Программы
рабочая программа по теме

Устинова Татьяна Павловна

 

программа по взаимодействию педагогов с семьёй, воспитывающей

ребенка с тяжелыми нарушениями развития

«Мы вместе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_my_vmeste.doc600.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_igraem_vmeste.doc175 КБ
Microsoft Office document icon programma_partnyory.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»

«Мы вместе»

программа по взаимодействию педагогов с семьёй, воспитывающей

ребенка с тяжелыми нарушениями развития

Когалым, 2013

Предисловие

Программа разработана 25.04.2013 года Ореховой Верой Егоровной, Устиновой Татьяной Павловной, воспитателями реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Конвенцией о правах ребёнка;
  • Уставом бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга надежды»;
  • Положением об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;
  • Постановлением Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2003г. №13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САПИН 2.4.1201-03».

В связи с реорганизацией двух социальных учреждений г. Когалыма, путем присоединения БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга надежды» к БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» программа актуализирована и одобрена Методическим советом БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина», протокол № 04 от «18» 12. 2013г.

Содержание

I

Пояснительная записка………………………………………………………..................

5

1.1

Актуальность программы……………………………………………………………….…….

6

1.2

Целевая группа………………………………………………………………………………..…..

6

1.3

Цель программы……………………………………………………………………………..……

6

1.4

Задачи программы………………………………………………………………………...………

6

II

Основное содержание программы……………………………...…………………….....

7

2.1

Этапы и сроки  реализации программы………………………………………………………

7

2.2

Основное содержание программы……………………………………………………………...

7

2.3

Ресурсы…………………………………………………………………………………………….…

11

III

Предполагаемые результаты и критерии эффективности программы………………….

12

Список литературы…………………………………………………………………….....

13

Приложение………………………………………………………………………………..

14

ПРОГРАММА

____________________________________________________________________________

«Мы вместе»

программа по взаимодействию педагогов с семьёй, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями развития

____________________________________________________________________________

Дата введения: 01.05.2013г

I Пояснительная записка.

1.1 Актуальность программы

Рождение ребенка - главное событие семейной жизни. А вот рождение ребенка с нарушениями в развитии часто расценивается и семьей и окружающими, как «горе», «крушение надежд», «тяжкий крест». Появление в семье особого ребенка вызывает комплекс проблем, к решению которых родители не готовы.

Инвалидность ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение аномального ребенка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут ее члены. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

В результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации, для преодоления которой требуется помощь в решении психологических, медицинских, педагогических, социальных, правовых проблем, вызванных воспитанием ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Практический опыт работы с семьями группы «Лучик» показал, что взаимодействие с родителями и оказание им необходимой помощи более эффективно в неформальной обстановке.

Основная идея программы «Мы вместе» - расширить рамки сотрудничества с родителями, воспитывающими ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, посредством использования интерактивных форм работы, таких как: совместные экскурсии, развлекательные и обучающие мероприятия, встречи в семейном клубе.

Включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволит достичь максимально возможного уровня самостоятельной жизнедеятельности каждого ребенка и интеграции его в общество.

Программа также предполагает соблюдение следующих принципов в процессе взаимодействия с семьей:

  • проявлять внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям;
  • обладать способностью к оказанию психологической поддержки;
  • положительно настраиваться на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой);
  • проявлять искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации;
  • не допускать сравнения ребенка с другими детьми;  
  • учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
  • проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Реализация программы «Мы вместе» будет способствовать повышению социального статуса семьи, воспитывающего особого ребенка и получению им необходимой социальной помощи.

1.2 Целевая группа

Родители, воспитывающие детей с ДЦП со сложными дефектами в развитии с 3 до 18 лет.

1.3 Цель программы

Оказание социальной помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями развития, повышение уровня социальной активности семьи.

1.4 Задачи программы

  1. Выявление уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей на входе в программу;
  2. Создание условий для успешной реализации программы;
  3. Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в процесс реабилитации ребенка; обучение их методам и приемам реабилитации;
  4. Выявление уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей на выходе из программы.
  5. Анализ реализации программы, внесение корректив.

II Содержание программы

2.1 Этапы реализации программы

Реализация программы «Сотрудничество» осуществляется в течение 12 месяцев в три этапа.

I этап – организационно-диагностический (1 месяц)

Цель: Выявить уровень родительской мотивации. Создать необходимые условия для реализации программы.

Задачи: 

  1. Выявление уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей.
  2. Разработка тематического и перспективного планов мероприятий.
  3. Оформление родительского уголка.

II этап основной (10 месяцев).

Цель: взаимодействие с семьей с целью обучения родителей методам и приемам

реабилитации, повышение социальной активности родителей

Задачи:

  1. Разработка конспектов мероприятий.
  2. Реализация программных мероприятий.
  3. Разработка и размещение в родительском уголке просветительского и информационного материала о работе группы.

III Этап – аналитический (1 месяц).

Цель: определение уровня сформированности родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей.

Задачи:

  1. Диагностика уровня сформированности родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей на выходе из программы (диагностика).
  2. Анализ проведенной работы, внесение корректив в программу.
  3. Обобщение опыта работы по сформированности уровня родительской мотивации и педагогической компетентности.

2.2 Основное содержание программы

Взаимодействие с родителями строится на личностно ориентированном подходе, то есть с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения).

Отношения воспитатель-родитель основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора.

В основу программы положена модель взаимодействия воспитателей с семьей через использование разнообразных форм работы (рисунок 1).

рис.1 Формы взаимодействия воспитателя с семьей

  • Клуб семейного общения «За чашкой чая»

Цель: обмен опытом семейного воспитания.

Воспитатель знакомит родителей с итогами прошедших дней, успехами детей, привлекает к обсуждению проблем, конкретных ситуаций в форме живой беседы-диалога. Взрослые имеют возможность обсудить проблемы развития своих детей, организации семейного досуга, поделиться  находками семейного воспитания.

В рамках клуба используются такие формы работы: совместные экскурсии, развлекательные и досуговые мероприятия, семинары-практикумы.

Совместные экскурсии

Цель: вовлечение родителей и детей в социальную жизнь нашего города (выставки, музеи, прогулки, городские праздники).

Семинар-практикум (имеет две части: теоретическую и практическую).

Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам коррекционной работы с ребенком.

Методы работы:

  • демонстрация фрагментов коррекционных занятий, комментирование их содержания;
  • совместная деятельность с детьми;
  • игры-тренинги.

Темы семинара – практикума определяют сами родители.

Совместные развлекательные и досуговые мероприятия, выставки

Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так и между родителями.

Примерная тематика:

  • «Два Мороза» (конспект мероприятия представлен в приложении 1)
  • «Карлсон в гостях у ребят»;
  • «Заинька простудился»;
  •  «Мамочка любимая»;
  • «Любочка и её помощники»;
  • «Новогодняя сказка» и др.

  • Родительское собрание (организуется для обсуждения общих проблем центра, группы).

Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком как на занятиях в центре, так и дома (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.

Собрания проводятся два раза в год: в начале и в конце года. Тема определяется  через анкетирование или опрос родителей. По необходимости приглашаются специалисты учреждения.

  • Консультации

Цель: оказание педагогической помощи родителям в изучении проблемы и разных вариантов ее решения, обучение родителей навыкам общения с ребенком и совместной коррекционной деятельности с ним.

Консультации проводятся по блокам. В каждом блоке реализуются собственные задачи и используются соответствующие методы работы.

I блок консультаций

Цель: создать доверительные, откровенные отношения с родителями.

Методы работы: 

  • беседа;
  • опрос;
  • инструктирование (приемы: разъяснение, советы);
  • информирование – осуществляется посредством предоставления информационных памяток о деятельности учреждения, отделения

Консультации I блока проводятся с родителями, вновь прибывших детей в группу

В ходе краткой беседы, опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнение в их педагогической компетентности.

II блок консультаций

Цель: обсуждение общего состояния развития ребенка, планирование последующих встреч.

Методы работы:

  • беседа;
  • устное консультирование по определенной теме;
  • разъяснение, конкретных мер помощи ребенку и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы;

III блок консультаций: 

Цель: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний, привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса.

Методы работы:

  • обсуждение с родителями динамики коррекционной работы;
  • дискуссионный метод – предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии и выработка совместных рекомендаций по преодолению негативной тенденции в развитии ребенка;
  • индивидуальное консультирование с предоставлением печатных материалов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (пальчиковая гимнастика, игры с предметами и др.).

  • День открытых дверей (проводится один раз в год)

Цель: ознакомление родителей с жизнью центра.

Продумываются рекламные буклеты, газеты, интересные объявления; программа для посетителей, куда входят показ театрализованных представлений, индивидуальных занятий; выставка коррекционно-развивающей литературы, дидактических игр, изготовленных руками педагогов.

  • Родительский уголок

Цель: педагогическое просвещение родителей по какой-либо проблеме.

В родительском уголке оформлены стенды:

  • Ежемесячная газета «Информационный уголок». В ней располагается теоретическая и познавательная информация, практические рекомендации по одной теме (информация обновляется 1 раз в месяц.

Примерная тематика:

  • «Что такое новый год?»;
  • «Вот и осень к нам пришла»;
  • «Чем занять ребенка дома?»;
  • «Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребенка»;
  • «Игры на улице с детьми» и др.
  • Доска достижений и деятельности детей (информация представляется в виде  фотографий).
  • Информационный стенд работы группы и учреждения (режим дня, меню, сведения об учреждении, выдержки из законодательных документов).
  • Папки-передвижки (информация обновляется 1 раз в квартал).
  • Памятки о деятельности учреждения, отделения
  • Памятки профилактического, просветительского характера.

При построении текста для размещения на стенде следует опираться на следующую памятку:

  • будьте краткими, сокращайте написанное оставляйте лишь важное;
  • высказывайте прямо, сразу переходите к сути дела;
  • излагайте факты, расцвечивая и акцентируя каждый аргумент;
  • сообщайте интересно, увлекательно и ярко, пробуждая любопытство и интерес;
  • будьте правдивы и тактичны, не используйте назидания и отрицания.

Информационный материал для родителей и оформление родительского уголка представлено в приложении 2

Диагностика

Основными методами изучения микросоциальных факторов и уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей выступают:

  • целенаправленное наблюдение за детьми и родителями;
  • беседы с детьми и родителями;
  • опрос и анкетирование.

Определение уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей представлено в приложении 1

В таблице 1 представлен тематический план мероприятий с родителями.

Таблица 1

Примерный тематический план работы с родителями по программе

«Мы вместе»

№ п/п

Содержание

Срок исполнения

Клуб «За чашкой чая»

1.

Спортивно-развлекательное мероприятие «Два Мороза»

февраль

2.

Развлекательный досуг «В гостях у Мойдодыра»

март

3.

Мастер – класс «Узоры из бумажных лент». Выставка совместных работ.

апрель

5.

Экскурсия в музейно выставочный центр «Лучше один раз увидеть»

май

Родительские собрания

6.

«Игра – как средство социально-эмоционального развития ребенка»

апрель

7.

«Компьютер – наш помощник»

октябрь

Консультации для родителей

8.

Индивидуальное консультирование родителей

по мере необходимости

9.

«Приятного сна»

январь

10.

«Безопасность ребенка дома. Профилактические меры безопасности»

июнь

11.

«Телевизор и ребенок»

июль

Папки-передвижки, памятки

12.

Памятка «Важно, чтобы он сам делал все, что в его силах»

август

13.

Памятка «Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих»

сентябрь

14.

Папка-передвижка «Дети и экран»

ноябрь

2.3 Ресурсы

  1. Информационные ресурсы
  • памятка о деятельности отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;
  • информационный лист, буклет о деятельности учреждения;
  • интернет-сайт учреждения «Радуга надежды»;
  • демонстрационный и информационный материал (информационные стенды, папки-передвижки, тематические памятки, буклеты)

  1. Методические ресурсы
  • диагностический материал;
  • конспекты мероприятий с родителями;
  • памятки, консультации

  1. Кадровые ресурсы

п/п

Должность

Кол-во единиц

Обязанности

1.

Методист

1

  1. Оказывает методическую помощь при разработке программы

2.

Заведующий отделением

1

  1. Осуществляет контроль за процессом подготовки документации и осуществления мероприятий, согласно программе

3.

Воспитатель

2

  1. Оформляет родительский уголок.
  2. Разрабатывает:

- конспекты мероприятий с родителями;

- информационный материал (памятки, буклеты);

- консультации.

  1. Проводит:

- диагностику уровня родительской мотивации к участию в реабилитационных мероприятиях

- совместные мероприятия с родителями и детьми;

- анализ реализации программы

III ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:

Задачи

Ожидаемые результаты

Критерии оценки

качественные

количественные

Создание условий для успешной реализации программы

Создание педагогической среды для успешной реализации программы

  1. Вовлечение родителей в процесс реабилитации ребенка

1. Оформить родительский уголок.

2. Разработать 3 памятки профилактической направленности.

Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечению родителей в процесс реабилитации ребенка; обучение их методам и приемам реабилитации

Обучение родителей методам и приемам реабилитации.

Участие родителей в реабилитационном процессе

  1. Повышение уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей.
  2. Наличие положительных отзывов о проведенных совместных мероприятиях
  1. Количество проведенных совместных мероприятий.
  2. Количество родителей вовлеченных в реабилитационный процесс.
  3. Количество полученных родителями индивидуальных консультаций.

Эффективность программы определяется по средствам сравнительного анализа достигнутых и ожидаемых результатов;

  • Наличие позитивных изменений во внутрисемейных отношениях;
  • Степень достижения поставленных целей и задач;
  • Оптимальный выбор форм и методов;
  • Уровень организации планируемых мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бгажнокова, И.М., Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программные материалы] / [Ульянцева М.Б, Комарова С.В и др.] ; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар,изд,центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Григорьева, Л.П., Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).
  3. Ковалев, А.Г., Психология семейного воспитания. – Мн.: Нарюасвета, 1980. - -259с.
  4. Корси, Э, Детский массаж. Передаем здоровье и любовь / Пер. с итал. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2007. – 80с.
  5. Ненси, Р.Финни, Ребенок с церебральным параличом 6 Помощь, уход, развитие : Книга для родителей / Пер. с англ. Ю.В. Липес, А.В. Снеговской; Под редакцией и с спредисл. Е.В. Клочкоовй. – Изд.2-е, стер. - -М.: Теревинф, 2005.-336с. – (Особый ребенок).
  6. Шипицина, Л.М., Развитие навыков общения у детей с умственной и тяжелой умственной отсталостью : Пособие для учителя. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 336с.
  7. Информационно-практические журналы «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения». Издательский дом «Кодекс». №№1-4/2009г.; №№1-4/2010г.; №№1-4/2011г.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

решением методического

совета Учреждения социального

обслуживания Ханты - Мансийского

автономного округа - Югры

«Реабилитационный центр для детей и

подростков с ограниченными

возможностями «Радуга надежды»

Протокол № 4 от 09.10.2008г.

ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Руководители:

Васбиева А.И.,

директор РЦ

Лукина Т.А.,

заведующий отделением

дневного пребывания

Составители:

Тиссен Т.Г.,

воспитатель отделения

дневного пребывания

г. Когалым 2008

Адресат программы: дети с тяжелыми нарушениями в развитии от 3-х до 16 лет посещающие группу «Лучик»

Длительность программы: программа реализуется в течение 10 месяцев

Актуальность программы: 

В немецкой педагогической терминологии «тяжелое и множественное нарушение» определяется как комплексный синдром, частью которого является умственная отсталость, комбинированная с тяжелым нарушением поведения, глухотой, опорно-двигательными или соматическими нарушениями. Следовательно, оно представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение и взаимосвязи между всеми нарушениями, составляющими ее структуру. В связи с этим ребёнку требуется значительно большая реабилитационная помощь, чем её размеры при одном нарушении.

Создание системы педагогической помощи по формированию у детей с тяжелыми нарушениями предметной деятельности является очень актуальным. Проблема обуславливается тем, что многие родители детей, посещающих группу «Лучик», занижают способности своего ребенка, повторяя: «Он больной и ни чего не может» или «Он маленький, еще успеет». Такая гиперопека приводит к тому, что ребенок отстает в развитии в тех областях, где бы мог добиться большего.

Между тем сформированность элементов предметной деятельности (восприятие предметов и изображений, действия с предметами, выполнение сери действий с предметами, функциональное использование предметов) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом к его самостоятельной деятельности (игре).

Программа «Играем вместе» должна способствовать решению выявленных проблем

Концептуальный подход:

У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с  тяжелыми нарушениями развития предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире.

При разработке программы по формированию предметной деятельности мы руководствовались высказываниям Л.С. Выгодского о таком воспитании, которое «будет забегать вперед и подтягивать развитие ребенка за собой».

Программа построена с учетом основных принципов общей и коррекционной педагогики:

  • принцип единства диагностики и коррекции (невозможно корригировать что-либо, ничего не зная об объекте коррекции);
  • принцип системности коррекции, профилактических и развивающих задач;
  • принцип гуманности (учет потребностей и интересов каждого ребенка);
  • принцип учета индивидуальных и возрастных возможностей ребенка;
  • деятельностный принцип коррекции (в основе коррекционной работы лежит коррекция активной совместной деятельности детей и взрослых);
  • принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка.

Для успешной реализации программы созданы следующие педагогические условия:

  • организована необходимая предметно-развивающая среда;
  • группа обеспечена квалифицированными воспитателями;
  • осуществлен отбор индивидуальных методов и приемов коррекционной деятельности с каждым ребенком;
  • обеспечено взаимодействие с ближним окружением ребенка.

Организация предметно – развивающей среды базируется на принципах:

  • принцип дистанции, организация физического и психологического пространства, (подбор мебели, выбор комфортной дистанции при личном общении в зависимости от вида деятельности, состояния ребенка и пр.);
  • принцип стабильности – динамичности развивающей среды – отражает генетические потребности ребенка;
  • принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип открытости – закрытости, развивающая среда должна иметь характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию;
  • принцип учета коррекционной направленности всего педагогического процесса;
  • принцип учета индивидуальных и типологических особенностей детей.

Программа предусматривает использование  личностно-ориентированных моделей воспитания. Коррекционная работа строится на совместной деятельности педагога и ребенка. Формирование умений и навыков рассматриваются не как цель, а как средство развития личности. Воспитатель в общении с ребенком придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!».

В основу коррекционно-педагогической деятельности с детьми положен индивидуально-дифференцированного подход, то есть коррекционно-педагогическая помощь ориентирована на каждого ребенка, его индивидуальность, способности, склонности.

Комплексное психолого-педагогическая изучение всей группы воспитанников, учет наиболее устойчиво проявляющихся особенностей их физического и психического развития позволяют воспитателю выработать конкретный план собственных действия, а так же план сотрудничества с другими специалистами учреждения.

Большое значение мы придаем привлечению родителей к участию в реабилитационной деятельности.

Цель программы:  

Формирование у детей с тяжелыми нарушениями в развитии предметных навыков для обеспечения максимально возможного уровня самостоятельной жизнедеятельности.

Задачи программы:

  • диагностика уровня сформированности предметно-игровых навыков для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов коррекции и развития детей;
  • формирование и развитие элементов предметной деятельности через совместные действия ребенка с взрослым;
  • развитие положительной эмоциональной контактности детей с взрослым в процессе формирования предметно-игровых навыков;
  • диагностика уровня сформированности предметных навыков у детей на выходе из программы.

Содержание и механизм реализации программы:

Содержание программы рассчитано на детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

В процессе реализации программы используется системный подход. Он заключается во взаимосвязи обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм взаимодействия детей с окружающим миром

Основные виды коррекционно - педагогической деятельности:

Занятия

Цель: установить систему последовательных взаимосвязанных способов работы воспитателя и ребенка, которые направлены на достижение определенных дидактических задач по предметной деятельности.

Занятия проводятся в игровой форме индивидуально с каждым ребенком. На занятиях воспитатель обучает ребенка действовать с предметами (игрушками), функционально использовать предметы, выполнять серию действий с предметами в определенном порядке.

Игровая деятельность

Цель: закрепление и повторение умений и навыков предметной деятельности у детей.

Основной вид игр используемых при работе с детьми - дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, при  которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактические упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В процессе организации игровой деятельности необходимо придерживаться принципов кондуктивной педагогики:

  • модифицировать игры в соответствии с нуждами ребенка, при этом воспитатель обязан адаптировать свое поведение к уровню ребенка;
  • ограничивать количество игр и игрушек, чтобы не рассеивать внимание;
  • правильно выбирать степень трудности игры;
  • требовать от ребенка повторения в игровой форме;
  • правильно выбрать темп игры;
  • дозировать объем игры «не слишком много сразу» - вовремя прекращать игру, пока нет пресыщения;
  • проявлять «терпение в игре» - малыми шагами к большому успеху;
  • использовать специальную мебель, игрушки;
  • подбирать индивидуальные игры, вырабатывать самостоятельность;
  • подбирать комплексные игры для одновременного развития психомоторных функций.

Повседневная деятельность:

Цель: применение элементов предметной деятельности в повседневной жизни ребенка.

Сформированные навыки предметной деятельности закрепляются в процессе умывания, кормления, игр, прогулок и т.д.

Важной коррекционно-развивающей задачей при формировании навыков предметной деятельности является развитие мелкой моторики. У детей с тяжелыми нарушениями в развитии формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой деятельностью. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т.е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.

Для тренировки мелкой моторики рук программой определено использование пальчиковых игр, сопровождаемых стихотворным текстом и специальные упражнения (автор Р. Д. Бабенково). (Приложение1, 2)

Методы и приемы обучения предметной деятельности детей с тяжелыми нарушениями в развитии:

  • наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения задания. Ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую инструкцию, поэтому воспитатель на каждом этапе поясняет действия.

I этап - действия воспитателя и ребенка (руки ребенка в руках воспитателя), все действия сопровождаются словом.

II этап – совместные действия ребенка и воспитателя при направляющем педагогическом руководстве.

III этап – ребенок действует самостоятельно (иногда прибегает к помощи воспитателя), пояснения педагога становятся более развернутыми;

  • методы упражнений и убеждений;
  • методы примера;
  • методы стимулирования поведения и деятельности (сюрпризный момент, помощь игрушке и т.д.).
  • объяснения, показ (прямые вопросы, короткие и четкие команды и указания);
  • совместная деятельность педагога и ребенка;
  • поощрение стремления ребенка к самостоятельным действиям.

Определено содержание обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии элементам предметной деятельности. (Приложение 3)

С целью реализации программы разработан примерный план игр и упражнений по предметной деятельности у детей с тяжелыми нарушениями в развитии. (Приложение 4).

Взаимосвязь с родителями

Обучение родителей методам и приемам формирования у детей навыков предметной деятельности осуществляется в следующих формах:

  • индивидуальное и групповое консультирование (ознакомление родителей не только с подготовленными консультациями, но и информирование педагогической и воспитательной информацией через методическую литературу и журналы);
  •  практические занятия.

Диагностика

Для выявления уровня сформированности элементов предметной деятельности у детей с тяжелыми нарушениями используются адаптированные диагностические методики А. Г. Урунтаевой.

Этапы работы над программой:

Программа реализуется в течение 10 месяцев:

1 этап (1 месяц)

  • диагностика исходного уровня сформированности навыков предметной деятельности у детей на входе в программу;
  • создание условий для практического решения задач, определенных программой;
  • создание у родителей установки на формирование у детей навыков предметно-игровых навыков в домашних условиях как основы их самостоятельной деятельности;

2 этап (7 месяцев)

  • включение детей в разные виды деятельности по овладению предметно-игровыми навыками;
  • оказание консультативной помощи родителям в процессе организации предметно – игровой деятельности в домашних условиях.

3 этап (2 месяца)

  • диагностика уровня сформированности навыков предметной деятельности у детей на выходе программы;
  • анализ проведенной работы и внесение корректив в программу.

Предполагаемые результаты:

  • разработка на основе диагностики индивидуальной программы реабилитации на каждого ребенка;
  • сформированность элементов предметной деятельности у детей в соответствии с психофизическими возможностями;
  • повышение уровня  контактности с детьми и со взрослым;
  • проявление у ребенка стремления к самостоятельности в разных видах деятельности

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется воспитателями и социальными работниками группы «Лучик» отделения дневного пребывания.

Приложение 1

Примерный перечень пальчиковых игр, сопровождаемых стихотворным текстом.

  • «Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья;

  • «Зоопарк»

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.;

  • «Тесто»

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи;

  •  «Улей»

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?;

  • «Котенок»

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!;

  • «Здравствуй »

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!;

  • «Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил;

  • «Елка»

У сосны, у пихты, елки,

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

(ребенок катает между ладошками круглую щетку для волос);

  • «Пальчики»

Раз – два – три – четыре – пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять -

В домик спрятались опять;

  • «Дождик»

Дождик – дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

(постукивание пальчиком по ладошке, столу)

Приложение 2

Упражнения для развития ручной умелости

  • разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот;
  • поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной или другой руки;
  • поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу,  то же самое другой рукой;
  • предплечья рук подняты вверх, локти опираются на стол — поочередное встряхивание кистями рук — «звонок»;
  • предплечья лежат на столе — поочередное сгибание и разгибание рук в кулаки. Согнутому положению одной руки соответствует разогнутое положение другой;
  • соединение концевых фаланг пальцев правой и левой рук — «домик»;
  • легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными — «покормим птиц»;
  • отведение и приведение пальцев с усилием — «кошка выпускает когти»;
  • поочередное касание пальцами поверхности стола — «игра на пианино».

 

Приложение 3

Содержание обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии элементам предметной деятельности

Направление

Основное содержание работы

Восприятие предметов:

  • фиксация взгляда на предмете;
  • слежение взглядом за передвижением предмета;
  • обследование предмета (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое);
  • узнавание предмета по просьбе и самостоятельно (указание на предмет жестом, взглядом).

Восприятие изображений (фотографий, картинок)

  • различие изображения и фона: «картинка» и «не картинка» (указание на изображение жестом, взглядом, словом);
  • соотнесение изображения с предметом;

Действия с материалами

  • игра с водой (удерживание рук в воде, плескание и др.);
  • пересыпание (крупы, песка и других сыпучих материалов);
  • комкание бумаги (газеты);
  • размазывание (краски, клейстера, пены и др.);
  • разминание в руках (пластилина, глины, теста).

Действия с предметами:

  • захват;
  • удержание;
  • вынимание (из коробки, ящика, шкафа и др.);
  • складывание (в коробку, на полку, в ящик и др.);
  • поднимание / опускание (с пола / на пол и др.);
  • перекладывание (из одной ёмкости в другую);
  • встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или крупой и др.);
  • вставление (стаканчиков, шариков, мозаики и др.);
  • нанизывание (колец / шариков на палку, крупных бусин на нить и др.);
  • бросание (мячика, воздушного шара и др.;
  • вращение (откручивание / закручивание);
  • открывание / закрывание (банки, двери, окна и др.);
  • нажимание / надавливание (на кнопку, выключатель и др.),
  • сжимание предмета (двумя руками);
  • закапывание / откапывание (в крупе, в песке и др.;
  • наполнение предметов (крупой, песком, водой и др.);
  • переливание / пересыпание (из одной ёмкости в другую);
  • выдувание мыльных пузырей,
  • расстилание (салфетки, скатерти и др.);
  • разглаживание (салфетки и др.)

Выполнение серии действий с предметами в определенном порядке

  • доставание предметов из коробки;
  • выполнение задания с предметами;
  • складывание предметов в коробку.

Функциональное использование предметов

  • столовых приборов и посуды;
  • материалов (бумага, клей, пластилин, краски и др.);
  • игрушек;
  • инструментов (карандаш, кисточка, ножницы и др.);
  • другие окружающие ребенка предметы.

Приложение 4

Примерный план игр-упражнений по предметно-игровой деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии

п/п

Тема

Сроки проведения

Цель

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Специальные пальчиковые упражнения

Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки»

Д/у «Где игрушка»

Д/у «Вымоем овощи»    

Д/у «Сложи игрушки»

Д/у «Покормим Катю»

сентябрь

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук.

Формировать эмоциональный положительный настрой на совместную игру со взрослым, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук.

Формировать умение следить за передвижением игрушки.

Формировать умение удерживать предмет в воде.

Формировать умение складывать предметы в коробку.

Формировать умение удерживать предмет в руке, функционально использовать столовые приборы (ложку).

 1.

2.

3.

4.

5.

Специальные пальчиковые упражнения

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Д/у «Покажи игрушку»  

  Д/у «Переберем орехи»

Д/и «Чудесный мешочек»

октябрь

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук.

Формировать эмоциональный положительный настрой на совместную игру со взрослым, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения пальцев на каждой руке.

Формирование умение узнавать предмет, указывать на предмет жестом, взглядом.

Развивать тонкую моторику пальцев. На ориентировочно-чувственной основе формировать представления о предметах разной формы.

Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Специальные пальчиковые упражнения.

Пальчиковая игра «Сорока-сорока»

Д/у «Переложи листики»

Д/и «Варим борщ»

Д/у «Погладим платочек»

Д/и «Закрой бутылочки»

ноябрь

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук

Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.

Формировать умение брать  щепотью, развивать координацию обеих рук.

Учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки.

Формировать умение действовать по подражанию взрослого; развивать соотносящие действия.

Развивать вращательные движения рук. Учить выполнять соотносящие действия, зрительно-двигательную координацию, согласовывать действия обеих рук.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Специальные пальчиковые упражнения

Пальчиковая игра «Елочка»

Д/и «Прокати шарики»

Д/у «Найди своё фото»

Д/у «Выкладывание мозаики»

 

Д/у «Бусы для елки»

декабрь

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук.

Развивать мелкие движения каждой руки. Формировать эмоциональный положительный настрой на совместную игру со взрослым, развивать ощущения собственных движений;

Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Развивать внимание, восприятия изображений. Формировать умение находить свою фотографию среди других.

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при выкладывании мозаики, обращать внимание к цветовой гамме.

Формировать умение действовать с бумагой, развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Специальные пальчиковые упражнения.

Пальчиковая игра «Делай как я»

Д/у «Покажи на картинке»

Д/и «Поиграем с игрушками (дикие животные)»

Д/и «Собери целое»

Д/и «Соберем пирамидку»

январь

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук.

Учить выполнять воображаемые действия (вместе со взрослым) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

Формировать восприятие изображений (картинок), указывать на изображение жестом, взглядом.

Формировать умение выполнять серию действий с игрушками в определенном порядке.

Продолжать уточнять представления о предметах: учить выделять части и соединять их в целое. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

 Формировать умение нанизывать кольца на палку подбирая кольца одного цвета (такое же), развивать мелкую моторику.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Специальные пальчиковые упражнения,

Пальчиковая игра «Умой мишке глазки»

Д/и «Покормим зайку морковкой»

 

Д/у «Салют»

Д/у «Найдем клад»

Д/и «Уложим Катю спать»

февраль

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук.

Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения рук. Действовать по подражанию взрослому. Формировать эмоциональный положительный настрой на совместную игру со взрослым.

Развивать действия с предметами (удерживание). Формировать умение выполнять последовательные действия с игрушками.  Формировать положительно-эмоциональный настрой к игре.

Формировать умение действовать с пластилином: разминание в руках, размазывание на листе.

Формировать умение действовать с песком, откапывать руками предмет (игрушку).

Формировать умение функционально использовать предмет мебели (кровать), вызвать интерес к игре с куклой

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Специальные пальчиковые упражнения.

Пальчиковая игра «Месим тесто»

Д/и «Помоем посуду»

Д/у «Бусы для мамы»

Д/у «Поможем маме»

Д/у «Ваза для бабушки»

март

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук.

Формировать эмоциональный положительный настрой на совместную игру со взрослым, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения пальцев на каждой руке.

Формировать умение удерживать предмет в воде. Вызвать желание оказать помощь.

Развивать внимание, целенаправленные действия. Учить соотносить отверстие шарика со шнурком. Развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками.

Учить захватывать предметы пальцами, перекладывать фасоль из одной емкости в другую.

Способствовать дальнейшему формированию отношения к цвету, подводить к самостоятельному выбору цвета. Обучать технике нанесения мазка, способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва пальца.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Специальные пальчиковые упражнения.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Д/и «Поиграем с котенком»

Д/у «Спрячь шарик в ладошке»

Д/у «Найдем каждому шарику свой домик»

Д/и «Покажи героев сказки».

апрель

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук.

Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослых.

Учить выполнять действия – наматывать нитку на клубок. Формировать положительно-эмоциональный настрой.

Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев, обратить внимание на величину шарика (он маленький, поэтому можно спрятать).

Учить совмещать предмет с отверстием, держать предмет щепотью.

Развивать восприятие картинки, находить нужную по словесной инструкции.

1.

2.

3.

4.

5.

 6.

Специальные пальчиковые упражнения,

Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик»

Д/у «Поймай шарик»

Д/и « Выкладывание дорожки из квадратов»

Д/у «Насыпим горох в банку»

Д/и « Ловись рыбка»

май

Развитие ручной умелости, мелкой моторики рук

Формировать эмоциональный положительный настрой на совместную игру со взрослым, умение совмещать пальчики друг с другом, развивать ощущения собственных движений.

Формировать умение удерживать сачок в руке и вылавливать им шарика.

Учить из геометрических фигур (квадратов) выкладывать дорожку.

Формировать умение удерживать ложку и наполнять ей банку горохом.

Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук, координацию обеих рук, формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; подражать действиям взрослого.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

решением методического

совета Учреждения социального

обслуживания Ханты - Мансийского

автономного округа - Югры

«Реабилитационный центр для детей и

подростков с ограниченными

возможностями «Радуга надежды»

Протокол № 4  от 09.10.2008г.

ПРОГРАММА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

«ПАРТНЕРЫ»

Руководители:

Васбиева А.И.,

директор РЦ

Лукина Т.А.,

заведующий отделением

дневного пребывания

Составитель:

Тиссен Т.Г.,

Белясова Т. В.,

воспитатели отделения

дневного пребывания

г. Когалым 2008

        Адресат: родители детей 3-15 лет с тяжелыми нарушениями в развитии.

        Актуальность: Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса этих детей нуждается в организации специфического коррекционного воздействия.

        Для проведения с ними работы целесообразнее всего привлекать для этого специалистов, понимающих нужды этих детей и владеющих методиками их обучения.

Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет такой ребенок. Именно семья может оказать ему помощь в процессе социализации. В связи с этим родителям важно знать основные психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, методы и приемы коррекции их развития.

        Инвалидность ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации  всей семьи. Рождение аномального ребенка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут ее члены. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

        В настоящее время в реабилитационных центрах проблема комплексного взаимодействия специалистов реабилитационного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, приобрела особую актуальность. Именно на решение этой проблемы и направлена  программа «Партнеры».

        Длительность программы: программа реализуется в течение 10 месяцев.

        Концептуальный подход:

        Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

        В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводим обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценке его реакций и поведения.

Взаимодействие с родителями строится на  личностно ориентированном подходе, то есть с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Отношения воспитатель-родитель основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора.

        Программа также предполагает соблюдение следующих принципов в процессе взаимодействия с семьей:

  • проявлять внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям
  • обладать способностью к оказанию психологической поддержки;
  • положительно настраиваться на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой);
  • проявлять искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации;
  • не допускать сравнения ребенка с другими детьми;
  • учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
  • проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

        Включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволит достичь максимально возможного уровня самостоятельной жизнедеятельности каждого ребенка и интеграции его в общество.

        Целью данной программы является оказание помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями в развитии повышение уровня социальной активности семьи.

        Задачи программы:

  • выявление уровня родительской мотивации на входе в программу;
  • практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечению родителей в процесс реабилитации ребенка; обучение их методам и приемам реабилитации;
  • выявление уровня родительской мотивации и педагогической компетентности родителей на выходе из программы

        Содержание и механизм реализации программы:                        

               В основу программы положена модель взаимодействия воспитателей с семьей через использование разнообразных форм работы. (Приложение 1)

Консультирование

Цель: оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам общения с ребенком и совместной коррекционной деятельности с ним.

Консультирование проводится в несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие формы работы.

        Задача первого этапа - создать доверительные, откровенные отношения с родителями.

        Формы работы: беседа, опрос.

        В ходе краткой беседы, опроса исключается прямая или косвенная критика действий родителей, сомнение в их педагогической компетентности.                       

        Задачи второго этапа:

  • обсуждение общего состояния развития ребенка;
  • разъяснение, конкретных мер помощи ребенку и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы;  
  • обсуждение проблем родителей,  их отношения к трудностям ребенка;
  • планирование последующих встреч.

           Задачи третьего этапа: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга дефектологических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса.

        Формы работы:

  • совместное обсуждение с родителями динамики коррекционной работы;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии и выработка совместных рекомендаций по преодолению негативной тенденции в развитии ребенка;
  • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (пальчиковая гимнастика, игры с предметами и др.).

        Родительское  собрание (организуется для обсуждения общих проблем реабилитационного центра, группы).

        Цель: информирование родителей о результатах работы с ребенком как на занятиях в центре, так и дома (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.

        Собрания проводятся два раза в год: в начале и в конце года. Тема определяется через анкетирование или опрос родителей.

        Семинар-практикум (имеет две части: теоретическую и практическую).

        Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение приемам коррекционной работы с ребенком.

        Методы работы: 

  • демонстрация фрагментов коррекционных занятий, комментирование их содержания;
  • совместная деятельность с детьми;
  • игры-тренинги

        Темы семинара - практикума определяют сами родители.

        Совместные праздники и развлечения

        Цель: укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так и между родителями.

        Примерная тематика:

  • «Мой папа самый…»;
  • «Мама солнышко моё»;
  • «Зимняя сказка» и др.

        День открытых дверей (проводится один раз в год)

        Цель: ознакомление родителей с жизнью центра.  

        Продумываются рекламные буклеты, газеты, интересные объявления; программа для посетителей, куда входят показ театрализованных представлений, индивидуальных занятий; выставка коррекционно-развивающей литературы, дидактических игр, изготовленных руками педагогов; аукцион семейного творчества.

 

        Клуб семейного  общения  «За чашкой чая»

         Цель: обмен опытом семейного воспитания.

        Воспитатель знакомит родителей с итогами прошедших дней, успехами детей, привлекает к обсуждению проблем, решению конкретных ситуаций в форме живой беседы-диалога. Взрослые имеют возможность обсудить проблемы развития своих детей, организации семейного досуга, поделиться находками семейного воспитания.

        «Информационная корзина» (тетрадь)

        Цель: вовлечение родителей в коррекционный процесс.

        Тетрадь делится на четыре раздела по количеству служб:

  • административно-хозяйственная служба. В этот раздел родителями заносится  пожелания относительно качества исполнения функциональных обязанностей специалистами, воспитателями и персоналом, находящимся в непосредственном контакте с детьми; пожелания относительно обеспечения реабилитационного процесса, пожелания о получении информации того, или иного содержания
  • методическая служба. Здесь родители могут сделать запись по оценке работы педагогов и внести соответствующие пожелания в работу этой службы;
  • психолого - педагогическая служба. В разделе записываются вопросы, касающиеся проблем воспитания, коррекции и развития ребенка. Можно сделать заявку на консультацию специалиста;
  • медицинская служба. Записываются вопросы и пожелания относительно медицинской реабилитации ребенка.

        Родитель может внести свое предложение по работе службы или дать оценку ее работе в удобное для себя время. На основании этих записей ответственные по направлениям корректируют работу, а руководитель РЦ имеет возможность сделать выводы о вопросах, беспокоящих родителей, и об эффективности работы руководителей направлений и служб.

        Библиотека коррекционно-развивающей литературы 

        Цель: педагогическое просвещение родителей по какой-либо проблеме.         Родители в любое время могут взять нужную им литературу и ознакомиться с ней.

       

        Программа предусматривает широкое использование наглядного материала. Предлагаемая информация располагается в родительском уголке.

        Это могут быть:

  • ежемесячная газета. В ней располагается теоретическая информация и практические рекомендации по одной теме;
  • доска достижений и деятельности детей. Информация представлена в виде фотографий;
  • режим дня;
  • меню;
  • сведения об учреждении.

        При построении текста для размещения на стенде следует опираться на следующую памятку:

  • будьте краткими, сокращайте написанное оставляйте лишь важное;
  • высказывайте прямо, сразу переходите к сути дела;
  • излагайте факты, расцвечивая и акцентируя каждый аргумент;
  • сообщайте интересно, увлекательно и ярко, пробуждая любопытство и интерес;
  • будьте правдивы и тактичны, не используйте назидания и отрицания.

Диагностика

Для выявления уровня сформированности уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компитентности родителей используются адаптированные диагностические методики Арнаутовой Е.П.

        С целью реализации программы разработан примерный план мероприятий по взаимодействию воспитателей с семьей, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии. (Приложение 2)

        Этапы реализации программы:

        I этап – (организационный) – один месяц

        Цель: выявить исходный уровень родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей.

        II этап – (основной) –  восемь месяцев.

        Цель: проведение комплекса мероприятий с родителями.

        III этап - (заключительный) – один месяц.

        Цель:  определение уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей.

        Предполагаемые результаты:

  • активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
  • повышение уровня родительской мотивации к участию в реабилитационном процессе и педагогической компетентности родителей;
  • обобщение опыта по организации деятельности клуба семейного общения.

        

        Кадровое обеспечение: программа реализуется воспитателями и социальными работниками группы «Лучик» отделения дневного пребывания

 

        

        

        

Приложение 1

        

Приложение 2

Примерный план мероприятий по взаимодействию воспитателей с семьей, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Форма проведения

Тема

Сроки проведения

  • Консультация
  • Газета
  • Клуб семейного общения

«Учимся быть внимательными» (обучение навыкам наблюдения за развитием ребенка)»

 «Вот мы какие»

«Азбука общения»

Январь

  • Консультация  
  • Газета
  • Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

«Игра-это жизнь ребенка»

«День защитника Отечества»

«Мой папа самый…»

Февраль

 

  • Консультация
  • Газета
  • Клуб семейного общения

«Телевизор «за» и «против»

«Наши мамы»

«Увлечения (хобби)»

Март

  • Консультация

  • Газета
  • Родительское собрание

«Рекомендации по созданию условий в семье для всестороннего развития детей»

«Аукцион семейного творчества»

«Как управлять своим настроением»

Апрель

  • Консультация

  • Газета
  • Клуб семейного общения

«Развивающие игры в коррекционной работе с детьми»

«Роль пальчиковых игр в развитии ребенка»

«Организация семейного досуга летом»

Май

  • Консультация
  • Газета

«Игры с детьми на природе»

«Лето это так прекрасно»

Июнь

  • Консультация

  • Газета
  • Родительское собрание (семинар практикум)

«Пальцы помогают говорить» (пальчиковая гимнастика)

«Поделки из природного материала»

«Пальчиковый театр на руках детей и родителей»

Сентябрь

  • Консультация
  • Газета
  • Клуб семейного общения

«Витамины осенью»

«Осенние дары природы»

«Воспитание и развитие ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии»

Октябрь

  • Консультация

  • Газета
  • Праздник ко Дню матери

«Рекомендации по формированию социальных навыков у детей»

«Мама - наша жизнь»

«Мама солнышко мое»

Ноябрь

  • Консультация
  • Газета
  • Новогодний праздник

«Ты детям сказку расскажи»

«С новым годом»

«Зимняя сказка»

Декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...