Детская агрессивность и способы ее преодоления
консультация на тему

Обухова Надежда Павловна

Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия.

В психологической литературе выде­ляют три основных вида агрессии.

1.         Физическая агрессия, использова­ние физической силы против другого лица. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, лома­ют нужные вещи. Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потреб­ностью во внимании или какими-то драматическими событиями.

2. Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворенная пот­ребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или до­садить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани — научить словам, которые мож­но с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «ну и ну»).

3. Косвенная агрессия. Этот вид аг­рессии, направленной окольными пу­тями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявля­ющийся в крике, ругани, топанье нога­ми, битье кулаками по столу и т.п.).

Давайте попробуем разобраться в происхождении такого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_i_podrostkovaya_agressivnost.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Поповская ООШ» Боковского района

Детская агрессивность

и способы ее преодоления

Подготовила: Обухова Н.П.

школьный педагог-психолог

2013 год

Детство— период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия.

В психологической литературе выделяют три основных вида агрессии.

  1. Физическая агрессия, использование физической силы против другого лица. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими событиями.

2. Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани — научить словам, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «ну и ну»).

3. Косвенная агрессия. Этот вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявляющийся в крике, ругани, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.).

Давайте попробуем разобраться в происхождении такого поведения.

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в период раннего детства. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки — разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ним и взрослым. Как правильно вести себя в этой ситуации?  Необходимо перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы сами убедитесь, что избежать такого конфликта не только можно, но  и  необходимо.

 В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного поведения, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако, во-первых, такая «возня» детей — это всего лишь форма игры, которая, как и всякая игровая активность, носит добровольный характер и доставляет им удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их лицах. Кроме того, если ребенку это неприятно и он испытывает страдания, то логичным было бы стремление избежать общения с «агрессором», а не затевать с ним очередную «кучу-малу».

Во-вторых, «игры-потасовки» способствуют развитию у детей определенных двигательных способностей, навыков социального общения, налаживанию эмоциональных контактов: дружбы, любви и сотрудничества, умению совместно решать проблемы и т.д.

В-третьих, хотя «игры-потасовки» и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением  умышленного нанесения ущерба партнеру. Если это и случается, то по неосторожности, из-за недостаточного моторного контроля или при низкой социальной компетентности.

В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так как в большинстве случаев его начинают избегать или не принимать в игру.

Психологическую основу таких «игр-потасовок» составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни.

    Но если в начальной школе мы еще как-то справляемся с проблемой агрессивности, то в подростковом возрасте она встает с новой силой.

Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации.

Сейчас я буду называть слово (существительное), а вы, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагательное). Например: уроки разные; школа шумная...)   Итак, начали:

Малыш —...   Дошколёнок —...  Игра —...  Детство —...  Карапуз —...  Школьник —...

Школа —...   Ученик —...    Подросток —...

Какой эпитет вы добавили к слову «подросток»?   Любимый?   Измученный?  Родной?

Большинство взрослых к слову подросток добавляют «трудный».

Можно сказать, что в головах большинства родителей и педагогов образовался устойчивый стереотип. В результате, каким бы ни был наш ребёнок раньше, как только он дорастёт до этого самого подросткового переходного возраста, мы готовимся к обороне. Ну если не к обороне, то к проблемам и нервотрепке — это точно. То есть мы заранее настраиваем себя на... на что? Правильно, на трудности. На то, что нам будет трудно.

А жизнь устроена так, что мы всегда получаем то, что ожидаем. Еще недавно послушный, добрый и ласковый,  ребенок становится грубым и дерзким. И эти трудности, в первую очередь, вызваны неумением взрослых учесть перемены, происходящие в ребенке. К подростку продолжают относиться как к ребенку, требуют от него безоговорочного послушания, не считаются с его собственными интересами и потребностями. Вот он увлекся интересной книгой, или смотрит фильм. А взрослый  в этот момент в категоричной  и резкой форме требует немедленно выполнить его поручение. В ответ слышит грубость.

       Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т.д.)  Устраняют грубость  ребенка  в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности.

        Грубое поведение может быть ответом на несправедивые  действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется посредством исправления взрослыми своей ошибки.

 Ребенок может также проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим занятий и отдыха, а также тактичное поведение взрослых.

  Разногласия с родителями, педагогами могут возникнуть в любое время, в любом возрасте. Но проблемой они становятся только тогда, когда дети не получают того, что им нужно особенно сильно — поддержки и понимания.

   Продолжая тему агрессивного поведения у детей, хочу рассказать индейскую притчу о двух волках.

 Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

—В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух  волков. Один волк представляет зло — зависть,  ревность, сожаление,  эгоизм, амбиции, ложь...

   Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

—А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:    

    —Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

   В каждом из наших агрессивных подростков живут два волка, два тигра, два дракона или кого-то еще, и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь подростку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и растить эту часть себя.

Как же работать с агрессивными детьми?

  • Дайте понять подросткам, что вы находитесь вместе с ними и вам неприятно
     агрессивное поведение.
  • Попробуйте определить, является ли агрессивность внутренним состоянием     подростка, или она вызвана внешним фактором (вашим поведением, поведением другого человека или какими-то событиями). Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его? Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

                 Важно отвлечь агрессивного подростка или помочь ему разрядить агрессивные

         эмоции доступными способами, например, через игры или специальные

         упражнения.   ( Схема:   Почувствовал             осознал              сумел безопасно выразить)

  • Поскольку злость — нормальная и необходимая каждому человеку эмоция,
    научите подростков выражать свои чувства приемлемыми способами (как
    невербально, так и вербально). Своим примером показывайте способы
    адекватного реагирования. Различные способы выражения эмоций, гнева.
  • Используйте агрессию, возникшую в результате конфликта  в  классе, для    первого    шага к пониманию ее причины.   Предложите подросткам исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало.
  • Используйте любой конфликт как сценарий, раздав подросткам роли, проигрывая его и придумывая различные варианты позитивного решения.   (Судьба на выбор)
  • Постарайтесь принять подростков с самого начала такими,  какие они есть,
    со всей их агрессией.

Помните, что больше всего дети нуждаются во внимании, любви и заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1999.
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2001.
  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Минск, 1996.
  4. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. —      М., 2004.