Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений
статья (10 класс) на тему

Куприянова Татьяна Александровна


В статье анализируются причины и условия совершения учащимися правонарушений на основании проведенного в гимназии анкетирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка ГБОУ Гимназии №295 по результатам городского исследования

 «Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений.

                                                                                          От правильного воспитания детей зависит

                                                                                           благосостояние всего народа.

                                                                                            Джон Локк

      Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий.  На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.   

      В нашей гимназии создан благоприятный для детей морально-психологический климат, способствующий успешной адаптации, учебе, внеурочной деятельности детей и сотрудничеству родителей со школой.  Ученики считают свою школу школой радости и творчества, понимания и общения, школой, где учат хорошо. Учащиеся отмечают благоприятную атмосферу и демократичные взаимоотношения с учителями.

 Гимназия уделяет большое внимание работе не только с одаренными детьми, но и подростками «группы риска».  Цель   профилактической работы гимназии - формирование здоровых, гуманных отношений в социуме, помощь в создании атмосферы доброжелательности и взаимной заботы, социальная защита ребенка, умение организовать его адаптацию в обществе посредством создания социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Работа по профилактике правонарушений,  преступлений среди несовершеннолетних и социальной защите  обучающихся  традиционно  начинается с подготовки социального паспорта класса и школы.  В начале учебного года классные руководители  знакомятся с социальным положением учащихся класса, определяют социальные группы, потребности и возможности каждой семьи. В результате этой работы формируются списки учащихся, которые нуждаются в социальной поддержке. На сегодняшний день их насчитывается 63  человека. По сравнению с предыдущим 2011-2012 учебным годом это на 6 человек больше, хотя общее количество учащихся увеличилось на 2 человека.  Также в ходе подготовки социального паспорта  выявляются  группы обучающихся, требующих особого педагогического внимания: дети из неполных семей, дети из многодетных семей, дети находящихся под опекой, остронуждающиеся семьи, дети – инвалиды, дети, состоящие на внутришкольном контроле, дети, состоящие на учете в ПДН, дети из неблагополучных семей.   Согласно мониторингу контингента обучающихся, достаточно высоким остается количество обучающихся из неполных семей.  На 6  человек за последний год возросло количество остронуждающихся  семей. Невысокий процент детей из  малообеспеченных семей от общего числа обучающихся в школе связан с тем, что не все семьи с низким материальным доходом зарегистрированы в органах социальной защиты и имеют официальный статус малообеспеченных семей. Наблюдается незначительный  рост числа детей из неблагополучных семей. На 3 человека снизилось количество детей – сирот и детей, находящихся под опекой. Детей – инвалидов снизилось на 1 человека. Отсутствуют  школьники, стоящие на учете в ПДН.

В гимназии создана служба сопровождения, в состав которой входит заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, медицинский работник, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, педагоги дополнительного образования, логопед.  В рамках исполнения Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в гимназии создан Совет профилактики правонарушений. Работа проводится в направлении современной и эффективной организации профилактики правонарушений по следующим направлениям: общечеловеческие нравственные ценности; жизненное самоопределение; самореализация личности подростка; безопасное поведение человека в обществе.

На заседаниях Совета решаются вопросы, связанные с планированием работы по профилактике правонарушений, вовлечением учащихся в кружковую деятельность, привлечением учащихся группы риска к участию в школьных и районных мероприятиях, рассматриваются итоги успеваемости и организация помощи учащимся, имеющим трудности в успеваемости, вопросы нарушения правил внутреннего распорядка         (опоздания, нарушения положения о деловом стиле одежды, пропуски уроков без уважительной причины, нарушение дисциплины).  Регулярным  стало проведение единого информационного дня по вопросам безопасности жизни и здоровья детей и подростков. В этот день для учащихся Гимназии организуются и проводятся классные часы, лекции, викторины, игры по станциям по правилам безопасного поведения учащихся в различных ситуациях и во время школьных каникул, проводятся лекции сотрудниками правоохранительных органов лекции по вышеуказанной теме.

В ходе профилактике большое внимание уделяется индивидуальной работе  с проблемными обучающимися и их родителями. В ходе индивидуальных бесед выясняются  проблемы и предлагаются пути их решения.

Хорошим  помощником  в работе с проблемными детьми является школьный педагог – психолог. В рамках своей деятельности он проводит тренинги: «Умей владеть своими чувствами и эмоциями», «Хочу учиться», по профориентации «Найди себя», которые помогают  несовершеннолетним адаптироваться среди сверстников, учит владеть своими чувствами и эмоциями, подавлять агрессивные проявления.

Также большую роль в работе с проблемными детьми играют  классные руководители, они осуществляют непосредственную связь школы и семьи, организуют работу по привлечению родителей к школе.

   В октябре 2012г. учащиеся  гимназии участвовали  в анкетирование «Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений»  в рамках городского исследования.

     В анкетирование  приняли участие подростки 10кл в количестве 17чел. , где в  полной семье воспитываются 11чел, в неполной -5чел, 1 воспитывается мачехой , 12 чел. имеют сестер и братьев. По данным анкет родители этих учащихся  добропорядочные, законопослушные граждане. В основном учащиеся воспитываются в семьях, где есть  любовь, привязанность, духовная близость они организуют свой досуг вместе с родителями и родственниками  посещают театры, кино, музеи, ходят в походы.  В этих семьях нет равнодушия, безразличия друг к другу,  отсутствуют конфликты и ссоры. 71% учащихся считают, что семейное благополучие это  надежная гарантия от совершения преступлений, хотя у того же 71% учащихся время от времени встречаются  материальные трудности. 53% учащихся  родители или родственники регулярно, или время от времени,  дают деньги, один человек подрабатывает в свободное время, а 41 % -  не имеют никаких источников дохода. 94% - живут  в  собственном доме, или в отдельной квартире. 12% отметили, что в их семьях нет взаимопонимания, но родительский авторитет присутствует, это говорит о том, что воспитание происходит на высок уровне, уважая родителей. Чаще всего они  нуждаются в помощи родителей и именно к родителям они обращаются  за помощью для предупреждения (устранения) преступления (правонарушения). 70% учащихся считают, что основную работу по профилактике правонарушений должна вести семья . 77% считают, что родители могут помочь предупредить правонарушение.

    По результатам анкетирования, эти учащиеся коммуникабельные, общительные, они находят интерес в общении  как с ровесниками так и со взрослыми. Они постоянны в выборе круга общения.   52% учащихся проводят время  всегда с одними  и теми  же ребятами, 88%  в основном общаются с теми,  кто ничего плохого не делал, с этими людьми им весело и интересно. 17% считают, что они всегда их поддержат,  и они чувствуют в них защиту.  59% считают, что уважение со стороны своих друзей для них важно.  Решая различные жизненные проблемы,  94% учащихся стараются разрешить ситуацию, планируя конкретные шаги, 35% ищут помощи у других, 41% стараются отвлечься (спорт, музыка, прогулки с друзьями, компьютер и т.д.). Надо отметить, что никто не обращался к алкоголю, наркотическим средствам, а так же к религии. Не срывают свою злость на других в решении проблем и не пытаются устраниться от них.

    Учащиеся этого  класса мотивированы на обучение, прилежно и добросовестно учатся, практически не пропускают учебные занятия без уважительной причины, 41%  хорошо успевают по всем предметам, 41% уч-ся  какие-то учебные предметы даются легко, а какие-то с трудом. Школу они воспринимают, как субъект, где они могут получить  совет, помощь в учебе,  урегулировать конфликт с одноклассниками или иными учащимися.  59% респондентов считают, что помочь предупредить правонарушение может психолог, 35% - классный руководитель и социальный педагог, 88% учащихся считают, что  вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции, волонтерское движение позволят устранить (предупредить) правонарушения (преступления). Сами они посещают множество кружков, являются участниками и призерами районных, городских, всероссийских конкурсов, олимпиад, 100% учащихся не имеют  проблемы с законом.

Для снижения уровня преступлений и правонарушений они  выбрали  необходимость  применять  следующие меры: 71%- ужесточение системы наказаний, 41% - расширение мер и форм профилактики, 41% - расширение возможностей досуговой деятельности.  59% учащихся отметили, что для более эффективной профилактики необходимо усилить деятельность правоохранительных органов и общеобразовательных учреждений, 26%-даже применять меры карательного характера. Для сравнения,  родители ответили на этот вопрос  следующее: 81%- расширение мер и форм профилактики, 63%- расширение возможностей досуговой деятельности, 38%- ужесточение системы наказаний, 38%-возможность заработка для детей и подростков во внеурочное время, 31%-изменение законодательства, 6%-. применять меры карательного характера. Мнение педагогов практически совпало с мнением родителей.  80%  считают, что в этой проблеме может помочь расширение возможностей досуговой деятельности и расширение мер и форм профилактики. Таким образом, из вышесказанного следует, что большинство учащихся видят выход в ужесточение системы наказаний, а родители в расширение мер и форм профилактике. Это говорит о том, что во многих семьях допускается авторитарный стиль воспитания, через наказание. И сами учащиеся отмечают, что не будут совершать правонарушения, так как их страшит последующее за этим наказание.

   Низкий престиж государственных структур и должностных лиц,  дискредитирующих  основательно принцип демократии, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей - это лишь некоторые показатели  кризиса морали  в  нашем современном обществе. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих наших сограждан. Высокий уровень правонарушений в стране и постоянный их рост говорят о том, что правоохранительные органы работают пока еще неэффективно, не проявляют должной активности в борьбе с преступностью, не оперативно реагируют на появление новых форм и видов правонарушений. Все это рождает у лиц, совершающих противоправные деяния, уверенность в безнаказанности и стимулирует дальнейшие правонарушения. На вопрос:  «Насколько Вы удовлетворены работой следующих юридических учреждений?», мнение сложилось следующим образом: - не удовлетворены работай полиции – 47% учащихся, объясняя это грубостью, несправедливостью, безразличием поэтому с их точки зрения сотрудники полиции не вызывают чувство уважения, родители-36%, педагоги-20%, объясняя это тем, что полиция, главным образом, защищает представителей власти, а не простых граждан,  распространено   взяточничество,   грубость, люди чувствуют незащищенность от преступности, поэтому  отношение граждан  СПб к полиции отрицательное. Так же они выражают свое отрицательное отношение к юридическим учреждениям, прокуратуре, судам, КДН и ЗП за длительные сроки делопроизводства, грубость, несправедливость, безразличие.

   Проблема наркотиков в обществе стоит очень остро на сегодняшний день, об этом говорят во всех  средствах информации. Причиняя непоправимый вред здоровью людей, уничтожая генетический фонд народа, эти явления питают и преступность. Многие преступления, особенно так называемые “уличные”, “бытовые”, совершаются чаще всего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда ослаблен контроль человека за своим поведением, и он неадекватно оценивает ситуацию и связанные с нею последствия. На приобретение наркотиков и алкогольных напитков постоянно требуются немалые суммы денег, что провоцирует лиц, их употребляющих, на совершение таких преступлений, как кражи, грабежи и т.д.  12%  респондентов среди учащихся  сталкивались с незаконным  приобретением хранения наркотических средств или психотропных веществ. Поэтому 94% учащихся, 86% родителей  отметили, что такие формы поведения как употребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах,  пропаганда наркотических средств, относятся к правонарушениям.  К правонарушениям они относят следующие формы поведения: мелкое хищение - 88% учащихся, 94% родителей; уничтожение или повреждение чужого имущества и  мелкое хулиганство- 82% учащихся, 31% родителей; неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции - 71% учащихся, 6% родителей; жестокое обращение с животными-77% учащихся, 12% родителей; появление в общественных местах в состоянии опьянения - 59% учащихся, 75% родителей, курение - 35% учащихся, 19% родителей . С такими формами правонарушений, как переход дороги на красный свет, появление в общественных местах в состоянии опьянения, курение приходится сталкиваться чаще всего, как учащимся, педагогам, так и родителям. Из опроса видно, что общество не достаточно культурно образовано в вопросах правил дорожного движения, 71% учащихся, 63% родителей, 80% педагогов  отметили - переход дороги на красный свет, 65%-уничтожение или повреждение чужого имущества,  53% -курение.

Школьники редко задумываются над тем, что приводит человека к совершению сначала аморального проступка, потом правонарушения, а затем и серьезного преступления. Многим из них кажется, что это просто случайность. Подростки, как правило, не интересуются и теми причинами, которые приводят к преступлению, способствуют проявлению в человеке его слабостей и отрицательных качеств. Незадолго до анкетирования учащимся была предложена ролевая игра "Мнение жителей города".

Предлагаемая игра учит тому, чтобы ребята лучше смогли понять причины совершения преступлений, попытались разобраться в истоках преступности, и задумались над тем, что можно сделать для предотвращения правонарушений в условиях конкретного города, всего государства, подумали над тем, как себя вести, чтобы не стать правонарушителем.
В процессе игры участники исполняли роли, которые позволяли им обсудить причины совершения преступлений с позиций разных людей, а затем были обобщены мнения о том, какие меры необходимо принимать, чтобы сдержать рост преступности. Данная игра предполагала участие всего класса в импровизированном социологическом исследовании. На вопрос о причинах совершения правонарушений среди ответов школьников часто встречались, например, такие: "Люди крадут сегодня из-за бедности", " Жить неинтересно", "Часто преступления происходят в пьяном виде".  В ходе игры был составлен  список причин совершения преступлений - коррупция, не работают законы, плохая экономика, пропаганда насилия и преступности, отсутствие морали и нравственности, безработица.

Болезненный и противоречивый переход к рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики, гиперинфляция при низкой заработной плате резко снизили жизненный уровень подавляющего большинства населения России. Баснословные цены на продукты питания и промышленные товары привели к небывалому росту таких преступлений, как кражи, иные хищения имущества, грабежи, разбои. Как не вспомнить  здесь  слова  известного  русского  историка Н. М. Карамзина, охарактеризовавшего состояние дел современной ему России лишь одним словом “крадут”. Интересно то, что из предложенного мониторинга 65% учащихся, 100% педагогов, 100% родителей отнесли вымогательство к преступлению, что еще раз подтверждает, что в нашем обществе имеет место  коррупция, взяточничество. 52% учащихся считают, что в обществе чаще всего встречаются кражи,  убийство, вандализм и они понимают, что такие государственно-правовые явления, сопровождаются нарушением законности. И радует, что пока еще в их возрасте они сами  не сталкивались с серьезными преступлениями.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Проведенный анализ состояния дел в гимназии по профилактике правонарушений    выявил необходимость дальнейшего продолжения  профилактической работы с учащимися.

Заместитель директора по ВР ГБОУ Гимназии №295 – Кротова Ирина Васильевна,

Социальный педагог ГБОУ Гимназии №295 – Куприянова Татьяна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...

«Выявление причин отличий погодных условий в Дудинке и Норильске» Победитель муниципальной научно-практической конференции

Мы живем на Крайнем Севере в   суровых климатических условиях. Населенных пунктов очень мало. Ближайший к нам - г. Норильск с аэропортом Алыкель. Часто бывает, что в Дудинке погода хорошая, ...

Понятие причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними

Следователи по делам несовершеннолетних часто не разграни­чивают понятия «причина» и «условие» совершения преступления. Одни именуют причины, способствующие совершению прес...

Презентация "Причины и условия совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетних"

Презентация подготовлена для использования при проведении груповой беседы с учащимися, родителями по профилактике правонарушений....