« ГОРОД НАД НЕВОЙ»
материал на тему

Павлова Елена Александровна

Конспект занятия «Город над Невой» воспитателя Павловой Е.А. для воспитанников коррекционной школы-интерната.

Цели:

- Сформировать активную, всесторонне развитую личность.

- Привить любовь детей к родному городу.

Задачи:

- Обучение культуре поведения в городе, транспорте, на улице.

- Формирование интереса к путешествиям, приобщение к культурному наследию города

- Развитие познавательного интереса.

- Развитие речи, памяти, внимания.

- Знакомство с картой города.

 

 

«ГОРОД НАД  НЕВОЙ».

  

1.     Вводная часть. Беседа о городе.

2.     Повторение материала.

3.     Основная часть.  Работа с картой.- прогулка по городу.

4.     Заключительная часть.  Показ работ.

Итог.

 

Воспитатель :

 

1.     Мы с вами – Петербуржцы, жители Санкт-Петербурга. Нам есть чем гордиться: стараниями многих поколений в устье полноводной и широкой реки Невы, соединяющей Ладожское озеро с Финским заливом Балтийского моря, на островах Невской дельты возведен один из самых красивых городов мира.  Именно в Петербурге появился первый судостроительный завод. Здесь прошел первый сеанс радиосвязи, созданы первый телевизор и первый музей. Из Петербурга отправлялись российские мореплаватели в первое кругосветное путешествие к берегам Антарктиды. Мы гордимся всемирно известными учеными, инженерами , скульпторами и архитекторами, каменщиками и плотниками, создавшими славу Петербурга; воинами и горожанами, защищавшими Петербург – Ленинград.  Много поэтов, писателей, художников, музыкантов воспевали  один из красивейших городов мира. (Воспитанник     читает отрывок из поэмы ).

     Люблю тебя, Петра творенье...

       Уникальность Петербурга в том, что он не вырастал постепенно, как большинство городов. В сказочно короткие сроки его создали лучшие строители, архитекторы и мастера Европы и России. Архитектурный облик Петербурга – торжественный, строгий и элегантный. Грандиозные ансамбли его площадей, величественная, «в гранит одетая Нева» и многочисленные каменные набережные – все сооружалось в Петербурге с размахом, как бы символизируя мощь России и ее огромные пространства. Наш город – достояние мировой культуры. Нередко Петербург называют городом дворцов и музеев.

2. Вы уже много знаете о нашем городе. Давайте поговорим, еще раз расскажем нашим гостям.

         Когда был заложен наш город, почему он так называется?

В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания 16 мая 1703 г.- день рождения нашего города, по новому стилю 27 мая. Сколько лет будет нашему городу в этом году?

         В 1700 году Россия вступила в северную войну со Швецией за выход к морю. После первых же побед государь Петр Великий заложил на берегах Невы крепость и поименовал Санкт-Петербургом. Город называется на голландский манер «Санкт Питер бурх», что означает «Святого Петра крепость». Не подумайте , что царь назвал город в свою честь: наш город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.

    Знаете, почему он назвал на иностранный манер? Потому что, в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнуть, что это город европейский.

         Царь Петр совершил множество великих дел, но, может быть, самое главное из них то, что он, как сказал Пушкин, «в Европу прорубил окно», построил могучий флот, вернул России выход к балтийскому морю, по которому возобновилась торговля с заморскими странами.

3.Теперь начнем наше путешествие , пройдем весь путь, сверяясь с картой  города. Она выполнена в масштабе… Давайте вспомни нашу прогулку 1 Мая. Что это был за праздник?(день солидарности трудящихся). Как можно путешествовать по городу? (метро, автобус, троллейбус, трамвай). А можно…( стих. Читает второй воспитанник.)

            Очень просто сесть в трамвай,

            И сказать: - вези давай!

            Очень просто сесть в такси

            И сказать: - Давай вези!

            Ну, а если Вам не к спеху

            Если город вам знаком

            Интереснее не ехать

            Интереснее - пешком

Путешествие начинается.

 

         Отправная (.) -  Площадь Ленина. Что там находится? (памятник Ленину, Финляндский вокзал). Кто-нибудь найдите это место на карте. Далее мы шли мимо Михайловского Военного университета, прошли через Сампсониевский мост. (стих. Мост нагнулся над Невой…)

         Вторая остановка – легендарная Аврора. Что мы о ней знаем?(крейсер, был произведен холостой выстрел по Зимнему Дворцу – сигнал к началу штурма Зимнего. Вспомните, мы видели диораму в Военно-морском музее.

 3. Петропавловская крепость – первая крепость города. ( стих. Стреляет в полдень пушка).  Что вы о ней знаете?                                                                Со времен Петра была тюрьмой, где содержались опасные преступники. Теперь в Петропавловской крепости – музей, а еще – Монетный двор, где делают юбилейные монеты, ордена, значки. Каждый день со стены Петропавловки бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъем и спуск флага. А еще извещала людей о наводнении. И сзывала в гости к Петру. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде летящего золоченого ангела с крестом в руках. Кто построил собор, знаете? Мастер из Швейцарии – Доменико Трезини. (самый высокий шпиль- 122 метра, высота ангела на шпиле больше 3-х метров, размах крыльев 4 м).

В Петропавловском соборе похоронили Петра 1, а потом и всех других правителей Российской Империи и многих членов царской фамилии. Рядом с собором – Ботный дом. В нем хранился «дедушка русского флота» - ботик, на котором Петр плавал в юности.

         4. Военно-морской музей. Мы были в нем на экскурсии. Что запомнили?  Там нам экскурсовод рассказал об Адмиралтействе.

(стих. Над грохотом и пылью…)

         Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом.

Адмиралтейство стало верфью, где строили корабли. Сейчас там учатся будущие офицеры Российского флота.

         5. Проходим через Дворцовый мост на Дворцовую набережную.

Что мы видим? (Памятник Петру 1, стих. Вот памятник царю Петру…)

         6. Выходим на Дворцовую площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Александрийский Столб.

         Далее идем по Невскому проспекту.

          

5.     Заключение.                                                                                                                         Я думаю, путешествие у нас удалось. Мы читали стихи, поделились знаниями, работали с картой. Теперь не заблудимся и в незнакомом городе. Наш библиотекарь подготовила нам книжную выставку.  Образованный человек не тот, который все знает, а тот,  который знает,  где это можно найти. Для этого существуют книги.

 Мы были в 2-х старейших библиотеках нашего города: Центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина и библиотека им. Чехова на ул. Марата д.72. Что запомнилось?

         Небольшая выставка работ выпускников художественного лицея, сувениры.

         Что понравилось?

         Что узнали нового?

Будем изучать город и дальше.

 

Литература:1.Майя Борисова. Интереснее пешком.

                   2.О.О.Жербовская, Н.В Костылева Город над вольной Невой.

                  3. Н.А. Яковлева. Наш город Санкт-Петербург.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _gorod_nad_nevoy.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Город над Невой» воспитателя Павловой Е.А. для воспитанников коррекционной школы-интерната.

Цели:

- Сформировать активную, всесторонне развитую личность.

- Привить любовь детей к родному городу.

Задачи:

- Обучение культуре поведения в городе, транспорте, на улице.

- Формирование интереса к путешествиям, приобщение к культурному наследию города

- Развитие познавательного интереса.

- Развитие речи, памяти, внимания.

- Знакомство с картой города.

« ГОРОД НАД  НЕВОЙ».

   

  1. Вводная часть. Беседа о городе.
  2. Повторение материала.
  3. Основная часть.  Работа с картой.- прогулка по городу.
  4. Заключительная часть.  Показ работ.

Итог.

Воспитатель :

  1. Мы с вами – Петербуржцы, жители Санкт-Петербурга. Нам есть чем гордиться: стараниями многих поколений в устье полноводной и широкой реки Невы, соединяющей Ладожское озеро с Финским заливом Балтийского моря, на островах Невской дельты возведен один из самых красивых городов мира.  Именно в Петербурге появился первый судостроительный завод. Здесь прошел первый сеанс радиосвязи, созданы первый телевизор и первый музей. Из Петербурга отправлялись российские мореплаватели в первое кругосветное путешествие к берегам Антарктиды. Мы гордимся всемирно известными учеными, инженерами , скульпторами и архитекторами, каменщиками и плотниками, создавшими славу Петербурга; воинами и горожанами, защищавшими Петербург – Ленинград.  Много поэтов, писателей, художников, музыкантов воспевали  один из красивейших городов мира. (Воспитанник     читает отрывок из поэмы ).

     Люблю тебя, Петра творенье...

        Уникальность Петербурга в том, что он не вырастал постепенно, как большинство городов. В сказочно короткие сроки его создали лучшие строители, архитекторы и мастера Европы и России. Архитектурный облик Петербурга – торжественный, строгий и элегантный. Грандиозные ансамбли его площадей, величественная, «в гранит одетая Нева» и многочисленные каменные набережные – все сооружалось в Петербурге с размахом, как бы символизируя мощь России и ее огромные пространства. Наш город – достояние мировой культуры. Нередко Петербург называют городом дворцов и музеев.

2. Вы уже много знаете о нашем городе. Давайте поговорим, еще раз расскажем нашим гостям.

        Когда был заложен наш город, почему он так называется?

В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания 16 мая 1703 г.- день рождения нашего города, по новому стилю 27 мая. Сколько лет будет нашему городу в этом году?

        В 1700 году Россия вступила в северную войну со Швецией за выход к морю. После первых же побед государь Петр Великий заложил на берегах Невы крепость и поименовал Санкт-Петербургом. Город называется на голландский манер «Санкт Питер бурх», что означает «Святого Петра крепость». Не подумайте , что царь назвал город в свою честь: наш город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.

    Знаете, почему он назвал на иностранный манер? Потому что, в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнуть, что это город европейский.

        Царь Петр совершил множество великих дел, но, может быть, самое главное из них то, что он, как сказал Пушкин, «в Европу прорубил окно», построил могучий флот, вернул России выход к балтийскому морю, по которому возобновилась торговля с заморскими странами.

3.Теперь начнем наше путешествие , пройдем весь путь, сверяясь с картой  города. Она выполнена в масштабе… Давайте вспомни нашу прогулку 1 Мая. Что это был за праздник?(день солидарности трудящихся). Как можно путешествовать по городу? (метро, автобус, троллейбус, трамвай). А можно…( стих. Читает второй воспитанник.)

                Очень просто сесть в трамвай,

                И сказать: - вези давай!

                Очень просто сесть в такси

                И сказать: - Давай вези!

                Ну, а если Вам не к спеху

                Если город вам знаком

                Интереснее не ехать

                Интереснее - пешком

Путешествие начинается.

        Отправная (.) -  Площадь Ленина. Что там находится? (памятник Ленину, Финляндский вокзал). Кто-нибудь найдите это место на карте. Далее мы шли мимо Михайловского Военного университета, прошли через Сампсониевский мост. (стих. Мост нагнулся над Невой…)

        Вторая остановка – легендарная Аврора. Что мы о ней знаем?(крейсер, был произведен холостой выстрел по Зимнему Дворцу – сигнал к началу штурма Зимнего. Вспомните, мы видели диораму в Военно-морском музее.

 3. Петропавловская крепость – первая крепость города. ( стих. Стреляет в полдень пушка).  Что вы о ней знаете?                                                                Со времен Петра была тюрьмой, где содержались опасные преступники. Теперь в Петропавловской крепости – музей, а еще – Монетный двор, где делают юбилейные монеты, ордена, значки. Каждый день со стены Петропавловки бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъем и спуск флага. А еще извещала людей о наводнении. И сзывала в гости к Петру. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде летящего золоченого ангела с крестом в руках. Кто построил собор, знаете? Мастер из Швейцарии – Доменико Трезини. (самый высокий шпиль- 122 метра, высота ангела на шпиле больше 3-х метров, размах крыльев 4 м).

В Петропавловском соборе похоронили Петра 1, а потом и всех других правителей Российской Империи и многих членов царской фамилии. Рядом с собором – Ботный дом. В нем хранился «дедушка русского флота» - ботик, на котором Петр плавал в юности.

        4. Военно-морской музей. Мы были в нем на экскурсии. Что запомнили?  Там нам экскурсовод рассказал об Адмиралтействе.

(стих. Над грохотом и пылью…)

        Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом.

Адмиралтейство стало верфью, где строили корабли. Сейчас там учатся будущие офицеры Российского флота.

        5. Проходим через Дворцовый мост на Дворцовую набережную.

Что мы видим? (Памятник Петру 1, стих. Вот памятник царю Петру…)

        6. Выходим на Дворцовую площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Александрийский Столб.

          Далее идем по Невскому проспекту.

         

  1. Заключение.                                                                                                                         Я думаю, путешествие у нас удалось. Мы читали стихи, поделились знаниями, работали с картой. Теперь не заблудимся и в незнакомом городе. Наш библиотекарь подготовила нам книжную выставку.  Образованный человек не тот, который все знает, а тот,  который знает,  где это можно найти. Для этого существуют книги.

 Мы были в 2-х старейших библиотеках нашего города: Центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина и библиотека им. Чехова на ул. Марата д.72. Что запомнилось?

        Небольшая выставка работ выпускников художественного лицея, сувениры.

        Что понравилось?

        Что узнали нового?

Будем изучать город и дальше.

Литература:1.Майя Борисова. Интереснее пешком.

                2.О.О.Жербовская, Н.В Костылева Город над вольной Невой.

                3. Н.А. Яковлева. Наш город Санкт-Петербург.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Классный час «Город мой любимый», 03 марта 2011 г., год 50-летия города Лобня.

У всех городов подмосковныхСвой почерк, характер и вид.И каждый в местах родословныхС любовью о них говорит.Мытищи, Загорск и КоломнаГордятся своей стариной.Мы выглядим более скромно.Но Лобня – наш го...

Виртуальная экскурсия "Санкт-Петербург - город-музей и город музеев"

Представлено занятие с использование ИКТ (сопровождение: презентация, разработанная учащимися школы-интерната и представленная на ученических чтениях...

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город

Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...