Эссе на тему : "В ногу со временем"
статья на тему

Зацепилина Валентина Сергеевна

 

Всем известно, что глазами учащихся, не зависимо от их статуса (студент или школьник), быть учителем очень легко: «Пришел, открыл учебник, дал задание, поставил оценку». На самом же деле это долгий и кропотливый труд: чтобы стать настоящим учителем нужно через многое пройти, многому научиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_nogu_so_vremenem.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

В ногу со временем

Зацепилина Валентина Сергеевна

Учитель иностранных языков

МБОУ ООШ № 15, г.Елец

zatsepka1107@mail.ru

«Мы не учим их;

мы создаем условия,

в которых они учатся»

С. Паперт

Всем известно, что глазами учащихся, не зависимо от их статуса (студент или школьник), быть учителем очень легко: «Пришел, открыл учебник, дал задание, поставил оценку». На самом же деле это долгий и кропотливый труд: чтобы стать настоящим учителем нужно через многое пройти, многому научиться.

Какими качествами обязан обладать настоящий современный учитель? Он должен идти в ногу со временем: постоянно совершенствоваться, много читать и изучать. И, на мой взгляд, путь любого учителя, стремящегося к педагогическому мастерству, необходимо начинать с целенаправленной работы по самообразованию.

Однако, не следует забывать, что в современном обществе безразличия и бездушия, стать настоящим учителем, к которому тянутся дети, на уроки которого они приходят с удовольствием, невозможно без любви и доброго отношения к ним. Именно в современном обществе, когда родители часто заняты своими делами и/или работой, зарабатыванием денег для своих детей, для удовлетворения их всё больше возрастающих потребностей, профессия учителя приобретает особую актуальность и наполняемость. В огромной степени от педагога зависит будущее его учеников, так как он не только преподает свой предмет, но и передает нравственно-этические знания, принимает непосредственное участие в формировании системы духовных ценностей личности ученика.

Поэтому современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, львиную долю которых при таком подходе он вскоре забудет, а на стимулирование поиска знаний, на развитие умений эти знания применять на практике. Основные задачи учителя сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, вырабатывать у него способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Для решения поставленных задач учитель должен внести значительные изменения в свою традиционную деятельность и организовывать современные уроки в соответствии с современными требованиями.

  Достижение нового образовательного результата возможно при реализации в обучении системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Основная цель данного подхода: научить не знаниям, а работе. Недаром, китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь».  Системно-деятельностный подход направлен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При таком подходе обучение организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Кроме того, не стоит забывать, что XXI век – век информационных и коммуникативных технологий вносит свои коррективы во все сферы деятельности человека, не исключая и способы обучения, передачи информации.  И теперь, чтобы идти в ногу со временем, современному учителю необходимо быть компетентным не только в вопросах преподавания своего предмета, но и в области информационно-коммуникативных технологий, активно внедрять их в образовательный процесс.

 Опираясь на свой опыт, могу с уверенностью утверждать, что уроки с применением современных технологий (презентация, видеоролик, интернет-ресурсы) стимулируют интерес учеников к изучаемому материалу, у учащихся появляется больше потребностей и/или желаний реализовать свои творческие возможности, в результате возрастает эффективность самостоятельной работы.

Так как я являюсь учителем английского языка, хотелось бы немного поделиться личным опытом.

Сегодня иностранный язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития, поэтому одной из задач обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, позволяющей качественно и эффективно участвовать в жизни мирового сообщества.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение не только в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы и на каждом отдельном уроке, но и в системе уроков в целом.

Специфика предмета «иностранный язык» обусловливает обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции. Продуктивность такого обучения возможно достичь при синтезе  личностно-ориентированного и системно-деятельностный подходов.

Системно-деятельностный подход на уроке иностранного языка выражается в обучении общению в ходе продуктивных видов деятельности (чтение, прослушивание текстов, говорение), которые являются способом решения учеником конкретных личностных проблем, а не выступают в качестве самоцели.

Личностно-ориентированный же подход, подразумевает, что любой вид деятельности, который учащийся выполняет на уроке иностранного языка, имеет личный смысл его выполнения, так как ученик может усвоить только свой опыт, пропущенный через призму личностных ценностей, восприятий, переживаний, представлений об окружающем мире. Например, обсуждая разнообразные  темы,  ученики анализируют, сравнивают и  высказывают свое отношение к самым различным вопросам и жизненным ситуациям, опираясь на свой опыт и морально-нравственные представления.  В результате формируется рефлексия, которая очень необходима для движения вперед, и обучающиеся начинают осознавать свои  интеллектуальные операции, учатся управлять собой, своими эмоциями, чувствами. Кроме того, в их сознании активизируются нравственные и этические ценности и представления об определенной ситуации, поступке.

При этом коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку находит отражение и в многообразии форм организации этого процесса (ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность).  В результате применения учителем иностранного языка данных технологий учащиеся учатся использовать разные способы решения поставленных перед ними задач  в зависимости от характера представленной проблемы.

Очень часто в процессе обучения я, как, наверное, каждый учитель иностранного языка, сталкиваюсь с проблемой отсутствия у школьников потребности пользования изучаемого языка в коммуникативных целях.

А как же сделать урок иностранного языка, который был бы не только корректно построен с точки зрения методики, но  результативен и интересен для учащихся? Для стимулирования развития коммуникативных навыков и умений чаще выбираем такие формы урока, которые способствуют продуктивному общению на иностранном языке. Как показывает опыт, для того, чтобы поддержать эффективную и плодотворную деятельность учащихся необходимо регулярно применять нетрадиционные формы проведения занятий, которые способствуют активности учащихся, развитию их творческого мышления, повышения интереса как к отдельным темам, так и к предмету в целом. Такие уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, проектная деятельность и др.  

В заключение наших размышлений попробуем лаконично ответить на поставленный в начале главный вопрос: каким должен быть учитель XXI века?

В соответствии с современными требованиями Стандарта и особенностями социального развития общества XXI века учитель должен обладать следующими качествами и способностями.  

Во-первых, он должен быть образцом нравственного поведения: добрым, любящим своих учеников и свой предмет, быть готовым придти на помощь в трудную минуту.

В-вторых, он обязан совершенствоваться, много изучат, что способствует умению заинтересовать свих учеников, используя различные информационно-коммуникационные технологии и формы работы в соответствии с личностно-ориентированным и системно-деятельностным подходами.

Таким образом, чтобы быть всегда и везде лучшим, он должен идти в ногу со временем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса "В ногу со временем"

Воспитательная система класса рассчитана на 5 лет (5-9 классы). Цель воспитательной системы - создание условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию...

Методический семинар "В ногу со временем!"

Методический семинар "В ногу со временем!"...

Открытый урок В ногу со временем

Открытый урок "В ногу со временем" в 9 классе...

Технологии ИКТ в С(К)ОУ: в ногу со временем.

Информационные технологии помогают расширить  спектр  средств педагога, помогают разнообразить средства обучения и воспитания, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных зада...

Технологическая карта урока английского языка к УМК "Английский в фокусе" в 5 классе по теме “Don’t miss it!” (Не пропусти!) Модуль 9 Modernliving (В ногу со временем).

Технологическая карта поможет планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения....

Контрольная работа №4 по теме «Жить в ногу со временем»

Контрольная работа модулю 9 по теме «Жить в ногу со временем»....

Эссе на тему: "Учитель-герой нашего времени?"

В эссе предоставлено сочинение -рассуждение на тему: " Учитель-герой нашего времени?"....