Единые требования семьи и начальной школы - залог успешной мотивации
методическая разработка на тему

Безъязычная Ирина Николаевна

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Поэтому очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinye_trebovaniya_semi_i_shkoly.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Единые требования семьи и школы – залог успешной мотивации учащихся.                                                                                            

Социальный педагог МКОУ «СОШ № 3»                                                                                                                     Безъязычная И.Н.                                                                                                                                                    

                                                             «Нет большей роскоши, чем роскошь
                                                                    человеческого взаимопонимания».

                                                                                                    А.C. Экзюпери
 

           Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Поэтому очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся.

           В период реформ система образования меняется так стремительно, что вы, родители, часто не имеете достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему прошлому школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия мы стараемся сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для вас.
  Порой, школа и родители  предъявляют свои справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

            Но вы не должны забывать, что прежде всего семья выступает важнейшим институтом воспитания  личности. Именно в семье  утверждаются основы гармоничного развития ребенка, закладываются его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Тип семейного воспитания влияет на мотивацию детей (потребности в достижениях успехов) и формируется в основном у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании. Школа – институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие специальными знаниями в разных областях науки. Поэтому четкое осознание единства целей, четкое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач, достигающих цели, развитие партнёрства – это залог успешной мотивации учащихся.

          Важно начинать эту работу именно с начальной школы, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют вам осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой

         Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным  можно  при условии включения родителей в воспитательный процесс, успех которого зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений.

         Это положение приобретает важность потому, что, к сожалению, многие родители нередко видят учителя глазами своего ребёнка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке учебного труда или нравственного поступка школьника затрудняют контакт учителя и семьи.                                    

        Школа, педагоги дают детям знания, которые они должны закрепить дома. Но не всегда и не все ребята приходят на урок  с выполненными домашними заданиями, не приносят учебники, школьные принадлежности. Вы, родители, жалуетесь, что вам трудно отследить, что  было задано, потому что учащиеся эпизодически заполняют дневник, а вы редко туда заглядываете. К сожалению, бывают случаи, когда результатами учебы своего ребенка вы  интересуетесь только к концу четверти и только тогда начинаете принимать меры для исправления ситуации: посещаете учителей, просите принять зачеты и т.д. А почему вы не контролируете своих детей в течение всего периода обучения?  Что вам мешает? Для учащихся выпускных классов проводятся консультации для успешной сдачи экзаменов по ГИА и ЕГЭ, но и их некоторые ребята посещают неохотно.                  

Иногда можно от родителей можно услышать и такое, мол,  пусть он решает свои проблемы самостоятельно. Но, уважаемые родители, вы должны знать, что ответственность за обучение и воспитание вашего ребенка, вы несете до наступления его совершеннолетия, т.е. до 18 лет.

        Такое равнодушное ваше отношение заставляет нас принимать конкретные меры – это и вызовы на беседу, не только к конкретному педагогу, но к администрации школы, отправления писем на предприятия, приглашение на Совет профилактики, на заседания комиссии по делам несовершеннолетних, на малые педсоветы. На них мы рассматриваем не только  результаты учебы вашего ребенка, но и  невыполнение требований Устава школы (нарушение поведения и дисциплины, внешнего вида, пропуски  занятий без уважительных причин, систематические опоздания на уроки, нецензурная брань, курение и т.д.)                                      А ведь сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни – одна из важнейших задач школы и родителей.

          Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Физически и эмоционально здоровым, доброжелательным, ответственным, умеющим общаться, с правильной самооценкой, увлеченным  какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни – такими бы мы хотели видеть своих детей.“ Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

 Поэтому мы вместе с вами,  убеждаем ребят посещать в свободное от учебы время различные кружки, спортивные секции, как в школе так и за ее пределами.

                                               

 Итак,  залог успешной мотивации личности школьника эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности.

Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он предполагает общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы; договоренность двух сторон (школа – семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.

Принцип сопряжения предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Принцип сопереживания предполагает взаимоуважение, доверие и расположение школы и семьи, разрешение конфликтов и избегание противоборства.

Принцип сопричастности - это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, чувствовать себя частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте, проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка.

Принцип содеянности  предполагает причастие семьи к общему делу школы, умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе.

 Когда все граждане озабочены состоянием дела воспитания и проявляют активный интерес к этому процессу, выражая стремление оказать помощь учебно - воспитательным учреждениям, а школы пытаются профессионально корректировать область семейного воспитания, проблема взаимодействия семьи и школы с целью успешной мотивации учащихся, может быть успешно разрешена.

Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей – наша с вами главная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Единый орфографический режим в начальной школе.

Данная статья поможет родителям в работе с детьми по оформлению тетрадей....

Сотрудничество семьи и школы – залог успешного решения задач воспитания школьников

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

Педагогический проект "Семья и школа - залог успешного воспитания ребенка"

Целью данного проекта является создание условий  для активизации  воспитательных функций  родителей  через   вовлечение их  в единое образовательно - воспитательное ...

Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка

Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...

Единый орфографический режим в начальной школе

Единый орфографический режим в начальной школе...

О едином орфографическом режиме в начальной школе

ull;устранение разночтений в оформлении письменных работ учащихся по всем позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам;•создание условий для формирования культуры оформления...