Профилактика суицида несовершеннолетних (методические рекомендации для педагогов)
методическая разработка на тему

Суицид – психологическое явление. Чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил совершить самоубийство. 

ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ «СУИЦИД»; ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СУИЦИДУ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД: ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ.

ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПРИЗНАКИ СУИЦИДЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; МИФЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКУ СУИЦИДОВ; ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ, ЕСЛИ ДЛЯ ПОДРОСТКА ХАРАКТЕРНО СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…

ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ ОТ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ

Хоть нам и не дано до конца понять мир

наших детей, мы, взрослые, не вправе

забывать о том, что отвечаем за этот хрупкий мир, существующий рядом с на-

ми и о том, сколь непомерно высокой мо-

жет оказаться цена нашей забывчивости, невнимательности и равнодушия.


        Суицид – психологическое явление. Чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Н.А. Бердяев подчеркивал, что самоубийцы – это люди с «ободранной кожей», т.е. попытка суицида – «крик о помощи», обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями, педагогами, сверстниками, самим собой. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Есть наивная вера в то, что после этого он снова заживет в мире и согласии с обидчиками.

        В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма, теряется всякий луч надежды. Если ему удастся выбраться из этого состояния, он спасен. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек не один на белом свете (который стал для него черным).

        Большинство людей, собирающихся совершить самоубийство, не хотят умирать, но каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 60-70 раз в день оканчиваются «успешно». Сейчас принято считать, что в среднем на одну «успешную» попытку приходится 30-40 попыток, не приведших к смерти.

        Попытку уйти из жизни делает каждый двадцатый подросток.

ПОНЯТИЕ «СУИЦИД»

        

        Одним из наиболее трагичных видов девиантного (отклоняющегося) поведения является суицид (самоубийство, от лат. sui – само, caadere – убивать – намеренное лишение себя жизини).

        Самоубийство – всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если последний знал об ожидавших его результатах.

        Общая цель всех суицидов – поиск решения. Суицид не является случайным действием, он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации, ответом на трудные вопросы.

        Общий стимул при суициде – невыносимая психическая (душевная) боль.

        Общий стрессор – фрустированные психологические потребности.

        Общая суицидальная эмоция – беспомощность, безнадежность.

        Общее состояние – одновременно пытается совершить самоубийство и вызывает о помощи.

        В наши дни суицидальное поведение на рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

        Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

        - собственно суицидальные действия;

        - суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

        Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

        Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и не обратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид – действия, завершенные летальным исходом.

        Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

        Суицидальные замыслы – это более активные форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения -  проявляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент – решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

         В зависимости от характера суицидальных попыток выделяют следующие типы суицидального поведения:

        1.  Истинное – характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни. Заранее выбирается место и время, чтобы никто не смог помешать.

        Данное суицидальное поведение не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит неожиданным. Такому суицидальному поведению предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние  и мысли об уходе из жизни. Другая особенность – размышление и переживание о смысле жизни.

        2. Аффективное – обусловлено необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением.

        Аффект – сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение – эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств.

        3. Демонстративно-шантажное – человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и предпринимает меры предосторожности, которые не всегда достаточны для сохранения его жизни.

        Суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание окружающих на его проблемы. А также может быть попыткой своеобразного шантажа. Смертельный исход является следствием роковой случайности.

        4. Скрытое (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, которое нацелено на риск, на игру со смертью (рискованная езда на автомобиле, занятие экстремальными видами спорта, добровольная поездка в «горячие» точки и т.д.)

        

ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

        Предеспозиционная фаза (пресуицид). Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

        Характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), эта активность не сопровождается суицидальным исполнительными действиями. По мере того как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Но мысль о самоубийстве блокируется механизмами защиты.

        У педагогов, родителей, психологов, писхотерапевтов еще сохраняется возможность оказать помощь суициденту, чтобы вывести его из тупика.

        Собственно суицидальная фаза. Фаза запускается в том случае, когда суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки. Фаза длится в плоть до покушения на свою жизнь.

        Происходит углубление дезадаптации. У человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства.

        На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, не эффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СУИЦИДУ

        Почему подростки пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы.

  1. Неблагополучные семьи. Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно.

              Способствовать самоубийству могут экономические трудности в семье, ранняя                       потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его         отсутствие или пассивная роль при властной деспотичной матери отягчает положение         подростка в семье.

              Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя,                                       экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение                           эмоциональной и социальной изоляции, чувства беспомощности и отчаяния. Они                  уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего. В одном исследовании,                  проведенными американскими психологами в 1993 году, было доказано, что                           существенным фактором, предопределяющим попытки совершения самоубийства, было         отсутствие поддержки со стороны семьи.

  1. Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения, освоение тендерных ролей. Потеря или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить стремление подростка к суицидному действию. Этот фактор особенно значим для детей с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сенситивностью и уязвимостью.

  1. Сексуальные проблемы, дополнительные другими факторами, могут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суициду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может привести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности подростка, которая характерна для детей из неблагополучных семей, или у эмоционально-лабильных подростков, лишенных поддержки дома, ощущающих эмоциональное отвержение родителей. Беременность девушки-подростка, импотенция, неудачный половой контакт, страх гомосексуализма («гомосексуальная паника») – все это может толкнуть подростка к суицидальному поведению.

              Сексуальные проблемы становятся более значимыми в пубертатном возрасте, тогда как для         предпубертата на передний план выступают семейные проблемы. Проблемы полового         созревания в возрасте 11-16 лет более всего отягощены суицидами у подростков,         выросших без отца при чрезмерной привязанности к матери.

  1. Депрессия. Одним из наиболее часто встречающих факторов, способствующих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потери объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потере интереса к жизни, отсутствии желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут проявляться психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса. Часто депрессия может носить скрытые формы: она маскируется повышенной активностью, вниманием к мелочам, а иногда социальными провокациями – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными половыми связями.

  1. Аддиктивное поведение. Риск самоубийств более высок среди молодых людей, употребляющих алкоголь или наркотики. Употребление алкоголя и наркотиков снижает способность контролировать импульсивное поведение, осознать последствия своих действий. Бывает, что смерть наступает от передозировки наркотиков и является непреднамеренной.

  1. Стресс. Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, институте, на работе, неудачи в отношениях с любимыми, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем. Это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации. Стрессовые ситуации, вызывающие острые аффективные реакции, провоцируют разные типы суицидального поведения.

  1. Незрелость личности и определенные черты характера. Для подростков, совершающих самоубийства, характерна незрелость личности и слабый контроль эмоциональных состояний. Склонные к самоубийству молодые люди отличались высокой импульсивностью, агрессивностью или недостаточным уровнем личной идентификации, необходимой для чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности. Некоторые подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Эти факторы обнаруживаются при анализе случаев «эпидемий самоубийств», случившихся в США и в нашей стране, когда несколько подростков совершают самоубийства вместе или друг за другом. Небольшие группы подростков даже объединяются и создают общества самоубийц.

  1. Межличностные отношения. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами межличностных отношений. В этих случаях обида на партнера, товарища переносится на самого себя. Внешняя агрессия, направленная на противника, обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другую почувствовать вину.

Информация_______________________________________________________________

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей:

  • «Дать понять человеку, в каком ты отчаянии» - около 40% случаев;
  • «Заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался» - около 30%случаев;
  • «Показать как ты любишь другого» и «Выяснить, любит ли действительно тебя другой» - 20%;
  • «Повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» - 25%;
  • 18% случаев – «Призыв о помощи от другого».

        

        Некоторые особенности характера также обусловливают склонность к самоубийству. Эти подростки особенно чувствительные, тонкие, с чувством ответственности за свои поступки, ранимые, берущие вину за происходящее на себя, зависимые от мнения окружающих, отличающийся низкой самооценкой, неуверенные в себе, в своих возможностях. Жизненные проблемы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

        Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидной готовности.

        Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связанно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Самоубийство редко встречается у детей младше 13 лет. Это объясняется тем, что дети этого возраста еще очень зависимы от близких взрослых и у них только начинается процесс внутренней идентификации, поэтому мысль, что можно совершить враждебные агрессивные действия по отношению к себе самому, не приходит им в голову. С возрастом число самоубийств увеличивается. С 14-15 – летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

        Мотивы которыми дети объясняют свое поведение, являются несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

        Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, неудачи и потеря интереса к учебе, чувство неполноценности и отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутое беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

        Несколько иная картина суицидального поведения в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе – шантажа.

        В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

        В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Железновой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном – «сексуальные» и «любовные».

        Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению, относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения СМИ в 1999 году о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки Интернэшнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

        После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек, и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые  люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

        

СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ

АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ

        Знание особенностей разных типов характера позволяет прогнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность суицидов. Разные типы акцентуированных характеров также проявляют склонность к разным формам суицидального поведения.

        Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суицидальному поведению совершенно не характерна. Подростки этого типа не наносят себе ни физический, ни социально-психологический ущерб. Они скорее могут подвергнутся разрушительным воздействиям или саморазрушению вследствие тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям. Суицидные попытки или намерения им не свойственны, зато характерно аддиктивное поведение. Гипертимы пробуют на себе действие разнообразных дурманящих веществ, причем они избегают стадии привыкания, поскольку часто меняют свой выбор.

        У циклоидов  возможность суицида зависит от фазы. В гипертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимного типа. Однако в субдепрессивной фазе для цеклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидные попытки соврешаются обычно в стрессовой ситуации на высоте  аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли о собственной неполноценности, непригодности, безволии. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанно идет к суициду.

        Эмоционально-лабильные подростки склоны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Риск, приключения мало привлекательны для подростков этого типа. Они ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например, родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам. Это – крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

        Уязвимым звеном в характере сенситивного типа  является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зависят от окружающих, нуждаются в их добром отношении, поддержке и оценке. Недоброжелательность окружения, несправедливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения легко приводят к развитию реактивной депрессии. Сенситивные подростки не делятся своими переживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможности и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намерения, которые реализуются неожиданно для всех.

        Психастеническая акцентуация вообще не предрасположена к суицидам. Страх и нерешительность этих подростков исключают вероятность самоуничтожения.

        Шизоидные подростки не склоны к суицидному поведению, к нанесению себе физического ущерба. Для них в некоторой степени привлекательно аддиктивное поведение, которое облегчает неформальные контакты со сверстниками.

        Эпилептоидный тип акцентуации предопределяет риск самоубийства. Истинные суициды встречаются у эпилептоидных психопатов. При акцентуациях характерна демонстративная форма суицидального поведения. Мотивом служит желание причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь своих целей. Но демонстративные по форме намерения при сильной аффектации эпилептоидов могут стать неконтролируемым и обернуться трагически. Аффективные реакции эпилептоидов чаще всего агрессивны, если подросток остается в одиночестве, в безвыходной ситуации, то агрессия может быть направлена на себя. Характерны порезы, самоповреждения горящим предметами как проявление мазохистических тенденций эпилептоидов.

        Главной чертой истероидного характера является демонстративность, что обуславливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа акцентуаций. Подросток стремится произвести наибольшее впечатление на окружающих, разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе внимание, добиться желаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая. Желание выделится  приводит к неверному расчету усилий или последствий поступка.

        При неустойчивом типе акцентуаций характерными являются слабость волевой сферы в организации поведения и гедонистическая направленность подростка. Риск суицида отсутствует из-за невозможности нанести себе физические повреждения. Представители этого типа скорее составляют группу риска развития алкоголизма, наркомании, токсикомании, вовлечения в асоциальные группы, но не суицидального поведения.

        Таким образом, понимание дифференциальных основ личности подростка позволяет предсказать возможное поведение подростка, его склонность к суицидальному поведению, предотвратить писхогенные факторы, способствующие трагическому исходу.

ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

        Причины суицидального поведения многообразны, но во всех случаях помощь подростку необходима. Работа по изучению склонности к суициду и по предупреждению суицидального действия подростка начинается с углубленной диагностики суицидента и его окружения.

  1. Анализ общей картины суицидального поведения подростка:
  • Предыстория развития конфликта в динамике;
  • Особенности протекания до и после суицидальных периодов;
  • Выявление и анализ причин и условий суицидального действия:

                а) мнение каждого из членов семьи;

                б) мнение суицидента.

Чтобы правильно понять суицидальное поведение подростков, необходимо в каждом конкретном случае получить ответы на вопросы: какова причина совершаемого ребенком действия и какую цель он при этом преследует.

2. Определение цели, которую ставил перед собой подросток, совершая суицидальный поступок.

        Диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемой смерти.

        Например, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:

  • К числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери;
  • К разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было продемонстрировать  окружающим намерение умереть;
  • К самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием испытывать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери;
  • К несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».
  1. Установка взаимосвязи между причиной и целью суицидального действия подростка.
  2. Изучение особенностей эмоционального психического состояния подростков в течении всего суицидального действия с помощью метода наблюдения и диагностических методик.
  3. Попытки самоубийства в большинстве случаев можно прогнозировать и предупредить. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест в другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хулиганство, напиться). Испробовав варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство говорили об этом окружающим до совершения попытки. Если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, то ее можно предотвратить. Иногда предвестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких подростка.
  4. Провести диагностику внутрисемейных взаимодействий, направленную на установление признаков нарушения семейного общения, определения социально-психологических факторов, дезадаптирующих ребенка и членов его семьи.
  5. Изучить стиль педагогического общения (системы отношений ученик – учитель – родитель), наличие и характер конфликтных ситуаций.

ПРИЗНАКИ СУИЦИДЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Словесные признаки

Поведенческие признаки

Ситуативные признаки

- прямые, явные высказывания о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше»;

- косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе не придется больше обо мне волноваться», «Я никому не нужен», «Всем будет лучше без меня»;

- жалобы на жизнь, никчемность и ненужность: «Мне все надоело», «Они пожалеют когда я уйду»;

- шутки на тему самоубийства;

- нездоровая заинтересованность вопросами смерти;

- размышления на тему могут приобрести художественное оформление (стихи, музыка, рисунки, иллюстрирующие депрессивное настроение);

- жалобы на физическое недомогание;

- записки об уходе из жизни;

- многозначительные прощания с другими людьми.

- печаль, подавленность, тревога, плач;

- потеря интереса к жизни;

- беспокойство, раздражительность, угрюмость;

- отсутствие мотивации к решению жизненных задач;

- замкнутость;

- фиксация внимания на примерах самоубийства;

- Нарушение межличностных отношений (сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению);

- утрата интереса к окружающему (до отрешения);

- то внезапная эйфория, то приступы отчаяния;

- потеря или повышение аппетита, проблемы со сном;

- снижение двигательной активности у подвижных и общительных;

- возбужденное поведение и повышенная активность у малоподвижных и молчаливых;

- перепады настроения;

- необычное невнимание ко внешнему виду;

- потеря интереса к любимым занятиям;

- нарушение внимания;

- перемены в школьных привычках (пропуски занятий в школе, невыполнение домашнего задания, избегание общения с одноклассниками);

- высокий уровень притязаний (высокая критичность к себе и своим поступкам).

- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств для самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих жидкостей и т.п.);

- внезапное проявление несвойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости, раздача личных вещей, и т.п.);

- окончательное приведение в порядок дел; примирение с давними врагами;

- отказ от совместных дел;

- излишний риск в поступках;

- приобщение или сильное употребление алкоголя, наркотиков;

- отсутствие планов на будущее;

- социальная изолированность (нет друзей);

- нестабильное окружение (серьезный кризис в семье);

- ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального).

МИФЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКУ СУИЦИДОВ

        Профилактику самоубийств необходимо начать с развенчивания «мифов», объясняющих действия суицидентов.

Миф

Факт

Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми.

Большинство из самоубийц – практически здоровые люди, попавшие в острую психотравмирующую ситуацию.

Самоубийство предотвратить невозможно, тот, кто решился, рано или поздно это сделает.

Потребность суицидента а душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятным определяет возможность оказания помощи.

Если человек открыто сообщает о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

Из 10 человек, покончивших жизнь, 8 вполне определенно сообщали о своих намерениях.

Если загрузить человека работой (учебой), то ему некогда будет думать о самоубийстве.

Чрезмерные нагрузки могут привести к истощению организма и еще больше повлиять на вероятность суицидальной попытки.

Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

«Заглянуть а душу» очень сложно, но такие возможности имеются.

Существует некий психологический тип людей, «склонных к совершению самоубийства».

Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Реальность суицидного намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее оценки личностью, как непереносимой.

Не существует признаков, указывающих на то, что человек решился на самоубийство.

Самоубийству предшествует необычное для данного человека поведение. Необходимо знать действия и высказывания, которые служат сигналом о готовности к суициду.

Решение о самоубийстве приходит внезапно без предварительной подготовки.

Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев в зависимости от длительности психотравматизации.

Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла.

Большинство самоубийств происходит в течении примерно трех месяцев после начала «улучшения», когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств в жизнь.

Если человек совершил попытку самоубийства, то он никогда этого не повторит снова.

Риск повторного суицида наиболее высок в первые месяцы после неудачной попытки.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

        Цели: выявление суицидальных намерений; определение стрессогенных проблем, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

        Условия проведения: групповая или индивидуальная форма проведения (с пятого класса).

        Для того чтобы не акцентировать внимание подростка на тесте, позволяющем оценивать суицидальные намерения, ему предлагается в виде игры или теста на определение интеллекта соотнести воспринимаемые на слух выражения с соответствующей колонкой таблицы. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания необходимо отводить 5-7 секунд. Если услышанное выражение подросток не может отнести к какой-либо теме, он его пропускает.

        Экспериментальный материал: бланк для ответа и бланк с высказываниями (представлены в рубрике «Наша анкета» под названием «Анкета для подростка»).

        Обработка результатов. После заполнения бланка подсчитайте количество отметок в каждой колонке и получите ответ в соответствующей интерпретационной таблице показателей.

Таблица 1

Мальчики, 5-7 класс

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

13-15

Более 15

Несчастная любовь

10-12

Более 12

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

12-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-14

Более 14

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

Таблица 2

Девочки, 5-7 класс

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

12-14

Более 14

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

Таблица 3

Мальчики, 8-9 класс

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

Таблица 4

Девочки, 8-9 класс

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

15-16

Более 16

Таблица 5

Мальчики, 10-11 класс

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов.

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

19-23

Более 23

Таблица 6

Девочки 10-11 класс

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов.

Алкоголь, наркотики

9

Более 9

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

12-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

22-25

Более 25

        Наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.

        Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок. При этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТА

Поставьте «+» в графу с темой высказывания

Алкоголь, наркотики

Несчастная любовь

Противоправные действия

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные неурядицы

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

Отношения с окружающими


ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

ЧТО ДЕЛАТЬ?

        ПРЕЖДЕ ВСЕГО внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.

В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

        Относитесь серьезно ко всем угрозам. Разговоров на тему самоубийства может и не быть. Любой признак возможной опасности вас должен насторожить. Внимательно относитесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Подростки могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находится в глубокой депрессии. Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях. Возможность совершения самоубийства вызывает эмоциональный стресс, поэтому вам надо избавиться от собственных тревог и получить поддержку специалиста. Пусть он решает, насколько реальны ваши опасения.

        Постарайтесь определить, насколько серьезны намерения и чувства подростка и есть ли у него план действий. Конкретный план (в отличие от неопределенного, расплывчатого) – знак реальной опасности.

Совладающие стратегии  - разнообразные тщательно запланированные виды деятельности (общение с друзьями, посещение кружков и секций, разговор по телефону, хождение по магазинам и др.), отвлекающие от стрессовой ситуации, но не являющиеся прямым решением проблемы.

        Не бойтесь прямо спросить, не думает ли подросток о самоубийстве. Опыт показывает что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

        Дайте знать подростку, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

        Пригласите психотерапевта, который может вывести подростка из кризисного состояния. В терапевтическом процессе лечения подростки с суицидальными тенденциями достигают осознания своих проблем и вырабатывают совладающие стратегии. Терапия помогает укрепить позитивное отношение к себе и веру в свои силы.

        Дайте подростку почувствовать, что вам не все равно. Слушайте с чувством искренности и понимания. Не отталкивайте его. Если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией, помните, что подросток с суицидными наклонностями редко обращается за помощью к профессионалам. Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, который может помочь.

        Ненавязчиво отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – не эффективное решение всех проблем. Убедите подростка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг. Не предлагайте упрощенных решений, типа «Все, что тебе сейчас необходимо – это хорошо выспаться, утром ты почувствуешь себя лучше». Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, «Конечно, твой классный руководитель поможет».

        Не оставляйте подростка без внимания. Если вам надо уйти, оставьте его на попечение взрослого.

        Вас не должны ввести в заблуждение утверждение о том, что кризис уже миновал. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям, поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже если после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

        Не избегайте и других возможных источников помощи – друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

        В преодоление кризисного состояния подростка большое значение имеет индивидуальная беседа.

        Следует принять во внимание следующее:

  • Для организации профилактической беседы с суицидентом лучше обратиться к нему «невзначай» с какой-либо несложной просьбой, чтобы был повод для встречи (нельзя приглашать на беседу через третьих лиц);
  • Важно, чтобы ни кто не прерывал разговор, сколько бы он не продлился;
  • В процессе беседы целесообразно не вести записи, не посматривать на часы, не выполнять какие либо «попутные дела»;

Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника с большим вниманием, не осуждая его, что  дает возможность ему выговориться без боязни быть прерванным.

  • Всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет;
  • В беседе с любым человеком важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
  • Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
  • Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения, расположившись напротив, но не через стол;
  • Дать возможность высказаться собеседнику, не перебивая его, и говорить только тогда, когда он перестанет говорить;
  • Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника достоинства;
  • Произносить только позитивно-конструктивные фразы:

Если вы слышите

Обязательно скажите

Не говорите

«Ненавижу школу, интернат…»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте… Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным…»

Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи, что происходит»

«Не говори глупостей, давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу знать»

«Кто может понять молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный поступок…»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится – значит, недостаточно постарался!»

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ, ЕСЛИ ДЛЯ ПОДРОСТКА ХАРАКТЕРНО СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…

…Попытаться выступить в роли судьи.

…Говорить «Посмотри на все, ради чего ты должен жить…»

…Оставлять опасные предметы (лекарства, колющие, режущие предметы и др.) там, где                         находится подросток, собирающийся покончить жизнь.

…Оставлять подростка, собирающегося покончить жизнь, одного.

…Спорить, стараться образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…»

…Наталкивать на мысль, говоря: «Пойди и сделай это…»

ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ ОТ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

  1. Сильная эмоциональная привязанность к близким. Хорошие отношения с родителями и сверстниками служат амортизаторами стресса. Значение защитных поддерживающих отношений в трудные периоды невозможно переоценить.
  2. Творческие планы, замыслы, определенная сфера компетентности и мастерства (в спорте, музыке, ремесле, учебе и т.п.), что обеспечивает основу для реальной уверенности в себе.
  3. Чувство долга, обязательность. Ответственность за других (членов команды, младших братьев и сестер и пр.) помогает подростку определить приоритеты и встретить жизненные испытания или кризисы, не впадая в уныние.
  4. Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения физических страданий или ущерба.
  5. Эстетические критерии мышления (нежелание выглядеть некрасиво даже после смерти).
  6. Морально-эстетические установки, религиозные предпочтения и мировоззренческие позиции, препятствующие суицидальному намерению.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ

        Теплая, радостная атмосфера в семье, в доме способствует комфортному состоянию ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.

  1. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть с его особенностями, достоинствами и недостатками, цените его неповторимость и индивидуальность.

Это не значит, что к ребенку не предъявляется никаких требований. Они предъявляются исходя из правильного понимания вами, дорогие родители, возникающей ситуации. Как правило, отрицательные свойства детского характера: непослушание, непринятие родителей являются результатом соответствующих взаимоотношений в семье.

  1. В ежедневном общении чаще повторяйте ребенку о том, что вы его любите, верите к его силы. Ни в коем случае нельзя говорить, что вы будете любить его, если он будет чистить зубы, убирать свои вещи или хорошо учиться.
  2. Сообщайте ребенку о своих чувствах и отрицательных эмоциях по отношению к той или иной ситуации в необидной форме (с опорой на взаимное уважение и доверие).

КАК ХОРОШО, ЧТО ТЫ У МЕНЯ ЕСТЬ!

  1. Помните, что ваш взгляд, каждое ваше слово, прикосновение, а иногда даже молчание – это сигналы, с помощью которых вы сообщаете ребенку не столько о себе, сколько о нем самом. Поэтому чаще используйте улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание.
  2. Как можно чаще употребляйте в семейном общении доброжелательные, приветливые, эмоциональные фразы («С тобой мне так легко…», «С тобой мне так спокойно…», «Ты меня всегда понимаешь…», «Я бы никогда не смог сделать это так хорошо, как ты…», «Мне хорошо, когда ты рядом», «Я рада тебя видеть, нам было очень скучно без тебя…», «Давай помечтаем с тобой», «Все у тебя получится…» и т.п.).
  3. Зная особенности своего ребенка, признайте и утвердите в нем чувство собственного «Я». Подчеркивайте его значимость («Я обратила   (а) внимание, что ты в последнее время справляешься с самыми трудными заданиями»).
  4. Хвалите ребенка за каждый  поступок, даже если он кажется незначительным. Искренне восхищайтесь им, поощряйте его инициативу и самостоятельность («Поделка, которую ты предложил сделать в подарок, оригинальна», «Ты удивительный ребенок» и пр.). Это укрепляет уверенность ребенка в своих действиях, формирует у него чувство самоуважения.
  5. Прислушивайтесь к советам ребенка, учитесь у него. Поддерживайте в нем чувство его самооценки и уникальности («Твое предложение очень кстати», «Какой (ая) ты молодей! Ты мне всегда во всем помогаешь», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты самый родной наш человек», и т.п.).
  6. Интересуйтесь жизнью своего ребенка и будьте соучастником всякой его деятельности. Помогайте ему выдвигать ближние и дальние цели своей жизни. Будьте в курсе всего, что с ним происходит, но не старайтесь управлять его жизнью. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется сам. Объединяйтесь с ребенком для преодоления трудностей и разделяйте с ним ответственность за результаты, не забывая при этом подчеркивать его право на свободное развитие, на принятие решений.
  7. Предоставьте ребенку столько свободы, сколько считаете нужным. Не старайтесь опекать его по мелочам, давать советы и рекомендации по незначительным вопросам. Позволяйте ему чувствовать себя свободным, самостоятельным.
  8. Чаще создавайте дома ситуации для разговоров «по душам», чтобы ребенок мог спокойно рассказать о проблемах. Помните о том, что дети постоянно испытывают острую потребность в общении с вами, уважаемые родители, в вашей ласке. Родительская ласка и душевное тепло помогают устранить отчужденность.
  9. В сложной для ребенка ситуации не усугубляйте ее своими окриками («Ты, болван!», «Какая ты тупица!» и т.п.), нравоучениями, повелительным наклонением («Сделай!», «Убери!»). Авторитетный стиль общения приводит к нервным срывам и формированию отрицательных черт характера таких, как враждебность, агрессивность, нервозность, неуверенность. Лучше задайте себе вопросы: «Чем я могу помочь сейчас своему ребенку?», «Как я должен (должна) поступить, чтобы мой ребенок преодолел эту трудность?»
  10. Самый верный способ установить наилучшие отношения с ребенком – не винить во всем ребенка, а контролировать себя: свои поступки и свой гнев. Стремитесь к достижению психологической уравновешенности. Спокойствие родителей – залог уравновешенности ребенка.
  11. Не опускайтесь до общения с ребенком по «конфликтному сценарию» и не употребляйте «запрещенные» фразы типа: «Отстань от меня…», «Ну что ты за человек…», «Ты как всегда…», «Я тысячу раз тебе говорила, что…», «Ты можешь хоть раз (помолчать, вовремя прийти)…», «Терпеть не могу, когда ты…», «Вместо того, чтобы…, ты бы лучше…».
  12. При возникновении конфликтной ситуации постарайтесь разрешить ее конструктивным способом, когда выигрываете и вы, и ребенок (в отличие от не конструктивного, когда «выигрывает» кто-то один).

Конфликт разрешается поэтапно:

1 этап – внимательно выслушивайте ребенка. Уточните, что его затрудняет, что он хочет или не хочет («У тебя кружок, и ты не хочешь опаздывать…», «Ты считаешь, что я обратился к тебе очень резко, поэтому не хочешь мне помочь…»).

2 этап – рассмотрите различные предложения по вопросу разрешения конфликта («Как нам поступить?», «Что можно сделать в этой ситуации?»).

3 этап – выберите вместе с ребенком наиболее приемлемый способ разрешения конфликтной ситуации.

4 этап – проверьте эффективность принятия решения (Как у нас идут дела?», «Все ли получается?»)…

16. Будьте последовательными и справедливыми а отношениях с ребенком, не ставьте свои требования в зависимость от настроения. Предъявляйте ребенку четкие требования, разъясняйте их, терпеливо повторяйте их при необходимости.

17. Защищайте своего ребенка, его позицию, когда ущемляется его достоинство.

18. Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребенка, показывайте ему, что он дорог и важен для вас!

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает нас, взрослых, поразительно нетерпимыми, неспособными  без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, мы произносим порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Мы при этом не думаем, что безобразным своим криком, непониманием, равнодушием буквально толкаем ребенка на опасный для жизни поступок.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Вельчева М.В. социальный педагог ЗНВК «ОСНОВА» Особенности работы социального педагога по профилактике суицидальных тенденций проблемной личности» // http://www.myshared.ru/slide/105714/

  1. Чехонадских Л.Н. социальный педагог «Суицид. Возрастные аспекты суицидального поведения» // http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/lektsiya-dlya-roditeley-ostorozhno-suitsid

  1. Министерство Здравоохранения РСФСР Московский научно – исследовательский институт психиатрии МЗ РСФСР «Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации» // http://www.studmed.ru/view/abrumova-ag-tihonenko-va-diagnostika-suicidalnogo-povedeniya_2c4fd3f064f.html

  1. Ласый Е.В. «Теории суицидального поведения» //  http://www.belmapo.by/downloads/psihiatriy/2009/teorii_suic_povedenia.DOC.

  1. Роганов Сергей «Современный суицид: введение в проблематику» //  http://magazines.russ.ru/oz/2013/5/27r-pr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Урок психологии с элементами тренинга "Все в жизни можно исправить, пока ты жив!" (Профилактика суицида несовершеннолетних)

Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни. Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения. Развитие навыков взаимодейств...

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. (Методические рекомендации для педагогов.)

Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования  растет число ...

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. (Методические рекомендации для педагогов.)

Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а такж...

Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"

Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...