Методические рекомендации «Роль школы в подготовке молодежи к реализации социальных функций семьи»
методическая разработка по теме

Кислякова Ирина Васильевна

Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль школы в подготовке молодежи к реализации

социальных функций семьи»

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1«Семья и ее социальные функции». ….……………………………….5

Выводы по первой главе……...…………………………………………………..6

Глава 2 «Роль школы в подготовке молодежи к реализации социальных

функций семьи». ………………………………………………………………..7

Выводы по второй главе………………………………………………...…….....9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………...….11

Введение

Система образования влияет на все сферы общественной жизни, в частности и на семью. Например, образовательный уровень супругов во многих случаях влияет на стабильность семьи. От уровня образования зависят и установки на семейно-брачные отношения; к примеру, среди ценностей семейной жизни среди молодых людей ведущее место занимают психологическая и репродуктивная функции семьи. Респонденты выделяют в качестве главных факторов супружеских отношений взаимопонимание супругов, общность принципов, ценностей и норм поведения.

Мы упомянули о влиянии образования на институт семьи, но надо сказать, что и семья влияет на образование. Ни для кого не секрет, что установка на учебу детей закладывается прежде всего в семье и это во многом определяет состояние современной общеобразовательной школы.

Формирование, развитие и угасание различных моделей социализации молодого поколения происходят постоянно. Но на эти проблемы, свойственные любому обществу, накладываются специфические особенности России. Глубокие преобразования привели к ломке старых ценностей и стереотипов: кризис и практическое исчезновение патриархальной семьи, радикальная трансформация образа жизни и культуры, одним из элементов которой стала множественность моделей поведения и стилей жизни.

Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.

Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решение каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу.

О том, что семья в нашем обществе по значимости далеко не на первом месте, могут свидетельствовать следующие реалии нашей жизни; наличие, размер семьи, готовность в ближайшее время создать семью и стать родителями оказывается нейтральным, а в худшем случае негативным фактором во всех сферах жизнедеятельности российского человека. При найме на работу и распределении материальных благ, образовательном и профессиональном росте, бытовом и медицинском обслуживании, организации отдыха и приобщении к культурным ценностям, пенсионном обеспечении и т. д. иметь человеку семью невыгодно. Статус полноценного члена общества в глазах общественного мнения все больше ассоциировался и продолжает ассоциироваться с профессиональной деятельностью индивида, участвующего в общественном производстве; труд в семье, количество детей в основном не влияет на этот статуе, а порой и вредит ему.

Основная причина данного положения - социально-экономическая ситуация в стране. Но выше отмечалось, что не только общество влияет на семью, но и семья на общество.

В паре семья-общество наиболее динамичной стороной является семья. Прорыв всегда делает меньшинство, малая группа, личность.

Не случайно на крутых переломах истории возрастает роль активности личности. В данном случае речь идет о влиянии на стабильность семьи субъективного фактора, обусловленного в частности уровнем сознания, степенью подготовленности молодежи к браку и семейной жизни.

Воспитание культуры семейных отношений происходит под воздействием многих факторов. И, очевидно, что задачи современной науки не только раскрыть их влияние, по и найти пути и методы научного управления ими.

Эти проблемы, как образование так и семья, являются объектом многих исследований.

Глава 1.

«Семья и ее социальные функции». 

Являясь ячейкой общества, семья, какого бы типа она ни была, выполняет многие функции, и прежде всего через них социальная сущность семьи находит свое проявление, поскольку, выполняя эти функции, семья может удовлетворять общественные, групповые и индивидуальные потребности, именно поэтому особое внимание уделено проблемам социальных функций семьи.

  Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества

Во всех обществах семья выполняла  основные функции:

        -репродуктивная (физическое  и духовно-нравственное воспроизводство  человека в семье);

     - воспитательная функция – социализация  молодого поколения, поддержания  культурного воспроизводства общества;
     - хозяйственно-бытовая функция –  поддержание физического здоровья  членов общества, уход за детьми  и престарелыми членами семьи;

   - экономическая – получение материальных  средств одних членов семьи  для других, экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных  членов общества;
     -сфера первичного социального  контроля – моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также  регламентация ответственности  и обязательств в отношениях  между супругами, родителями и  детьми представителями старшего  и среднего поколений;

     - духовного общения – развитие  личностей членов семьи, духовное  взаимообогащение;
     - социально-статусная – предоставление  определенного статуса членам  семьи, воспроизводство социальной  структуры;
      - досуговая – организация рационального  досуга, взаимообогащение интересов;
     - эмоциональная – получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки,  эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая

   терапия.

     Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные  и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут  люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а  также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи  – это специфическая форма  проявления образа жизни общества.

     Успешность  семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество семейных отношений. В нее  входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций  с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности   семьей.

       

   Вывод по первой главе

Любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Семья  же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые  большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает  ограниченность в методах изучения семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций  в области семьи  является не изучение и описание отдельных  семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения  и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

Глава 2.

«Роль школы в подготовке молодежи к реализации социальных функций семьи».

По данным социологических исследований, которые показывают, что в ориентации старшеклассников на брак и семью наблюдаются следующие установки и тенденции.

1. Выявлено, что большинство респондентов хочет иметь только одного ребенка в своей будущей семье. Интересно отметить, что при сравнении с результатами опроса, проведенного 3 года назад, наблюдается увеличение числа таких респондентов. При анализе установок на желание иметь многодетную семью юношей оказалось в пять раз больше чем девушек.

2. В результате корреляционного анализа выявлено, что достаточно облегченное представление о браке и у юношей, и у девушек тесно связано с упрощенным идеалом мужа/жены, и наоборот, более сложный идеал супруга имеют в своем сознании понимающие трудности и ответственность семейно-брачных отношений.

3. Весьма завышена самооценка старшеклассников о возможности выполнять экономическую функцию семьи при том, что само их участие в ведении семейного хозяйства в городских семьях сокращается.

4. Значительное число потенциальных жен и мужей не только сейчас, не будучи супругами не склонны к взаимным уступкам, но и убеждены, что в будущей семейной жизни уступки и компромиссы необязательны (разница же в позициях юношей и девушек существенных корректив в этот вывод не вносит),

5. Большинство респондентов считают, что брак по любви наиболее счастливый, хотя для себя далеко не все главным мотивом заключения счастливого брака считают любовь, т.е. налицо сознательное или бессознательное программирование частью школьников такого брака, который, с точки зрения их же представлений о семейном счастье, счастливым не будет.

За исключением явной тенденции к созданию малодетной семьи остальные установки молодежи на семью и брак существенной динамикой не отличаются.

Основная проблема в решении этой задачи заключается в том, что общеобразовательная школа не имеет в данный момент определенной школьной дисциплины, которая выполняла бы эту задачу. Курс "Этика и психология семейной жизни" перестал быть обязательным для школьной программы несколько лет назад и существует в школах в качестве факультативов, помимо этого проводятся различные занятия по половому воспитанию в некоторых инновационных учебных учреждениях, но это не позволяет более широко осуществлять воспитание будущего семьянина; и хотя упомянутый курс был далек от совершенства, он охватывал все школы.

Одна из проблем, без решения которой, как мы убеждены, невозможна качественная подготовка школьников к семейной жизни, заключается в дефиците кадрового потенциала, которая как не готовили, так и не готовят высшие учебные заведения для школ. Россия здесь не одинока, во многих странах стоит та же проблема, и пока она не будет решена, вряд ли подготовка будущего семьянина в системе общеобразовательных школ станет качественной.

Что касается специальных курсов и факультативов, направленных на подготовку школьников к реализации социальных функций семьи, то во многом они не выполняют эту задачу успешно, так как, установленные программы не отвечают многим требованиям, в частности, они не в полной мере учитывают установки на семейно-брачные отношения старшеклассников, их интересы, желания, знание, возможность усваивать тот или иной материал. Кроме того эти программы не были сориентированы на подготовку к определенным социальным функциям семьи, а носят зачастую бессистемный характер. Некоторые сферы семейно-брачных отношений рассматриваются достаточно поверхностно, а некоторые игнорируются совсем.

Относительно подготовки школьников к семейной жизни вне специальных курсов и факультативов можно сказать, что наиболее успешно, хотя и не совсем полно, система образования готовит молодежь к экономической функции семьи, поскольку уроки труда как для мальчиков так и для девочек в основном ориентированы на деятельность в хозяйственно-бытовой сфере семьи. Подготовка к реализации репродуктивной, воспитательной, регулятивной, сексуальной и фелицитологической функций ограничивается лишь предметами гуманитарного цикла, где подготовка эта не носит целенаправленного характера и поэтому не может быть высокорезультативной.

Среди учителей, администрации школ, родителей существуют достаточно противоречивые взгляды на необходимость подготовки молодежи к семейной жизни в общеобразовательной школе вообще и к некоторым социальным функциям семьи в частности, например, сексуальной. Значительное число родителей высказываются против полового воспитания в школе, мотивируя это тем, что школа только развратит их детей, и предпочитают заниматься этим сами, в семье. Многие учителя достаточно скептически относятся к самой возможности системы образования успешно готовить молодежь к семейной жизни, утверждая, что все ранее не удавшиеся  попытки объясняются специфической психосексуальной культурой населения нашей страны. При этом надо отметить, что интерес у самих учащихся к подобным занятиям есть.

Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой множество обширных взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, культурой и со средствами массовой информации, в результате которых реализуются осознания особенностей семейных отношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, навыков и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Выводы по второй главе

В результате изучения проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в школе, определились основные пути совершенствования подготовки будущего семьянина и они заключаются в следующем:

- в системном подходе к подготовке семьянина в общеобразовательной школе, который бы включал в себя все элементы системы воспитания от изучения объекта воспитания до разработки конкретных рекомендаций по конкретным направлениям видов;

- в введении в базисную учебную программу специальной дисциплины, ориентированной на ознакомление с основами этики, сексологии и психологии

направлениям видов;

- в введении в базисную учебную программу специальной дисциплины, ориентированной на ознакомление с основами этики, сексологии и психологии семейной жизни;

- в обеспечении подготовки квалифицированных педагогических кадров для подготовки молодежи к семейной жизни через систему высших учебных заведений и через институты повышения квалификации учителей;

- в выделении аспектов, направленных на подготовку семьянина, в преподавании школьных дисциплин прежде всего гуманитарного цикла;

- в изучении объекта воспитания в условиях динамики стереотипов поведения молодежи. В этих целях - проведение социологических исследований, в том числе мониторинговых, обеспечивающих обратную связь;

- в работе с родителями, включающей в том числе их психолого-педагогическое просвещение.

Все эти меры будут способствовать более успешной реализации функции системы образования по подготовке молодежи к семейной жизни.

Заключение

Сегодня наиболее активный период социализации молодого поколения происходит в сложных условиях экономической и политической нестабильности, сопровождающийся разрушением традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных изменений семья призвана стать эффективным инструментом для создания новых ценностей и норм поведения.

Ситуация такова, что все мы живем сегодня в новой общественно-политической обстановке,в новой нравственной ситуации, и излишне говорить, насколько выросли требования общества к системе образования. Она призвана не только поспевать за развитием научно-технического и социального прогресса, но и всемерно ускорять его, инициировать, как сейчас принято говорить.

В настоящее время наше общество включает в себя немало семей, не в полной мере способных к воспитанию своих детей или неспособных совсем, и поэтому роль системы образования в воспитании будущего семьянина и подготовка его к выполнению социальных функций семьи продолжает оставаться актуальной по сей день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социология семьи // Социология: Курс лекций. Под ред. А.В.Миронова, В.В.Панферовой, В.М.Утенкова. М., Изд-во «Социально-политический журнал», 1996. 0,75 п.л. (в соавторстве).

2. Друкаров И.И. Влияние неправильного воспитания в семье на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970.

3. Земска М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986. - 135 с.

4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. -208 с.

5. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся) / Под ред.   C.Г.Вершловского. СПб, 1996. - 220 с.

6. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. - 352 с. Минеева О.А., Кабанов А.В. Программа «Работа с семьями подростков, имеющих трудности адаптации» // Семейная психология и семейная терапия.-1997.-№ 1. С.24-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Методические рекомендации учителя русского языка и литературы в реализации учебных действий с учащимися с нарушением речи в школах, обучающих детей с УО (ИН)

В данной работе даются рекомендации учителя русского языка   педагогам школ, обучающих детей с легкой степенью умственной отсталости, для организации работы с учащимися с нарушением речи. ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...