Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.
статья на тему

Охотникова Татьяна Евгеньевна

Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов,  становятся все более актуальными в современной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов,  становятся все более актуальными в современной школе.

На сегодняшний день самым прогрессивным шагом в педагогике сиротства  стал переход от однородного обучения в школах-интернатах к смешанному пребыванию детей из детских домов с домашними в общеобразовательных школах,  предполагая, что такая форма взаимодействия способствует более успешной адаптации детей из детских домов и расширяет их социальные контакты с внешним миром.

Социальная адаптация-это процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы.

Организация единого образовательного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся  в силу различных обстоятельств без попечения родителей, является одной из важнейших задач воспитательной службы нашей школы.

Определение сущности социально-педагогического обеспечения гарантий  прав  и  интересов детей-сирот в условиях общеобразовательного учреждения  представлено в большей степени  с точки зрения педагогической составляющей

Наиболее часто употребляемые в документах и на практике термины, отражающие суть педагогической составляющей обеспечения гарантий прав ребенка, это: индивидуальное сопровождение, педагогическая поддержка и педагогическая помощь.

Понятие педагогическое сопровождение на индивидуальном жизненном пути ребенка-сироты целесообразно применять в случае его вхождения в новое учреждение, при решении задач, которые он сам не в состоянии решить из-за возникших непреодолимых препятствий в учебной деятельности, в общении, при адаптации к новым условиям или реабилитации после кризисных жизненных ситуаций. В данном случае происходит непосредственное постоянное педагогическое руководство через общение и соучастие взрослого в процессе деятельности: начиная с диагностики обучения, до получения результата.

Понятие педагогическая помощь может обозначать действия специалиста, которые предпринимаются в момент, когда ребенок хочет, но не может проявить адекватное отношение или снять ненужную реакцию, принять решение, выбрать и совершить нужное действие.

Педагогическая помощь либо предлагается, либо оказывается в ответ на просьбу о помощи самого ребенка. Это уже означает, что ребенок чувствует потребность осуществить действия, но пока не способен самостоятельно её осуществить, значит, роль педагога лишь частично проявляется как непосредственное участие и контроль, а ребенок большую часть действий совершает самостоятельно.

Характеристика сущности педагогической поддержки, заключается в оказании первентивной(предупреждающей) и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением. Педагогическая поддержка необходима тогда, когда воспитанник ощутил потребность, осознал способность к  действиям. Педагогическая поддержка возможна там, где есть внутренняя готовность ребенка к самостоятельным шагам и действиям.

Таким образом, опираясь на четкое определения смысла понятий профессионально -  педагогической деятельности, можно более точно определить пути и способы воспитательной деятельности, формы организации профилактической работы и меры по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, включая восполнение жизнеобеспечения,  усиления заботы о нем.

В создании условий для результативности процесса социальной адаптации детей-сирот в нашей школе участвуют не только учителя, но и  классные руководители, логопед, социальный педагог, воспитатели, педагоги доп.образования, психолог, а также специалисты здравоохранения, ЦПМСС центра,  поэтому важно устанавливать педагогически целесообразное сочетание методов профессиональной работы для решения проблем , связанных с вопросом адаптации, воспитания, оздоровления и личностной коррекции.

Дети сироты – это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской заботы невозможно компенсировать ничем. Но можно, все же не совершать тех ошибок, которые снижают адаптационный потенциал сироты, и запускают его социализацию и адаптацию в неправильное русло. К такому выводу мы пришли, исследовав проблемы адаптации детей-сирот и детей в нашей школе.