Главные вкладки

    Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного образовательного пространства .
    статья на тему

    Железная Наталья Анатольевна

    Предварительный просмотр:

    Реализация принципов инклюзивного обучения в условиях современного образовательного пространства .

       Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашей страны является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования в течение всей жизни (непрерывного образования) и равных возможностей его получения .В числе условий, обеспечивающих  эффективность непрерывного образования ,ведущее место занимает реализация принципов инклюзивного обучения .

    «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

    Дэвид Бланкет

    Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

    Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.

    Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.

    Принципы инклюзивного образования:

    1. принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
    2. включать их в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи;
    3. вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
    4. использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

    К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

    1. детей – инвалидов;
    2. детей с диагнозом умственной отсталости;
    3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
    4. детей с аутизмом;
    5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.

    В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) », представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».

    Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 год был объявлен Годом равных возможностей.

    В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

    Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываются индивидуальные учебные планы. Реализация планов осуществляется с поддержкой тьюторов,  психологов, педиатров.

    Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.

    Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.

    Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.

    Приемы работы с детьми – инвалидами:

    1.– (лечебная педагогика А. А. Дубровского) отвлечение ребенка от ухода в болезнь;

    - занятия гимнастикой, движения;

    - включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание цветов);

    - внесение игры;

    - помощь в занятиях творчеством;

    - занятия по психотерапии

     2. Православные беседы.

     3. Учет возрастных психологических особенностей

     4. Диагностика индивидуальных особенностей.

     5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио

     6. Интересное, доступное, личностно -  и практико- ориентированное    содержание   программы обучения.

      7. Технические средства обучения.

       8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.

        9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.

    Мировая практика инклюзивного образования

    За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия ,  реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

         В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

    Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

          На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные  школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

    Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

    Ситуация с инклюзивным образованием в России

          Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

    С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

        На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

          В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

    Другие варианты обучения детей-инвалидов

    Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

    Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

       Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

     

       Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей , либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

         Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

        На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие «инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е. исключение из общества.

    Термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» педагоги, специалисты часто используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.

        В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.

         Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

       Все люди нуждаются друг в друге.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Все обучающиеся должны быть успешными.

        Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.

    В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.

         Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

       Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.

    Так же необходимо обеспечение:

    • индивидуальных образовательных маршрутов;
    • безотметочного оценивания в течение всех 4 лет;
    • сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка;
    • взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве;

    Формы инклюзивного образования:

    • школа будущих первоклассников;
    • класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ);
    • специальный(коррекционный) класс частичной интеграции;
    • школа надомного обучения;
    • семейное обучение, экстернат;

        Педагогическими средствами включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов. Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.

    Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, инклюзивное обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.

    По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

                       

       Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных  образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям  создаются все условия для удовлетворения  специальных образовательных потребностей таких лиц.      

       Необходимость создания классов для детей с ЗПР

      Главной целью организации классов коррекции в общеобразовательном учреждении мы считаем создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

        Цели коррекционной работы.

      В системе функций, выполняемых школой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание работе по преодолению отставания учащихся, неуспеваемости, а также отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.

       Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика.    

        Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений.

        Цели воспитательно-коррекционной работы:

        - Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.

        - Развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций.

        - Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.

    Задачи воспитательно-коррекционной работы:

        В работе с детьми:

        - диагностика и коррекция познавательной сферы;

        - Дъдиагностика и коррекция личностных особенностей ребёнка;

        - коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной сферы;

        - включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

        - организация успеха ребёнка;

        - формирование навыков общения;

        В работе с родителями:

        -повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

        - активное включение родителей в воспитательный процесс;

        - помощь родителям в воспитании ребёнка;

        - контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение его безнадзорности;

        - оптимизация процесса общения в семье;

        - восстановление потенциала семьи;

         Организация учебно-воспитательной работы в обычных общеобразовательных классах для детей с ЗПР осуществляется по основным направлениям:

        - управленческая деятельность;

        - психолого-логопедическое сопровождение;

        - медицинское сопровождение;

        - социальная адаптация;

        - работа с родителями.

       Семья –это первый институт взаимодействия человека с обществом. Она с раннего детства направляет его сознание ,волю и чувства. От того ,какое место занимает в ней ребёнок с ОВЗ, так складывается  его жизненный опыт , элементарные знания и представления об окружающем мире ,умения и навыки взаимодействия с обществом .Поэтому важно , чтобы семья положительно влияла на его социальное развитие , а родители понимали важность правильного воспитания ребёнка. Исходя из этого , главная задача семейной социализации состоит в том , чтобы развить у ребёнка способности совместной ,коллективной деятельности и подготовить ребёнка с ОВЗ к будущей жизни в различных группах и коллективах .

     Поэтому , в контексте инклюзивного образования важную роль играют взаимоотношения  между семьёй и образовательным учреждением .Научно-методическая ,экспериментальная ,просветительская деятельность ОУ способствует решению задач, связанных с качеством  и доступностью непрерывного образования детей с ОВЗ.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

    Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

    Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам.

    Небольшая исследовательская работа по теме "Взаимодействие учебных групп как условие единства образовательного пространства в гимназии при обучении иностранным языкам"...

    Формирование внутренней позиции педагога в условиях организации современного образовательного пространства

    Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Социально-психологическая служба образовательного учр...

    ЭССЕ на тему: Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

    Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...