Классный час_ 2014 - год культуры в России
презентация к уроку (5 класс) на тему

Алпатова Ольга Александровна

конспект урока

«2014 год - год культуры России»

Конспект классного часа.

 

Цель занятия:

Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

 

Задачи:              

Личностные:

Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.

Познавательные:

Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.     

Регулятивные:

Учить  ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

 

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация (См.Приложение).

Ход занятия.

Этап урока

Содержание урока

1.Мотивация к общению

1.Организационный момент

Культурные столицы по стране
Рассыпаны, как утром на траве роса,
И любят гости приезжать извне,
Чтоб повидать России чудеса.

(Слайд 1)

2. Погружение в тему занятия.  Выяснение целей, ожиданий.

1. Формулирование темы занятия

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?

(О культуре)

- Какие цели стоят перед нами? На какие вопросы мы должны найти ответы?

 (Слайд 2)

3.Час общения.

     1.Эвристическая беседа.

- Наше государство уделяет большое внимание развитию Российской культуры. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры.

"В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <...> провести в 2014 году в РФ Год культуры", - говорится в указе. (Слайд3)

-Как вы думаете, почему культуре уделяется такое повышенное внимание? Что является в человеческом сообществе самым ценным? Почему? (Слайд 4)

Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире. 

- Чего ожидает от подрастающего поколения страна? (Слайд 6)

·        личностной уверенности и сознания собственной значимости;

·        целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей;

·        опрятности, вкуса к красивым вещам;

·        умения отличать хорошее от плохого;

·         стремления к здоровому образу жизни;

·        развитой речи и интеллектуальных

·        способностей;

·        заботливого отношения к окружающему миру;

·        самоуважения  себя, как культурного человека

2.Уточнение понятий.

-А вы знаете, что такое культура? (Выслушиваются ответы детей)

- У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным. (Слайд 5)

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

- А вот что говорили о культуре и ее значении в жизни общества известные люди. Давайте прочитаем «цепочкой» и попробуем объяснить прочитанные строки. (Слайд 7)

•      Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном. Н.К. Рерих

•      Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение.  Культурный человек – это человек, ориентированный на  высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу  возвышенным и прекрасным. А. Моруа

•      Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Д. С. Лихачев

•      Культура - великий учитель того, как следует жить. Дина Дин

•      Культура — это пространство, в котором проходит человеческая жизнь от рождения до смерти. М. В. Попович философ, Академик Национальной академии наук Украины 

•       Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Искандер Фазиль

•       Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Шукшин В

 

- Как вы думаете, какая бывает культура? Что относится к культуре? (Выслушиваются варианты ответов детей) (Слайд 9)

Различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.

К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.

С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!

 

4.Дискуссия

- Как вы думаете, какого человека называют культурным?

- Что каждому из нас необходимо делать, чтобы стать культурным человеком?  (Слайд 8)

5. Заочное путешествие

     - Какие культурные памятники России вы знаете? (Слайд 10)

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Данные памятники Российской культуры  занесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

6. Проверь себя

- В конце нашего занятия я предлагаю вам проверить то, что вы сегодня узнали и ответить на вопросы

1. Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …

Отгадка (ответ): Кино

2.Петь, рисовать, лепить искусно

Нельзя прожить нам без … (искусства)

 

3 . Здесь балерины, балероны

Благодарили нас поклоном.

На сцене танцевали чудно,

И в зале было многолюдно.

Спектакля лучше в мире нет,

Чем этот сказочный... (балет)

 

4.Творчество народное

Для детей – опора

Нельзя народу нашему

Прожить без …(фольклора)

 

5.Кто очень дружен будет с ней,

Будет вчетверо умней (литература)

 

6. Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

 

7. Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.(народные промыслы)

 

8. Ой, звенит она, звенит,

 И грустит, и веселит.

С переливами несется,

В душе чувством отзовется (музыка)

 

-Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд.

 

7. Рефлексия

    Продолжите:

    Я узнал… 

    Мне запомнилось…

    Я считаю важным…

    - Удалось ли нам достичь поставленных цели?

    - Что помогло вам в достижение успеха?

Закончить наш классный час хочется прекрасным стихотворением:

Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Русская культура — это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура — это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина — русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура — наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_god_kultury_v_rossii.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Год культуры в России

Слайд 2

Что такое культура? Какая бывает культура? Что значит быть культурным? Что говорили о культуре известные люди? Чего ожидает от нас страна? Что является самым ценным? Памятники культуры России Проверь себя

Слайд 3

2014 год объявлен в России Годом культуры . Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью " …привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире".

Слайд 4

Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура , ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире. Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке, однако некоторую роль в развитии культуры России, также играют и культуры относительно крупных региональных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие. Что является самым ценным?

Слайд 5

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному Что такое культура? Культура (от лат. cultura , от глагола colo , colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Слайд 6

Чего ожидает от нас страна? личностной уверенности и сознания собственной значимости; целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей; опрятности, вкуса к красивым вещам; умения отличать хорошее от плохого; стремления к здоровому образу жизни; развитой речи и интеллектуальных способностей; заботливого отношения к окружающему миру; самоуважения себя, как культурного человека больше интересоваться произведениями искусства; переосмыслить свои жизненные ценности; приобрести положительный опыт общения с художественным творчеством активнее участвовать в культурной жизни страны, края, города, школы Что мы можем сделать?

Слайд 7

Ответственный Образованный Способность к сопереживанию и уважению Стремление к духовному обогащению Патриот Знает и сохраняет обычаи своего народа Черты культурного человека Что значит быть культурным?

Слайд 8

Какая бывает культура? Различают материальную и духовную культуру . Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки. К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература. С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира. Театр, кино, литература – Вот где Российская культура! Скульптура, живопись, балет – Культуры лучше нашей – нет!

Слайд 9

Памятники культуры России Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников Архитектурный ансамбль Кижского погоста Московский Кремль и Красная площадь Исторические памятники Новгорода и окрестностей Белокаменные памятники Владимира и Суздаля Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День знаний. 2014-год культуры в РФ"

Классный час в 5 классе "День знаний. 2014-год культуры в РФ"...

Конспект классного часа "2014 – год культуры в России"

Классный час "Год культуры в Российской Федерации"...

Внеклассное мероприятие "2014 год-год Культуры в России"

Внеклассное мероприятие "2014 год-год Культуры в России"...

Классный час посвященный ГОДУ КУЛЬТУРЫ в России

Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминируе...

Классный час к Году Культуры в России

Классный час к году Культуры в России...

Классный час "2014 - год культуры в России"

Цель урока - привлечение внимания учащихся к вопросу становления культуры в России через подготовленные сообщения и участие в викторине; обсуждение понятия «культурный человек» на основе цитат из прои...