Из опыта работы. Помощь и поддержка ребенка в семье.
статья на тему

В статье из опыта работы социального педагога рассматривается семья, по  поддержке и помощи ребёнка и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                 Из опыта работы. Помощь и поддержка ребенка в семье.

                                                                                                                       «Дети должны жить в мире

                                                                                                                  красоты, игры, сказки, музыки,

                                                                                                                  рисунка, фантазии, творчества»

                                                                                                                                      В. А. Сухомлинский

       Главные принципы социального педагога в работе с семьёй – это взаимное уважение, понимание,  доверие, поддержка и помощь. К сожалению, бывает и так, когда ребенку необходима защита его прав и интересов в семье.                                                                                    

        Работа по защите прав и интересов ребёнка, по его сопровождению должна быть организована, спланирована и вестись сплоченно всеми специалистами – это длительная социальная и психологическая помощь ребёнку и семье.

Дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности. Им трудно учиться, они не организованы, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, у них проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Такие дети постоянно нуждается в помощи и поддержки, необходимо помогать и поддерживать его. Изучать личность ребёнка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к нему, никогда не обвинять ребенка, если вина не доказана;  проявлять уважение к его личности. Ребенок, который привык к замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих успехов и достижений

Работа социального педагога должна быть направлена на создание условий для самореализации личности ребёнка, его дальнейший социализации в обществе.

На примере хочу показать результат эффективной работы специалистов школьной службы сопровождения и межведомственного взаимодействия, в результате которой удалось сохранить семью и обеспечить непрерывность образования ребенка.

        Учащийся 7 класса был переведен в нашу школу из образовательного учреждения с углублённым изучением математики, в связи с неуспеваемостью по профилирующему предмету. По характеру мальчик тихий, замкнутый. Семья ребенка многодетная, неблагополучная; состоит на учете в органах внутренних дел и отделе опеки и попечительства местной администрации. Мать неоднократно предупреждалась о возможном лишении прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Отец находится в местах лишения свободы за совершение тяжкого преступления в отношении одного из членов семьи, что является трагедией для всех участников событий. Из-за произошедшего мать, молодая красивая женщина начала употреблять спиртные напитки. Бабушка так же алкоголизирована. В семье трое детей: старший – ученик нашей школы, среднему ребенку 8 лет, школу не посещает, младшей девочке 5 лет – не организована. После зачисления в контингент нашего учреждения, ребенок школу не посещал. В связи с этим, на совещании специалистов школьной службы сопровождения было принято решение о необходимости выхода в адрес к учащемуся. При посещении на дому: мальчика дома не было, мама на контакт выйти отказалась, беседовали с бабушкой, которая пояснила, что мальчик ходить в школу не будет. Пока шла беседа, мальчик вернулся с прогулки. Ребенок категорически отказался посещать школу, причину отказа объяснить не сумел. В результате беседы мальчик согласился прийти на занятия. В течение недели посещал школу, был на всех уроках, получал положительные оценки. Но потом вновь прекратил посещать образовательное учреждение. Специалистами школьной службы сопровождения было принято решение о повторном выходе в адрес. Все члены семьи были дома. Мать сначала отказывалась выходить на контакт с работниками школы, но затем постепенно включилась в беседу, выразила опасение в том, что ее могут лишить родительских прав, пояснила, что очень любит детей и заботится об их благополучии. На тот момент мама не работала, утверждала, что находится в очередном отпуске. Со слов бабушки, употребляла алкоголь.  В работе с мамой был применен прием «Взгляд со стороны». Социальный педагог подвела молодую красивую, но опустившуюся женщину к зеркалу и предложила ей взглянуть на себя со стороны. После этого состоялся трудный, но необходимый разговор в результате которого, женщина пришла к выводу, что губит и свою жизнь, и жизнь своих детей, приняла решение взять свою жизнь под контроль и попросила оказать ей помощь и поддержку. И началась долгая и кропотливая работа по возвращению семьи к нормальной жизни.  Школьный психолог и специалисты отдела опеки оказывали матери необходимую помощь и поддержку. Женщину трудоустроили, удалось добиться отказа от приема спиртных напитков, пройдено лечение у нарколога. Однако оставалась нерешенной проблема посещения старшим ребенком учебных занятий. Мальчик очень хотел учиться вместе со своим другом, который учился в Центре образования и работал в ООО «Новое поколение». Были проведены беседы с учащимся, в результате которых, ребенок принял решение закончить 7 классов в нашей школе и потом перейти в Центр Образования и продолжать обучение вместе со своим другом.

Среднего ребенка определили в 1 класс коррекционной школы по результатам обследования и согласно рекомендации ТМППК. Младшую девочку мама привела к нам в школу в 1 класс. Мама работает, не употребляет алкоголь, поддерживает отношения с мужем через переписку и очень благодарна сотрудникам школы, поддерживает постоянную связь с социальным педагогом. Нам удалось оказать помощь в реализации права детей на воспитание в родительской семье и защитить право ребенка на получение образования. Основным достижением нашей работы является то, что мать не лишена родительских прав и все дети в семье. Дети должны обязательно быть со своими родителями. Самое дорогое, что есть у ребенка – это мать и нельзя отрывать ребенка от матери.

Приведенный выше пример показывает, что в семье со временем все нормализовалось. Со стороны социального педагога и всех специалистов была проделана большая индивидуальная работа с семьей и детьми, которая дала результат и позволила  защитить права и интересы детей.  

Литература:.

Дементьева И.Ф. Российская семья – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”

Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и соз...

Описание опыта работы "Развитие системы поддержки талантливых детей"

В даннной работе рассказываю о своем опыте работы...

Психологическая помощь и поддержка ребенка при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ

Экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса.При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, ...