Формирование универсальных учебных действий через разнообразные виды деятельности: факультативный курс («школа правовых знаний»).
статья на тему

Михайлова Мария Владимировна

Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий через разнообразные виды деятельности: факультативный курс («школа правовых знаний»).

Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые является инвариантной основой воспитательного процесса. Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Цель проведения правовых уроков – познакомить учащихся с правами, которыми они обладают, с тем, где, когда и как эти права нарушаются, а также выработать у подростков чувство ответственности в связи с правами другого человека. Уроки в «Школе правовых знаний» проходят в форме бесед, лекций, а также в игровой форме.     

 «Школа правовых знаний» должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».  Именно поэтому остро встала  проблема самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений и компетенций, включая умение приспособиться к жизни после выпуска из детского дома. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Для успешного применения знаний, полученных при изучении факультативного курса «школа правовых знаний» в своей практической деятельности, прилагаю рассмотреть краткий анализ уроков.

  1. Личностные – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Формирование личностного самоопределения:

Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений.

  1. Регулятивные – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

Формирование регулятивных учебных действий

Цели и задачи:

  1. Обучающая – познакомить с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, изучить некоторые методы конструктивного решения семейных конфликтов;
  2. Воспитательная – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности.
  1. Познавательные – исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления;

Формирование познавательных универсальных учебных действий.

Цель: знакомство учащихся с российским законодательством.

  1. Коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения; действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность; действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Формирование коммуникативных действий на уроке.

Цель: формирование коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению, умение вести дискуссию.

Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на факультативном курсе «школа правовых знаний» способствует познавательной деятельности воспитанника, а так же  его адаптации  в обществе.