Профилактика жестокого обращения с детьми и подростками
методическая разработка на тему

Дементьева Дарья Викторовна

Кого лучше встретить в лесу: доброго волка или жестокого зайца?
Антоний Ходоровский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика жестокого

обращения с детьми и подростками

«Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» (Т.Я. Сафонова).

1.3. Виды и формы жестокого обращения с детьми

1.3.1. Физическое насилие

Физическое насилие – умышленное использование физической силы и различных предметов для причинения боли ребенку, наносящее вред физическому или психическому здоровью (включая телесные повреждения), нарушающее нормальное развитие или создающее реальный риск для жизни ребенка.

Формы физического насилия: избиение; умышленное причинение боли; помещение в условия, причиняющие физическую боль; использование физической силы для побуждения к действиям, причиняющим боль, вред (например, прием алкоголя или наркотических средств) и унижение; лишение свободы; бездействие, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке и др.

1.3.2. Психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие – однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Формы психологического насилия:

- угрозы (убийства, самоубийства, причинение вреда ребенку или другим людям, бросить ребенка или отправить в нежелательное место и пр.);

- оскорбления (включая обидные прозвища);

- ложь;

- унижения;

- неприятие, отвержение;

- терроризирование;

- изоляция (включая ограничения общения);

- игнорирование;

- эксплуатация;

- развращение;

- использование ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому), и др.

1.3.3. Сексуальное насилие

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера в целях получения последним удовлетворения или выгоды с помощью насилия, угроз или злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), причинившее вред его физическому или психическому здоровью либо нарушившее его психосексуальное развитие.

Формы сексуального насилия:

- эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития, включая: демонстрацию эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка; совершение полового акта в присутствии ребенка; демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм); подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию;

- сексуальная эксплуатация – злоупотребление беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения, для порнографических целей или вовлечения в проституцию, включая: половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом; мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон; введение предметов во влагалище или анус; мастурбацию, со стороны ребенка или взрослого;

- подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

1.3.4. Пренебрежение нуждами ребёнка

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Формы проявления пренебрежения:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

- не предоставление ребенку медицинской помощи;

- запрет на пользование обогревательными приборами в холодное время, связывание рук и ног, запирание в погребе, в сарае в легкой одежде, и др.

1.3.5. Экономическое насилие –

Экономическое насилие – лишение ребенка возможности иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также экономическое давление в отношении несовершеннолетних детей. Формы экономического насилия:

- отказ в содержании детей;

- не удовлетворение основных экономических потребностей ребенка;

- растрата денег, предназначенных для детей;

- контроль поведения и принуждение с помощью денег;

- утаивание доходов;

- придирчивый и мелочный контроль расходов ребенка;

- использование ребенка как средства экономического торга при разводе.

Конкретные случаи жестокого обращения с детьми в семьях чаще всего включают в себя все виды насилия, несколько или один из них. Виды также могут чередоваться во времени и переходить друг в друга.

Признаки, говорящие о возможности жестокого обращения с детьми

1.1. Признаки, наблюдаемые у ребенка.

1.1.1. Психические состояния, особенности поведения и общения

· гиперактивен или подавлен;

· агрессивен или замкнут, апатичен;

· низкая самооценка, пассивность;

· сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;

· беспокойство, повышенная тревожность.

· Депрессивные состояния, печаль.

· неумение играть;

· поиск внимания/участия;

· заторможенность в ответах, при выполнении заданий;

· частые пропуски школьных занятий;

· инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

· проявляет жестокость к животным;

· неумение общаться с людьми, дружить;

· отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;

· стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;

· требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;

· агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;

· часто играет роль “козла отпущения” в группах сверстников;

· наличие особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические проявления);

· неумение играть;

· не ходит в школу, часто прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении;

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

· уступчивость, податливость;

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

· саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).

· возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

1.1.2. Особенности психики, характера, личности

· снижение или полная потеря интереса к школе;

· задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;

· снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;

· нарушения речевого развития,

· отсутствие надлежащих прививок;

· задержка речевого и психического развития.

· трудности запоминания, концентрации внимания.

1.1.3. Признаки физического насилия

· раны и синяки, разные по времени возникновения, в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно), чаще всего «непонятного» происхождения; часто имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута); следы от ударов ремнем,

· ожоги: топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

· укусы: следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

· «синдром тряски ребенка»: возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

· повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

· выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

· участки облысения, кровоподтеки на голове;

· повреждения внутренних органов;

· На то, что выявленные следы не случайны, могут указывать:

ü множественность повреждений,

ü различная степень давности (свежие и заживающие),

ü специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

ü несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые

ü появление травм после выходных и праздничных дней.

· Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).

Возрастные особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:

· Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, реакция испуга на плач других детей агрессивность или полная апатия.

· Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.

· Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (например, отказ переодеваться или раздеваться на уроке физкультуры), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.

· Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, побеги из дома, депрессивные состояния, озлобленность, криминальное поведение, суицидальные попытки.

1.1.4. Признаки сексуального насилия

· повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем;

· инфекции мочевыводящих путей;

· энурез и/или энкопрез;

· нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).

· ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

· может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

· может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

· может жаловаться на физическое нездоровье;

· девочка может забеременеть;

· ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем.

1.1.5. Признаки психологического насилия

· задержка психического развития;

· невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

· низкая самооценка;

· эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

· избыточная потребность во внимании;

· депрессия, попытки суицида;

· неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

· ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;

· нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Возрастные особенности поведения детей, подвергшихся психологическому насилию:

· 1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;

· 3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;

· 6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;

· подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).

1.1.6. Признаки пренебрежения нуждами ребёнка

· отставание в весе и росте от сверстников;

· у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

· утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

· санитарно-гигиеническая запущенность; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах; запущенный кариес;

· наличие таких заболеваний, как педикулез, чесотка; гнойные и хронические инфекционные заболевания; отсутствие надлежащих прививок;

· задержка в развитии моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон,

· возможные черты поведения: попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность;

· слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.

· постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

1.2. Признаки, наблюдаемые у родителей и окружающих ребенка взрослых

· низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

· систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

· отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;

· наличие задолженности по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги; долги.

· Наличие заявлений в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

· негативное отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.).

· Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр. ).

· Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком. эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов

· Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.

· Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.

· Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.

· Обвинение в травмах самого ребенка.

· Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.

· Рассказы о том, как их наказывали в детстве.

· Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.

· Неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

· Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.

· Негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;

· «псевдолюбовь»: слащавое, фальшивое умилительное общение с ребенком при посторонних.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей совокупность перечисленных выше явных признаков, и у них нет сомнения в правильности их предположений о жестоком обращении, то они обязаны:

· принять меры по оказанию помощи ребенку.

· направить информацию в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

· направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

                  Движение  «Россия - без жестокости к детям!» формируется в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, организаторами которой выступили Министерство здравоохранения и социального развития и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основная цель Кампании – создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым проявлениям жестокости по отношению к детям. 

              Запущен интернет-портал WWW.YA-RODITEL.RU.  На нем размещены адреса психологических служб многих регионов России, статьи и практические советы для родителей, предусмотрена возможность задать вопрос профессиональному психологу. Кроме информационных материалов, на портале по ответственному  родительству поселятся мультипликационные герои. Эти герои – дети, которые, улыбаясь до ушей, чистят зубы по утрам, вместе, держась за руки, уходят в школу, словом, живут своей обычной ребячьей жизнью, до тех пор, пока не сталкиваются с наказаниями. Шлепок, Подзатыльник, Крик, Угол – все это пугает детей, выбивает из колеи, мешает заниматься своими делами.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Эффективности предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними, социальной реабилитации и социальной адаптации жертв семейного насилия должен способствовать межведомственный подход к решению этих проблем с помощью всего гражданского общества, взаимодействие ведомств всех ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, в том числе, учреждение в ряде регионов должности уполномоченного по правам ребенка.

В заключение, следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

Мероприятия, направленные на профилактику жестокого обращения с детьми и подростками:

Мероприятие

Название мероприятия

Цель мероприятия

С кем проводится мероприятие

Анкета- опросник

«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»

Совершенствование психологической поддержки учебно-воспитательного процесса

Учащиеся

Методика

«Незаконченные предложения»

Диагностика когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии

Для подростков и раннего юношеского возраста

Методика

Методика интервью для диагностики насилия

Диагностика случаев насилия и жестокого обращения с детьми

Для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет

Проективная методика

«Письмо другу»

Диагностика случаев насилия и жестокого обращения с детьми

Учащиеся

Карта наблюдений

Выявление физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия

Учитель,

соц. педагог, находящийся в постоянном контакте с ребенком.

Методика

Диагностика

Диагностика социально-психологической адаптации

Учащиеся

Анкета

«Характеристика насилия в семье глазами подростков»

Характеристика насилия

Учащиеся

Движение  «Россия - без жестокости к детям!»

Движение  «Россия - без жестокости к детям!»

Создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым проявлениям жестокости по отношению к детям

Родители, учащиеся

Интернет-портал

WWW.YA-RODITEL.RU

Интернет-портал

Создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым проявлениям жестокости по отношению к детям

Родители

«Телефон доверия»

«Телефон доверия»

Экстренная  психологическая помощь несовершеннолетним

Учащиеся, родители

Исп.   Дементьева Д.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников

Уважаемый старшеклассник!

Просим вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.

Возможные варианты ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует вашему мнению.

Опрос анонимен. Данные будут представляться только в обобщенном виде.

1. Как вы думаете, требует ли обучение в вашей школе постоянного совершенствования ваших возможностей?

· Да

· Пожалуй, да

· Не могу сказать

· Пожалуй, нет

· Нет

2. В приведенной ниже шкале цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится, а «9» – которое очень нравится. В какую бы из клеток вы поместили бы свое мнение (обведите кружком):

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу (поставьте галочку перед выбранным вариантом ответа)?

· Да.

· Не могу сказать.

· Нет

4. Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию:

а) интеллектуальных способностей

· Да.

· Пожалуй, да.

· Не могу сказать.

· Пожалуй, нет.

· Нет.

б) жизненных умений

· Да.

· Пожалуй, да.

· Не могу сказать.

· Пожалуй, нет.

· Нет.

5. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали бы вы свою?

· Да.

· Не могу сказать.

· Нет.

6. Какое настроение чаще всего бывает у вас в школе?

· Обычно плохое.

· Чаще плохое.

· Пребывание в школе не влияет на мое настроение.

· Чаще хорошее.

· Обычно хорошее.

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе (поставив оценку перед номером вопроса), оценивая степень удовлетворенности Вами каждой из характеристик:

· В очень большой степени 5

· В большой степени 4

· Средне 3

· В небольшой степени 2

· Совсем нет 1

1. Взаимоотношения с учителями

2. Взаимоотношения с учениками

3. Эмоциональный комфорт

4. Возможность высказать свою точку зрения

5. Уважительное отношение к себе

6. Сохранение личного достоинства

7. Возможность обратиться за помощью

8. Возможность проявлять инициативу, активность

9. Учет личных проблем и затруднений

10. Внимание к просьбам и предложениям

11. Помощь в выборе собственного решения

8. Считает ли вы свое обучение в школе интересным?

· Да.

· Пожалуй, да.

· Не могу сказать.

· Пожалуй, нет.

· Нет

9. Насколько защищенным вы чувствуете себя в школе от оскорблений, высмеивания, физического и иного насилия, поставив оценку перед буквой:

· В очень большой степени 5

· В большой степени 4

· Средне 3

· В небольшой степени 2

· Совсем не чувствую себя защищенным 1

а) одноклассников;

б) учителей

в) посторонних, приходящих в школу

10. Предположим, что по каким-то причинам вы долго не могли посещать школу. Вернулись бы вы на свое прежнее место учебы?

Да.

Не могу сказать.

Нет

Полностью

Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

            Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения – 15 мин.

Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1. Я весь трясусь, когда …

2. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

3. Если тебя разозлили, то нужно…

4, Воспитывать детей нужно с помощью…

5. Ребенок в семье…

6. Мои близкие думают обо мне, что я…

7. Я боюсь идти домой, когда…

8. Я лучше побуду один, чем с…

9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне

10. Бить другого можно, когда…

11. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что…

12. Применение физической силы к более слабому…

13. Родители кричат на детей, когда…

14. Когда у меня будут дети, я никогда…

15. Наша семья была бы идеальной, если бы не…

16. Я хочу побыть один, после…

17. Я убежал бы из дома, если бы…

18. Больше всего я не люблю, когда мои родители…

19. Я хочу, чтобы меня…

20. Приемлемое наказание - это…

Спасибо!

Ответы на вопросы 2, 7, 9, 13,18, 19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии, 3, 4, 11, 20 - когнитивный, 1, 8, 10, 12, 14, 16- поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.

С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем связаны эти эмоции; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.


Методика интервью для диагностики насилия

Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет. Ситуации для подростков 11-12 лет выделены жирным шрифтом, а для подростков 13-14 лет - курсивом. Интервью проводится индивидуально.

Инструкция: Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов, обведи кружочком том ответ, который больше всего совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Сегодняшняя дата:

Твой возраст:

Твой пол:

Твой класс:

Кто живет с тобой в семье (у тебя дома)

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку. Хорошая одежда, хорошая еда, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Кости, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Кости...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.

Таня часто голодает, потому что взрослые не покупают продуктов питания, и не дают денег Тане на еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду, у нее нет возможности постирать или погладить имеющуюся.

1.Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Тани, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Таней?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Тани...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая,

Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой, когда хочет, иногда очень поздно и ночью.

Женя учится в 10~м классе, но не имеет ничего собственного: своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним и не волнуется, даже когда он возвращается домой очень поздно и ночью.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Жени, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Женей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого,

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Жени...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Миши, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Мишей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Миши...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Пети, находятся...

Много детей.

Мало детей.

Никто.

Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Петей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

8. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Пети...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у пего по всему телу.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Гоши, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Гошей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Гоши...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ларисы, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Ларисой?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ларисы...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Аня - ученица 6 класса, активная и жизнерадостная девочка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

Аня - ученица 10-го класса, активная и жизнерадостная девушка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ани, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Аней?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ани...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже родители Оли об этом ничего не знают.

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказыватъ о случившемся. Даже близкая подруга и родители Оли об этом ничего не знают.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оли, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей

на ситуацию с Олей?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье но сравнению с ситуацией Оли...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Максима заставляли смотреть видео о сексе и порнофотографии, когда он этого не хотел. Ему было противно, но возможности уйти не было.

Максима заставляет фотографироваться в обнаженном виде против его воли. Ему было очень противно и неприятно, но возможности уйти не было.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Максима, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Максимом?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Максима...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

Оксана часто получает плохие оценки за 'домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оксаны, находятся...

· Много детей.

· Мало детей.

· Никто.

· Не знаю.

2. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Оксаной?

· Я знаю многих таких.

· Я знаю одного такого.

· Я знаю несколько таких,

· Не знаю ни одного.

3. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Оксаны...

· Очень похожа.

· Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.

· Совершенно другая.

Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (поставьте галочку перед выбранными вариантами, число выборов не ограничено)?

1) лжет;

2) поздно возвращается домой;

3) получает плохие отметки в школе;

4) прогуливает уроки;

5) ворует;

6) неуважительно относится к старшим и родственникам;

7) испортит что-то ценное;

8) не заботится о своей одежде и рвет ее;

9) расстраивает родителей;

10) курит;

11) употребляет алкоголь.

Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?

Да.

Пожалуй, нет.

Точно нет.

Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к ситуациям с первой по одиннадцатую. Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на последний вопрос «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилия, если большинство ответов под номером 2 (на последний вопрос «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия, если же большинство ответов 3 (на последний вопрос «нет»), то ребенок, скорее всего ситуацию насилия не переживал.


Методика «Письмо другу»

        Проективная методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В методике описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Мы предлагаем ребенку следующую ситуацию: «В октябре прошлого года в (место, территориально удаленное от места исследования) произошел такой случай; Дима, который учится в 7-м (10-м) классе, попал в больницу с многочисленными ушибами, ссадинами и переломами. Ситуация, предшествующая этому, была такой.

Когда Дима пришел после уроков домой, он увидел, что пьяные родители сидели на кухне. Они стали придираться к Диме, обзывать, ругать его. Дима в ответ пытался возразить, отец от этого пришел в ярость и начал избивать сына всем, что попадалось ему под руку. Сейчас Диме предстоит длительное лечение в больнице.

Для того чтобы поддержать Диму, мы решили попросить его ровесников написать Диме письма. Мы думаем, что когда Дима будет их читать, он почувствует вашу поддержку и скорее пойдет на поправку».

Предполагается, что подросток, переживший насилие, скорее будет говорить о том, что «хорошо понимает его», «со мной тоже такое бывало», «я тоже чувствовал» и т.д. Поэтому главным средством интерпретации полученных результатов является метод контент-анализа.


Карта наблюдений

Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия. Данная методика подтверждает результаты предыдущих методик.

Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, т.е. любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

Ф. И. О. опрашиваемого ____________________________________________

Ф. И. О. ученика ___________________________________________________

Дата ______________________________

Индикатор

Да

Нет

1.

Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос

2.

Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт

3.

Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых

4.

Замкнуто и отчужденно держится с родителями

5.

Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется

6.

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения

7.

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям

8.

Выражение лица чаще всего угрюмое и отрешенное

9.

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.

10.

Навязывается другим; им легко управлять

11.

С некоторыми сверстниками ведет себя заискивающе

12.

Сделав что-то часто тайком изучает реакцию присутствующих

13.

Резко негативно относится к замечаниям

14.

Агрессивен (кричит, употребляет силу).

15.

Пристает к более слабым детям

16.

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям

17.

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя

18.

Не заинтересован в учебе

19.

Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых

20.

Непунктуален, не старателен

21.

Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки).

22.

Бесцельно двигает руками. Наблюдаются разнообразные «тики», подергивания

23.

Грызет ногти

24.

Говорит отрывисто, запинается, часто срывается на крик

25.

Грязен, неопрятен

26.

Выглядит так, как будто очень плохо питается

27.

Родители часто лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе

28.

Часты вирусные заболевания

Все вопросы разделены по шкалам:

«Недоверие к новым людям и ситуациям»: 1, 2, 3, 4;

«Депрессия и уход в себя»: 5, 6, 7, 8;

«Тревожность по отношению к окружающим»: 9, 10, 11, 12;

«Враждебность по отношению к окружающим»: 13, 14, 15, 16;

«Недостаток социальной нормативности»: 17, 18, 19, 20;

«Невротические симптомы»: 21, 22, 23, 24;

«Неблагоприятные условия среды»: 25, 26, 27, 28.

В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно более или менее достоверно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.


Методика диагностики социально-психологической

адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

                Представлена адаптированная А. К. Осницким форма опросника. В таблице-ключе переработанного им опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

Инструкция.

«В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Помните, что не «правильных» и «неправильных» ответов: люди отличаются друг от друга, и это нормально. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» – это ко мне совершенно не относится;

«1» - это ко мне не относится;

«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» - не решаюсь отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».

Содержание опросника

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда.

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе - оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что Они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему носится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя |как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом - не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если разногласия грозят стать явными.

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола, не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг - не справлюсь, а вдруг - не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; совсем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.

Ключи:

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

А

В

Адаптивность

Дезадаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

(68-170) 68-136

(68-170) 68-136

2

А

В

Лживость-

+

34, 45, 48, 81, 89,

8, 82, 92, 101

(18-45)

18-36

3

А

В

Приятие себя

Неприятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

(22-52) 22-42

(14-35) 14-28

4

А

В

Приятие других

Неприятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

(12-30) 12-24

(14-35) 14-28

5

А

В

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

(14-35) 14-28

(14-35) 14-28

6

А

В

Внутренний контроль

Внешний контроль

4,5, 11, 12, 13, 19,27,37,51,63, 68, 79, 91, 98

25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

(26-65) 26-52

(18-45) 18-36

7

А

В

Доминирование

Ведомость

58, 61, 66

16, 32, 38, 69, 84, 87

(6-15) 6-12

(12-30) 12-24

8

Эскапизм (уход от проблем)

17, 18, 54, 64, 86

(10-25) 10-20

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.

Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».

Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

Анкета для детей

1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями (не более двух выборов)?

· каждый день;

· не чаще одного раза в неделю;

· не чаще одного раза в месяц;

· очень редко;

· как придется;

· когда у родителей есть время;

· когда у меня есть время;

· только в выходные.

2, Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты?

· маме;

· папе;

· брату, сестре;

· бабушке;

· дедушке;

· никому

А кому-то другому?

· подруге (другу);

· двоюродной сестре (брату);

· тете;

· опекунам;

· кошке или собаке.

3. За что наказывают тебя твои родители?

· за плохие отметки в школе;

· за пропуски занятий;

· за то, что не прибрал (-а) в квартире;

· за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;

· за плохое поведение;

· за вранье;

· за все;

· родители никогда меня не наказывают.

4. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?

· ругают за поступок;

· лишают карманных денег;

· не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);

· не разрешают смотреть телевизор;

· не разрешают играть на компьютере;

· ставят в угол;

· бьют;

· другое (укажите) ___________________________________________

· никогда не наказывают.

5. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?

· да;

· скорее да, чем нет;

· скорее нет, чем да;

· нет.

6 .Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?

· да;

· нет;

· не знаю.

Если будешь, то за что?

· за плохое поведение;

· за плохие отметки;

· за вредные привычки.

7. По твоему мнению насилие – это:

· унижение одного человека другим;

· причинение физического вреда другому человеку;

· подчинение себе другого человека;

· другое (напиши) ________________________________________________

8. Как ты относишься к насилию?

· осуждаю насилие

· скорее осуждаю, чем нет

· отношусь нейтрально

· допускаю, что в некоторых случаях оно возможно

9. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?

· физическое насилие;

· психологическое насилие;

· сексуальное насилие;

· экономическое насилие.

10. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?

· младшие братья и сестры;

· старшие братья и сестры;

· папа;

· мама;

· дедушка, бабушка;

· домашние животные;

· другие (назови) ______________________________________

11. Ты считаешь наказание детей в семье – это насилие?

· да;

· скорее да, чем нет;

· скорее нет, чем да;

· нет.

12. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?

· оскорбление словами;

· физическое воздействие;

· лишение удовольствия;

· запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;

· сексуальное домогательство;

· другое (назови) __________________________________________________

13 Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?

· Жизненные проблемы

· Неурядицы на работе

· Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ

· Склонность личности к насилию

· Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)

· Ситуация безысходности и отчаяния

· Алкоголизм родителей

· Другое (укажи ______________________________)

14. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?

· Да

· Скорее да, чем нет

· Нет

· Скорее нет, чем да

15. Какому виду насилия ты подвергался?

· Физическое насилие

· Психологическое насилие

· Экономическое насилие

· Сексуальное насилие

· Другое (укажи) __________________________________________

16. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?

Не знаю

17. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье

· Да

· Нет

· Не всегда

18. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?

· Милиция

· Социальные службы

· Центр помощи семье

· Комиссия по делам несовершеннолетних

· Суд

· Телефон доверия

· Центр планирования семьи

19. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?

· Конституция

· Семейный кодекс

· Уголовный кодекс

· Гражданский кодекс -

· Декларация прав человека -

· Конвенция о правах ребенка

20. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия? Если да, то для кого именно

· Для жертв насилия

· Для членов семьи,

· выступающих в качестве насильников

· Для тех и для других

· Для людей, еще не столкнувшихся с этой проблемой.

9. Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

Анкета для взрослых

Насилие-это (выберите не более трех вариантов):

· Унижение достоинства другого человека

· Причинение вреда другому человеку

· Ситуация власти одного человека над другим

· Способ самоутверждения

· Способ контролировать эмоции и поведение другого человека

· Принуждение другого человека совершать не характерные для него поступки и действия

· Психическое отклонение

· Другое (укажите) ______________________________________

2. Как вы относитесь к проблеме насилия?

· Категорически осуждаю насилие

· Скорее осуждаю насилие, чем нет

· Отношусь нейтрально

· Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно

3. Как Вы считаете, какие виды насилия наиболее распространены в современной семье

· Физическое насилие

· Психологическое насилие

· Сексуальное насилие

· Экономическое насилие

4. В отношении кого, с вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?

· В отношении детей

· В отношении женщин

· В отношении мужчин

· В отношении стариков

· В отношении животных

· Другое (укажите) _________________________________________

5. Рассматриваете ли вы наказание детей как акт насилия?

· Да

· Скорее да, чем нет

· Нет

· Скорее нет, чем да

6. Какие виды наказаний ребенка в семье вы можете отнести к акту насилия?

· Оскорбление

· Физическое воздействие

· Лишение удовольствий

· Запрет на деятельность, приносящую удовольствие

· Другое (укажите) __________________________________________

7. Наказывали ли вас родители, когда вы были ребенком?

· Да

· Нет

Способы наказания:

· ругали за поступок

· применяли физическое наказание

· лишали удовольствий

· ставили в угол

· Другое (укажите) __________________________________________

8. Какие из перечисленных характеристик вы можете рассматривать в качестве

причин насилия в семье?

· Традиции воспитания человека в родительской семье

· Жизненные проблемы

· Неурядицы на работе

· Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ

· Склонность личности к насилию

· Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)

· Ситуации безысходности и отчаяния

9. Считаете ли, что ниже указанные характеристики можно рассматривать в

качестве факторов, влияющих на рост насилия в семье (не более двух выборов)?

· Снижение уровня нравственности и морали в обществе

· Снижение уровня материального обеспечения населения

· Постоянное увеличение фильмов и телепередач, основной темой которых является насилие на ТВ

· Увеличение числа гражданских браков

· Увеличение количества неполных семей

10. Какие из учреждений помощи семье вы знаете?

· Полиция

· Социальные службы

· Центр помощи семье

· Комиссия по делам несовершеннолетних

· Суд

· Телефон доверия

· Центр планирования семьи

· МЧС

· Скорая помощь

11. Как часто и по какой причине вы ссоритесь со своим супругом (-ой)

· Часто

· Редко

· Иногда

· Никогда

12. Боитесь ли вы остаться с пьяным разозленным мужем (женой) один на один?

· Да

· Нет

13. Можно ли сказать, что ваша собственная семья является отражением семьи ваших родителей?

· Да

· Нет

· Не знаю

14. Какие из нижеприведенных утверждений отражают, по вашему мнению, факт насилия одного члена семьи над другими?

· «Милые бранятся, только тешатся»

· «Недосол на спине, пересол на спине»

· «Сор из избы не выносят»

· «Муж да жена – одна сатана»

· «Бьет, значит, любит»

· «Муж за рюмку, жена за палку»

· «Муж – как бы хлеба нажить, жена – как бы мужа избыть»

15. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?

· Для жертв насилия

· Для членов семьи, выступающих в качестве насильников

· Для тех и для других

· Для людей, еще не столкнувшихся с проблемой насилия

· Психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия бесполезны 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.  Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В работе перечислены формы насилия над детьми и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с Российским законодательством....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В презентации представлена информация о жестоком обращении с детьми и формах насилия над ними....

План работы по профилактике жестокого обращения с детьми

План работы соц. педагога коррекционной школы VIII вида по профилактике жестокого обращения с несовершенолетними....

Программа профилактики жестокого обращения с детьми "Жизнь без насилия"

Жестокое обращение с ребенком – это все формы эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому у...

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми...

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми

Программапрофилактики жестокого обращения с детьми   Цель программы: Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.Формирование у детей адекватных представлений о прав...