Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков "Вместе мы сильнее"
рабочая программа на тему

Безъязычная Ирина Николаевна

 

1.подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;

2.поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

3.осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

4.в борьбе с ПАВ школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков «Вместе мы сильнее»       

                                     Безъязычная И.Н., социальный педагог

При разработке данного плана действий  опиралась на следующие группы населения:

  • школа (учащиеся и преподаватели);
  • семья (родители и дети);
  • место жительства (поселковая администрация, правоохранительные органы, районное здравоохранение);

Целевые группы:

Возрастная категория

Микросреда

Целевая подгруппа

Учащиеся начального звена (1-4 классы)

Школа, семья, учреждения дополнительного образования

Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций

Учащиеся среднего звена (5-8 классы)

Школа, семья, учреждения дополнительного образования

Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций

Учащиеся старшего звена (9-11 классы)

Школа, семья, учреждения дополнительного образования, молодёжные объединения

Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций, сверстники и друзья

Цель: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие   веществ  ПАВ.

 Выделенная система профилактики ПАВ будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  3. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  4. в борьбе с ПАВ школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Задачи:

  1. Определить специфику наркомании, алкоголизма, табакокурения  как особого социально-психологического феномена;
  2. Выявить социально-психологические причины распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения в детской и подростковой среде;
  3. Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение ПАВ в рамках работы классного руководителя;
  4. Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Принципы программы:

  • Комплексность или согласованное взаимодействие органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения;
  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (педагоги, школьный психолог, врачи, нарколог, социальный педагог, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
  • органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

  • возраста детей;
  • степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н ость: сочетание различных направлений профилактической работы:

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления ПАВ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Преемственность: Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики ПАВ (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется  с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми “группы риска”;

2) Работа с педагогическим коллективом:

  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме ПАВ;
  • работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять сигареты, алкоголь, наркотические вещества.

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Актуальность данной программы:

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие  для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня  и   дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране еще больше населения попробует наркотики и другие психоактивные вещества.

Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная  проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы мною разработана целевая программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни на 2012-2016 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: “СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ”. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.

Условия реализации программы – этапы:

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь – октябрь.

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций вредных привычек

Задачи:

  1. Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
  2. Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к вредным привычкам.
  3. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
  4. Выявление детей “группы риска”.

Методы:

  1. Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы вредных привычек.
  2. Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в  образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению психоактивных веществ;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: ноябрь  

Цель: реализация  работы ПАВ в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
  2. Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
  3. Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  4. Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
  5. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  1. Информационный;
  2. Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
  3. Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

  • лекция;
  • беседа;
  • семинар;
  • мини-спектакль;
  • психотерапевтические занятия;
  • тренинг;
  • ролевая и деловая игра;
  • мозговой штурм;
  • круглый стол;
  • дискуссия;
  • конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
  • социологический опрос;
  • показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Значение этапа:

развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

 выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап - заключительный.

Время проведения: апрель – май  

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
  2. Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы .
  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.

Методы:

  1. Анализ отчетной документации.
  2. Опрос, беседа.
  3. Анонимное анкетирование.

Значение этапа:

  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
  • на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ;
  • выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).

Ожидаемые конечные результаты программы:

  1. Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
  2. Уменьшение числа учащихся "группы риска".
  3. Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.

Техническое оснащение программы:

  1. Проектор и экран;
  2. DVD, телевизор;
  3. Музыкальный центр;
  4. Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
  5. Цифровой фотоаппарат;
  6. Расходные материалы.

 План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.

Наименование мероприятия

Время проведения

Класс

Ответственные

1.

Организация и проведение профилактических бесед совместно с сотрудниками  ЧПОМ

В течение учебного года

1-11

Социальный педагог, школьный инспектор

2.

Рейды по борьбе с курением

В течение учебного года

1-11

Социальный педагог, школьный инспектор

Классные руководители

3.

Посещение учащихся на дому

В течение учебного года

1-11

Классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор

4.

Организация и проведение тренинговых упражнений

Ноябрь

5-9

 Психолог

5.

Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч”

В течение учебного года

1-11

Классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор

6.

Месячник по профилактике правонарушений

Декабрь

1-11

Зам. директора по ВР,

классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор

7.

Анкетирование детей “Группы риска”

Январь

5-9

Социальный педагог, психолог

8.

Операция “Неблагополучная семья”

Февраль

1-11

Социальный педагог, школьный инспектор, классные руководители

9.

Участие в профилактической акции “Безнадзорник”

Апрель

1-11

Зам. директора по ВР,

социальный педагог, школьный инспектор

10.

Профилактическая операция “Неформал”

В течение учебного года

1-11

Социальны педагог, школьный инспектор, сотрудники  ЧПОМ

11.

Семинар для  классных руководителей по теме: “Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия”

декабрь

5-11

Руководитель МО классных руководителей,  социальный педагог

12.

Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта

В течение учебного года

1-11

Социальный педагог, психолог

15.

Работа инспектора ПДН в школе

1 раз в месяц

1-11

 Инспектор ПДН, социальный педагог,         школьный инспектор

 

 Профилактическая работа с учащимися  по борьбе с наркоманией,  алкоголизмом  и  табакокурением

Наименование мероприятия

Время проведения

Класс

Ответственные

1.

Знакомство учащихся с правилами поведения в школе, общественных местах

Сентябрь

1- 5

Классные руководители

2.

Анкетирование “Вредные привычки”

Сентябрь

5-6

 Психолог

3.

Классный час на тему: “Опасные удовольствия”

Сентябрь

5-10

Классные

руководители

4.

Классный час “Человек. Личность. Гражданин”

Декабрь

7-11

Классные руководители, социальный педагог

5.

Проведение классных часов на тему: “Что такое алкоголь?”

Октябрь

5-7

Классные руководители

6

Ток-шоу “Давайте задумаемся” (по проблеме алкоголизма)

Октябрь

9-11

 Зам. директора  по ВР,

социальный педагог,

педагог организатор

7.

Кинолекторий:  “Всего одна рюмка”

Октябрь

5-6

Педагог организатор,

Совет «ЗОЖ»

8.

Час коммуникативного общения: “Как сказать наркотикам “Нет!”

Ноябрь

8-10

Социальный педагог

9.

Акция:

“21 век – век без наркотиков”

Ноябрь

5-11

Классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог  

10

Выпуск школьной информационной газеты  на тему: “Нет наркотикам!”

Декабрь

9-11

Педагог-организатор, Совет «Пресс-центр»

12.

Лекция “Причина одна, последствий - множество”

Декабрь

9-10

 Савина С.В., педиатр

 

 

13.

Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением

Январь

5-8

 Преподаватель  ИЗО

14.

Театрализованная игра “Суд над наркоманией”

Январь

8-9

Педагог-организатор,     Совет «Затейник»

15.

Викторина “Что? Где? Когда?”

тема: « Безвредных сигарет не бывает»

Февраль

10-11

Педагог-организатор,    классные руководители, Совет «ЗОЖ»

16.

Школьная научно-практическая конференция: «Влияние табака на здоровье человека»

Март

5-11

Зам. директора  по ВР классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор, психолог,                      Совет «ЗОЖ»

17

Выпуск школьной информационной газеты   “Сигаретам нет!”

Март

9-11

Педагог-организатор, Совет «Пресс-центр»

18

Ситуативный практикум «Как бросить курить»

Март

8-9

Социальный педагог,

психолог

19.

Цикл бесед

“Курить – здоровью вредить!”

Апрель

5-9

Социальный педагог, школьный инспектор

20.

Театрализованная игра “Суд над сигаретой”

Апрель

6 -8

Социальный педагог, педагог-организатор,  Совет «ЗОЖ»

21.

Круглый стол - “Не сломай судьбу свою”

Май

7-9

 Зам. директора по ВР библиотекарь, социальный педагог, школьный инспектор, психолог

22.

Экскурсии в  ЧПОМ

Май

6-8

Социальный педагог, школьный инспектор

 

                                 Обучающие семинары для педагогов

Наименование мероприятия

Время проведения

Ответственные

1.

Агрессивные дети: учимся работать и понимать

Сентябрь

Руководитель МО классных руководитель, психолог

2.

Как оградить подростка от влияния вредных привычек»

Декабрь

Руководитель МО классных руководитель, социальный педагог

3.

Работа с проблемными детьми

Февраль

Социальный педагог, психолог

4.

Общение педагога с родителями

Апрель

Руководитель МО классных руководитель, социальный педагог

                                            Профилактическая работа с родителями

 

Наименование мероприятия

Время проведения

Ответственные

1

Общешкольное родительское собрание «Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия»

сентябрь

Социальный педагог

2.

Общешкольное родительское собрание «Проблемы ответственности родителей за воспитание детей в современных условиях»

ноябрь

Социальный педагог

3.

Общешкольное родительское собрание «Единые требования семьи и школы – залог успешной мотивации учащихся»

январь

Социальный педагог

4.

Общешкольное родительское собрание «Приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье»

март

Социальный педагог

5.

Общешкольное родительское собрание «Как повысить самоуважение подростка и помочь ему сделать правильный выбор?»

май

Социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Разработанная программа по физической культуре во внеурочное время с учащимися 11-12 лет направлена на профилактику аддиктивного поведения подростков, подверженных влиянию различных неблагоприятных фа...

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАальтернативной программы по физической культуре во внеурочное время«Ролевые игры как профилактика аддиктивного поведения детей11-12 летнего возраста»Укрепление эмоционально-воле...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков

«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Илева - саць сава сер!"

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в Панаевской школе-интернате....

Духовно-нравственное воспитание на уроках, как профилактика аддиктивного поведения детей с умственной отсталостью

В статье представлена методика профилактики аддиктивного поведения учащихся с умственной отсталостью через духовно-нравственное воспитание...