?

3.      Какова связь между благополучием ваших отношений с кровным ребенком и успешностью вашего и его взаимодействия с приемным?

4.      Какие дополнительные вопросы вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

Список использованной литературы:

1. Вебер Г. «Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера.», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001

2. Печникова Л.С. «Личностные особенности подростков с девиантным поведением, воспитывающихся в приёмных семьях»// «Материалы первой международной конференции по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник» под ред. Тхостова А.Ш., Москва, МГУ, 2001
3. Спиваковская А.С. «Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений»// «Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия», М., 1991
4. Ослон В.Н. «Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривации развития детей-сирот», Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, М., 2001 
5. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000. С. 245–246.
6. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопр. психол. 2001. № 3. С. 79–90.
7. Хеллингер Б. «Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий», Москва, Издательство Института Психотерапии, 2001 г.

8. Использованы интернет-материалы  Школы приемных родителей РБФ «Приют Детства» «Как родителям не допустить ошибок при появлении в семье приемного ребенка» Татьяны Карниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей - Как помочь своему ребенку в изучении иностранного языка

Несколько советов, которые помогут сделать обучение Вашего ребенка английскому языку успешным...

Консультация для родителей "КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В УЧЕБЕ"

Как помочь своему ребенку в учебе для родителей будущих первоклассников...

Тест для родителей "Кто вы своему ребенку?"

Многие психологи считают, что родители, пытающиеся играть роль приятеля в отношениях с детьми, забывают о том, что самой природой им предназначено быть опоро...

"Школа приёмных родителей": Внутренний мир ребенка: как его сохранить?

Методическая разработка для работы с приёмными родителями...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: КАК ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.

КАК ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливо...

Программа Школы приёмных родителей

Программа по обучению кандидатов в приёмные родители...