Воспитательное мероприятие "Правильный выбор"
план-конспект по теме

Ручьева Елена Николаевна

Знакомство воспитанников с основопологающими духовно-нравственными ценностями и доказательство их важности для выбора жизненной стратегии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна Космодемьянская, в недавнем прошлом ученица 10-го класса школы № 201 Октябрьского района Москвы. Летом 1941 года она работала контролером ОТК на заводе "Борец". Во время налетов фашистской авиации на Москву Зоя вместе с братом Александром несла вахту на крыше дома, где они жили. В октябре 1941-го Зоя пошла добровольцем в отряд разведчиков. Через несколько дней Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню. На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Они привели Зою в дом, где находился штаб полка, там гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет!" В плен к советским воинам попал унтер-офицер Карл Бейерлейн , присутствовавший при пытках Зои. В своих показаниях гитлеровский унтер написал: "Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство... Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего".

Слайд 2

ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ В свой смертный час отважная партизанка презрительным взглядом окинула фашистов, толпившихся у виселицы, и поднялась на ящики, поставленные под петлей. - Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи! - крикнула она, обращаясь к жителям деревни. - Это счастье - умереть за свой народ! Повернувшись в сторону немецких солдат, Зоя крикнула: - Вы меня сейчас повесите, но я не одна! Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами!.. Около месяца на деревенской площади висело тело юной партизанки. Зою похоронили за деревней, под березой, вьюга укрыла снегом могильный холмик. А вскоре советские солдаты выбили отсюда фашистов, и о подвиге Зои - комсомолки-москвички узнал весь мир. В мае 1942 года прах Зои был с воинскими почестями перенесен из Петрищево на Новодевичье кладбище в Москву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года З.А. Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В деревне Петрищево ныне открыт мемориальный музей Зои Космодемьянской. В экспозиции музея много подлинных вещей и документов Зои. Здесь собраны подарки от людей всех континентов Земли. Их прислали герои Вьетнама и Кубы, Анголы и Эфиопии, молодежные организации Болгарии и ГДР, Франции и Италии. Именем героини советского народа названы ныне корабли, школы, улицы и площади, планета в далеком космосе. Тысячи стихотворений и поэм, бронза памятников и мемориальных досок, книги воспоминаний, страницы школьных сочинений и солдатские клятвы посвящены подвигу Зои.

Слайд 3

АНТОНИНА МАКАРОВА В 1941 году , когда началась Великая Отечественная война, 19-летняя Антонина Макарова оказалась на фронте в качестве санитарки. Осенью того же года она оказалась в числе немногих, кто чудом выжил после разгрома своей части несколько дней скрывалась в лесу, но в конечном итоге была арестована немцами. Через некоторое время она и солдат Николай Федчук , улучив момент, сбежали из плена. Несколько месяцев они скитались вдвоём по округе, пытаясь выбраться из немецкого окружения. В январе 1942 года пара добралась до села Красный Колодец , где у Федчука жили жена и дети, и он, несмотря на просьбы Макаровой, расстался с последней. Макарова ещё какое-то время скиталась по деревням и сёлам, нигде не задерживаясь надолго, и в конечном итоге оказалась на территории новообразовавшейся Локотской республики, в селе Локоть , где её снова задержали немцы. В будущем, давая показания, Макарова заявила, что просто преследовала элементарные цели выжить и отогреться после долгих скитаний, а заодно очень боялась смерти.На свои страхи она списала и причину того, почему добровольно поступила на службу в локотскую вспомогательную полицию , где ей выдали пулемёт « Максим» для исполнения смертных приговоров, к которым были приговорены советские партизаны и члены их семей. По словам самой Макаровой, немцам явно не хотелось марать руки и они решили, что так будет даже лучше, если советских партизан казнит именно советская девушка. За согласие участвовать в расстрелах немцы поселили Макарову в комнате на местном конезаводе, где она хранила и сам пулемёт. На самой первой казни Макарова, хоть и держалась стойко, но никак не могла выстрелить, из-за чего немцы напоили её алкоголем. При следующих расстрелах алкоголь ей уже не понадобился. За расстрелы она получала деньги, а после расстрелов Макарова снимала с трупов понравившуюся ей одежду, мотивирую это тем, что « чего добру пропадать ». Часто она жаловалась на то, что на одеждах убитых остаются большие пятна крови и дыры от пуль. Очевидцы вспоминали, что часто по ночам Макарова приходила в местный конезавод, где немцы устроили тюрьму для приговорённых, и пристально рассматривала заключённых, словно заранее присматривала себе их вещи.

Слайд 4

АНТОНИНА МАКАРОВА В 1945 году Макарова, оказавшись в Кёнигсберге , достала фальшивое удостоверение медсестры и устроилась на работу в советский военный госпиталь. Со временем она познакомилась и вышла замуж за ветерана войны, жителя Белорусской ССР Виктора Гинзбурга, взяв его фамилию.Почти сорок лет было ей отпущено на ее вторую жизнь. Никто не знал о ее прошлом. В маленьком белорусском городке они с мужем работали на швейном предприятии, ходили на демонстрации, рожали детей. «Семья фронтовиков», — с уважением говорили о них. Парадный портрет постаревшей Тоньки-пулеметчицы долгое время висел на Доске почета. В доме она была главной. Муж ее очень любил. Она смогла забыть обо всем. И даже не могла бы найти на карте место такое — Локоть. Но слишком страшные были ее преступления. Нескольким людям удалось спастись, они проходили главными свидетелями по делу. И вот, когда их допрашивали, они говорили о том, что Тонька до сих пор приходит к ним в снах. Молодая, с пулеметом, смотрит пристально — и не отводит глаза. Они были убеждены, что девушка-палач жива, и просили обязательно ее найти, чтобы прекратить эти ночные кошмары. Поиски Макаровой растянулись на 30 лет, и лишь в 1978году Макарова была арестована. Муж Антонины, Виктор Гинзбург, ветеран войны и труда, после ее неожиданного ареста обещал нажаловаться в ООН. Ему не признавались, в чем обвиняют ту, с которой он прожил счастливо целую жизнь. Боялись, что он этого просто не переживет. Он закидывал жалобами организации, уверяя, что очень любит свою жену. И даже если она совершила какое-нибудь преступление — например, денежную растрату, — он все ей простит . Когда старику сказали правду, он поседел за одну ночь. И больше жалоб не писал. Опозорили меня на старости лет, - жаловалась она по вечерам, сидя в камере, своим тюремщицам. - Теперь после приговора придется из Лепеля уезжать, иначе каждый дурак станет в меня пальцем тыкать. Я думаю, что мне года три условно дадут. За что больше-то? Потом надо как-то заново жизнь устраивать. А сколько у вас в СИЗО зарплата, девчонки? Может, мне к вам устроиться - работа-то знакомая..." Тонька-пулеметчица была осуждена как военная преступница и приговорена к высшей мере наказания — смертной казни. 11 августа 1978 года приговор был приведён в исполнение.

Слайд 5

ЗИНА ТУСНОЛОБОВА Родившаяся в ноябре 1920 года на хуторе Шевцово близ белорусского города Полоцка девочка Зина и представить не могла, какие суровые испытания приготовит ей жизнь. Росла она в обычной крестьянской семье, обычная жизнь обычной советской девушки довоенного времени. После окончания школы Зина Туснолобова поступила на работу в трест « Ленинскуголь » на должность лаборанта-химика. Познакомилась с хорошим парнем — Иосифом Марченко . Их отношения развивались по законам того времени — скромные прогулки в парке, походы в кино. Весной 1941 года Иосиф и Зина решили пожениться. Но счастью пары помешала война. Иосиф ушёл на фронт в первые же дни. Не могла оставаться в стороне и Зина —комсомолка Туснолобова поступила на курсы медсестёр, после окончания которых была зачислена в действующую армию. Жаркие бои не давали времени на то, чтобы освоиться, осмотреться, привыкнуть. Как молодые хрупкие девчонки вытаскивали под пулями раненых здоровых мужиков, сейчас понять сложно. Но тогда существовало суровое слово «надо», заставлявшее делать то, что сделать, кажется, нельзя. В первых же боях санинструктор Туснолобова вынесла из-под огня 40 раненых бойцов, за что была награждена орденом Красной Звезды. На фронте Зина Туснолобова провела восемь месяцев, сумев спасти с поля боя 123 солдат и офицеров.В феврале 1943 года рота, в которой воевала санинструктор Туснолобова , сдерживала яростные атаки немцев в районе станции Горшечное. В какой-то момент был ранен командир роты, старший лейтенант Михаил Тимошенко . Под огнём противника Зина отправилась спасать командира. Но в этот момент ей перебило ноги. Несмотря на дикую боль, она добралась до старшего лейтенанта. Поздно, офицер умер. Тогда санинструктор попыталась вернуться назад, однако потеряла сознание. Зина очнулась во время очередной немецкой атаки. Она попыталась притвориться мёртвой, но один из фашистов заметил её движение. То ли пожалел пули, то ли решил, что забить раненую русскую до смерти приятнее. Немец стал избивать раненую медсестру ногами и прикладом. После очередного удара по голове Зина провалилась во тьму. Её нашли среди мёртвых ночью, случайно: возвращавшаяся с задания разведгруппа обнаружила, что медсестра ещё подаёт признаки жизни. Разведчики буквально вырезали ножами её вмёрзшее в снежный наст тело и вынесли к своим. Потом был госпиталь, где врачи отчаянно боролись за её жизнь. Они победили, но дорогой ценой — из-за гангрены Зине ампутировали руки и ноги.

Слайд 6

ЗИНА ТУСНОЛОБОВА Что должна почувствовать 23-летняя девушка, очнувшись и обнаружив, что у неё больше нет ни рук, ни ног? Это невозможно представить. Но в тыловом госпитале, куда направили Зину Туснолобову , соседи по палате удивлялись её стойкости — она не жаловалась на жизнь, не истерила , мужественно переносила нестерпимые боли, которые не оставляли её после восьми операций. Но никто не знает, что творилось у неё в душе. Однажды, позвав медсестру, она написала короткое письмо своему Иосифу: «Милый мой, дорогой Иосиф! Прости меня за такое письмо, но я не могу больше молчать. Я должна сообщить тебе только правду…Я пострадала на фронте. У меня нет рук и ног. Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай. Твоя Зина». Медсестра отказывалась отправлять письмо, но Зина настояла. Её любимый человек не должен всю жизнь провести с ней, беспомощной калекой. А лейтенант Иосиф Марченко к тому времени сходил с ума от беспокойства: почему Зина не пишет? Он гнал от себя страшные мысли, но вряд ли ему даже в кошмаре могло представиться то, что случилось на самом деле. Попробуйте на секунду представить себя на месте Иосифа, получившего письмо Зины. Что он пережил, каково ему было? Впрочем, представить это, пожалуй, тоже не получится. Но вскоре Зине пришёл ответ: «Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить. Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И у радости, и у горя —мы всегда будем вместе. Я твой прежний, твой Иосиф. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, до тебя, моя любимая, и заживём мы счастливо. Вчера твоим письмом поинтересовался один из моих друзей. Он сказал, что, судя по моему характеру, я должен с тобой отлично жить и в дальнейшем. Я думаю, он правильно определил. Вот и всё. Писать больше некогда. Скоро пойдём в атаку. Желаю быстрейшего выздоровления. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответ. Целую бесконечно. Крепко люблю тебя, твой Иосиф». На фото, сделанном в госпитале —измождённая, искалеченная девушка с необыкновенно светящимися глазами. Жажда жизни Зины Туснолобовой оказалась сильнее страданий, обрушившихся на неё. Над военным госпиталем в Свердловске шефствовал танковый завод. Люди выбивались из сил, собирая танки для фронта. От усталости люди буквально падали с ног. Кто-то ломался психологически —опаздывал, старался облегчить себе жизнь всеми правдами и неправдами. Как-то об этом узнала Зина. Она упросила комсомольцев с завода на носилках принести её в цех, чтобы сказать несколько слов рабочим: –Дорогие друзья! Мне двадцать три года. Я очень сожалею, что так мало успела сделать для своего народа, для Родины, для Победы. За восемь месяцев пребывания на фронте мне удалось вынести с поля боя 123 раненых солдат и офицеров. Сейчас я не могу воевать и не могу работать. У меня нет теперь ни рук, ни ног. Мне очень трудно, очень больно оставаться в стороне… Товарищи! Я вас очень, очень прошу: если можно, сделайте за меня хотя бы по одной заклёпке для танка! Танкостроители смотрели во все глаза на эту девушку, которая, лишившись рук и ног, продолжала мечтать о борьбе с врагом. К концу месяца рабочие выпустили сверх плана ещё пять танков, на каждом из которых было написано: «За Зину Туснолобову !».

Слайд 7

ЗИНА ТУСНОЛОБОВА Зину отправили лечиться дальше, в московский Институт протезирования, где девушке предстояло научиться жить с протезами. Но она внимательно следила за тем, что происходит на фронте. Что такое счастье? Зина, постепенно привыкавшая к искусственным рукам и ногам, жила надеждой на возвращение Иосифа. И однажды он пришёл, опираясь на палочку, получивший инвалидность после тяжёлого ранения, но живой. Отгремели залпы победных салютов, начиналась мирная жизнь. Война искалечила и Иосифа, и Зину, но не отняла у них стремления к счастью. Страну нужно было поднимать из руин, и сделать это было некому, кроме вчерашних победителей. Они стали жить и работать в родном для Зины Полоцке. Они посадили яблоневый сад, о котором мечтали до войны. Испытаний у Зины и Иосифа было предостаточно. У них родились двое сыновей, но оба умерли во младенчестве от инфекции. Но и здесь Зина заставила судьбу склониться перед собой. Спустя несколько лет у четы родился сын Владимир , а затем дочь Нина . Зина работала диктором на радио, занималась общественной работой, самостоятельно вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Не она просила помощи, а к ней приходили за помощью и советом —как справиться с бедой, как воспитывать детей, как создать счастливую семью. И Зина никому не отказывала в помощи. К ней приезжало много гостей —ветеранов войны, кто когда-то писал на своём оружии «За Зину Туснолобову ». Для этих людей она стала родным человеком, и они были счастливы, что жизнь повернулась к ней лицом. До 1970-х годов Зинаида Михайловна сама справлялась с хозяйством, сама собирала грибы. Но потом сказалось подорванное войной здоровье. Она умерла 20 мая 1980 года, не дожив несколько месяцев до своего 60-летия. Вскоре не стало и её любимого Иосифа. Но они успели увидеть, как выросли дети, как родилась внучка Юля . Потомки Зины и Иосифа живут и работают в Белоруссии. В городе Полоцке существует музей-квартира героини, её именем названы улицы в нескольких городах бывшего СССР. Герои не уходят в небытие, пока мы о них помним. Герои остаются рядом с нами, чтобы своим примером помочь нам в трудную минуту. Если вам кажется, что жизнь невыносима, что выхода из тупика нет, что справиться с бедой невозможно, вспомните о Зине Туснолобовой .

Слайд 8

( 23 мая 1977, село Чибирлей , Кузнецкий район Пензенской области — 23 мая 1996, близ села Бамут, Чечня) — рядовой Пограничных войск РФ. На войне вместе с группой сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь жестоким пыткам, по сообщению в газете «Правда», отказался от предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был зверски убит. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России». Родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик- технолог. В год с лишним Евгений был крещён, однако нательного креста не носил и лишь в 1988 (или 1989) году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Хотя мать Евгения отрицательно относилась к ношению сыном креста, он и не думал его снимать; лишь со временем переменил цепочку на толстую верёвочку. Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра. В городе Озёрске Калининградской области проходил учебное подразделение в воинской части учебной части № 2631 пограничных войск РФ (ныне расформирована). После учебного подразделения 25 июня 1995 года призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманёвренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 году) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу принял 10 июля 1995 года. 13 января 1996 года направлен в полугодовую командировку под командование Назрановского пограничного отряда (воинская часть № 2094), где, прослужив один месяц, попал в плен. Детство и юность Служба в армии. ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ

Слайд 9

Гибель 13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева , в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы. Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев . В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых . Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен . Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как\ считалось , дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе . Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре. Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Дмитрий Дудко, священник: Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за веру православную. Это подвиг редчайший ! С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой — вселяет бодрость. Константин Великий увидел крест и сказал: «Сим победиши ». Так и мы, видя то, что свершилось, говорим: « Только верой мы победим!» Потому что, если оглянуться вокруг, — ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй более трудное, чем советское, когда было безбожие . Безбожие вынести легче, развращение — труднее. Но он в развращенное время сохранил веру . Казалось бы, от него требовали немного — снять крестик. Всенародно отказаться от Христа. ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правильный выбор.

Слайд 2

«У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьёзности, неодинаковой по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?» Роберт Рождественский

Слайд 3

От чего зависит выбор, который мы делаем в жизни?

Слайд 4

Притча «Жизненные ценности». Задание: Что бы вы ответили внуку? «Тот, которого ты кормишь…»

Слайд 5

От уровня САМОсовершенствования человека зависит, каким будет его Завтра.

Слайд 6

Демокрит – древнегреческий философ: Бог . Демократия. Культура. Знания. Творчество. 3 . Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь . Отечество. Свобода. Труд . Здоровье. Природа . Почему именно эти ценности так важны ? ЦЕННОСТИ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ Э . Кант – немецкий философ: Бог . Свобода. Добро . Счастье.

Слайд 7

Каковы ваши жизненные ценности ТВОРЧЕСТВО СЕМЬЯ ПАТРИОТИЗМ МИЛОСЕРДИЕ ВЕРА ТРУД ЗДОРОВЬЕ ПРИРОДА

Слайд 8

1. Перед каким выбором поставлены люди в военные годы? 2. Какое приняли решение? 3. Верным ли было это решение? ЗОЯ ТОНЯ ЗИНА ЕВГЕНИЙ

Слайд 9

Ни Зоя , ни Евгений перед угрозой смерти не отступают. Они беззащитны перед врагами, но сильны духовно. Ни страх, ни наказания не могут заставить их изменить идеи добра. Несмотря ни на что они остаются свободными, так как отнять у них свободу мысли и духа невозможно. И идут на казнь за свои убеждения. ЗОЯ и ЕВГЕНИЙ

Слайд 10

ЗИНА Зина становится сильной духом, преодолевая трудности, является опорой другим людям, добро в ее жизни побеждает.

Слайд 11

ТОНЯ Тоня не имеет истинных ценностей. Не имеет твердости духа, проявляет слабость и поэтому побеждает в ее жизни зло.

Слайд 12

путеводной нитью в сложных жизненных ситуациях служит нашим героям служит вера: в Бога, в Спасение, в Счастье, в Добро. Человек не может жить без веры, без точки опоры. Вера в святыни дает человеку духовные качества. Он становится терпимее, имеет собственное достоинство. Не почитающие бога, В жестокий выросшие век, Мы понимаем понемногу, Что верой крепок человек .

Слайд 13

Есть бесценное богатство, которое нельзя купить за деньги, - богатство души милосердие, нежность, верность, сострадание, мудрость, бескорыстность, прощение, честность, добросердечие, чуткость, вежливость, ласка, любовь

Слайд 14

щедрость скромность смирение послушание терпимость снисходительность жертвенность наличие воли крепость духа бережливость мужество храбрость Положительные качества героизм порядочность честность совестливость достоинство верность простота уважение самоуважение вежливость учтивость культурность патриотизм чувство прекрасного

Слайд 15

УМНЫЙ человек тот, кто учится на своих ошибках, МУДРЫЙ тот, кто учится на ошибках других.

Слайд 16

Притча Пять простых правил для жизни, или притча про старого ослика Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил: 1. Освободи свое сердце от ненависти - прости. 2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4. Отдавай больше. 5. Ожидай меньше.

Слайд 17

Иоанн Златоуст о назначении человека: « Не для того Бог нас ввёл в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы всё делали для жизни будущей»

Слайд 18

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ АО «Северодвинский детский дом» Приложение к воспитательному мероприятию по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского дома «Правильный выбор» подготовила: воспитатель Ручьева Елена Николаевна г. Северодвинск 2014 г.

Слайд 2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 карточки с названиями ценностей разных сфер жизнедеятельности ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Здоровье Деньги Природа Труд Знание Любовь Творчество Семья Милосердие Религия Патриотизм Свобода

Слайд 3

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 см. Приложение к воспитательному мероприятию Примеры судеб людей военные годы Зоя Космодемьянская Тоня Макарова Зина Туснолобова Евгений Родионов

Слайд 4

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Изображения сундуков с сокровищами для духовного и материального обогащения, полоски бумаги с названиями богатств милосердие, нежность, верность, сострадание, мудрость, бескорыстность, прощение, честность, добросердечие, чуткость, вежливость, ласка, любовь ЗАДАНИЕ: Наклей полоски с названиями духовных богатств, допиши если знаешь еще названия духовный богатств ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО чуткость, милосердие,

Слайд 5

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Изображения сундуков с сокровищами для духовного и материального обогащения, материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы. ЗАДАНИЕ: Из разных картинок создай коллаж если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. МАТЕРИАЛЬНОЕ БОГАТСТВО

Слайд 6

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Контур руки

Слайд 7

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 ромашки для рефлексии с началом фраз сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… занятие дало мне для жизни… мне захотелось… сегодня я узнал …



Предварительный просмотр:

                                ГБОУ АО «Северодвинский детский дом»

                                  Конспект воспитательного мероприятия

                                  по духовно-нравственному воспитанию

                                  в разновозрастной группе детского дома

                                              «Правильный выбор»

                                                                                               

                                                                                          подготовила: воспитатель                                                                        

                                                                                          Ручьева Елена Николаевна

г. Северодвинск

 2014 г.

Тема: Правильный выбор.

Цель: доказать важность определения основополагающих духовно-нравственных ценностей для выбора жизненной стратегии.

Задачи:

  • формировать умение различать истинные и мнимые ценности;
  • побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
  • продолжать работу над обогащением словарного запаса детей, развивать диалоговую речь.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • презентация к занятию, отражающая ключевые моменты
  • приложения к занятию
  • учебник жизни «Домостой» (папка с файлами) или тетрадь
  • карточки с названиями ценностей разных сфер жизнедеятельности
  • ромашки для рефлексии с началом фраз
  • листы бумаги с изображением сундуков с сокровищами для духовного и материального обогащения, полоски бумаги с названиями богатств
  • листы бумаги для рисования руки
  • маркеры

План занятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Притча « Жизненные ценности».
  3. Беседа о ценностях, которые определили для себя философы разных времен.
  4. Упражнение «Мои ценности».
  5. Беседа:  « Жизненные ценности героя и предателя».
  6. Аппликация «Сундуки с сокровищами для материального и духовного обогащения».
  7. Игра «Волшебная рука».
  8. Притча. Пять простых правил для жизни, или притча про старого ослика.
  9. Заключительное слово.
  10. Ромашка для рефлексии.

Ход занятия:

  1. 1. Вступительное слово.

Воспитатель:

Наше беседу мы посвятим теме выбора (выбора жизненного пути, выбора жизненных  ценностей). (Слайд 1)

Воспитатель: Каждому человеку жизнь дает право на выбор.

Воспитанник: Роберт Рождественский писал: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьёзности, неодинаковой по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?» (Слайд 2)

Воспитатель: И действительно. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнём.

2. Притча « Жизненные ценности».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от чего зависит выбор, который мы делаем в жизни? (Слайд 3). Это зависит от нашего характера и мировоззрения, которые складываются благодаря воспитанию и самовоспитанию. Мировоззрение, основанное на нравственных, духовных принципах, помогает найти правильную дорогу в жизни, понять, что в жизни главное, а что второстепенное).

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию послушать притчу «Жизненные ценности»

Воспитанник: Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?»

Воспитатель: Что бы вы ответили внуку? На обсуждение даётся 2 минуты. Воспитанники озвучивают ответы

Воспитатель: СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь…» Что скажете? Как вы понимаете ответ старика?) (Слайд 4).

(Объясняют суть морали притчи, после того, как увидят правильный ответ).

Да, человек должен постоянно работать над собой. Ведь человек – это огромный бесконечный мир, который вряд ли возможно постичь, но к познанию тайны которого можно постоянно приближаться (Слайд 5). Многое в жизни человека зависит от того, какие  ценности в его жизни будут главными, приоритетными… Для одних людей наиболее важными являются материальные ценности: еда, одежда, жилье, машина, дача, деньги. Для других — только духовные ценности. Все зависит от уровня развития сознания человека. Теперь именно от уровня САМОсовершенствования человека зависит, каким будет его Завтра. Ведь какой «строитель», такое и «сооружение» он может создать!

3. Беседа о ценностях, которые определили для себя философы разных времен.

Воспитатель: Вот как определяли ценности философы разных времен

лайд 6).

1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.Творчество.

2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.

3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.

Воспитатель: А почему именно эти ценности так важны?

4. Упражнение «Мои ценности»

Для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию воспитанники заводят папку с файлами( тетрадь) — учебник жизни «Домострой». Воспитанники предупреждаются, что эту книгу терять не рекомендуется, необходимо сохранить ее для своих детей.

Воспитатель: А теперь среди 11 определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания. (Приложение 1 ) (Слайд № 7)

  • Здоровье
  • Природа
  • Труд
  • Знание
  • Любовь
  • Творчество
  • Семья
  • Милосердие
  • Религия
  • Патриотизм
  • Свобода

Воспитатель: Прокомментируйте.

Воспитатель: Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих ценностях, так как именно они делают нас людьми.

5. Беседа:  « Жизненные ценности героя и предателя»

  1. Воспитатель: Я предлагаю вспомнить  известные вам  судьбы Зои Космодемьянской, Евгения Родионова,  Зины Туснолобовой и Антонины Макаровой. (Приложение 2) Перед каким выбором они были поставлены? Какое приняли решение? На каких ценностях основывался их выбор? На эти вопросы вам предстоит ответить через 5 минут, я предлагаю вам обсудить их в своей группе (Каждая группа обсуждает выбор одного из героев) (Слайд 8).

ЗОЯ и ЕВГЕНИЙ

Выбор: жить или умереть, быть свободной  или подчиниться.
Решение:остаться при своём мнении, быть свободным и умереть.

Ценности Зои: Свобода, патриотизм, служение добру

Ценности Евгения: Свобода, православная вера, патриотизм, служение добру

Ни Зоя , ни Евгений перед угрозой смерти не отступают. Они беззащитны перед врагами, но сильны духовно. Ни страх, ни наказания не могут заставить их изменить идеи добра. Несмотря ни на что они остаются свободными, так как отнять у них свободу мысли и духа невозможно. И идут на казнь за свои убеждения (Слайд 9).

ЗИНА

Выбор: жить или умереть, быть свободной  или подчиниться

Решение: Свобода, патриотизм, любовь, милосердие, служение добру

Ценности: свобода, патриотизм, любовь, доброта, милосердие, терпение

Зина становится сильной духом, преодолевая трудности,  становится опорой другим людям, добро в ее жизни побеждает (Слайд 10).

ТОНЯ

Выбор: жить или умереть, быть свободной  или подчиниться

Решение: Жить, подчиняется обстоятельствам, ложь, служение злу

Ценности: деньги, удовольствия

Тоня не имеет истинных ценностей. Не имеет твердости духа, проявляет  слабость и поэтому зло в ее жизни побеждает (Слайд 11) .

Воспитатель: Как вы думаете, кто из этих людей делает верный выбор? (Зоя, Евгений, Зина)

Воспитатель: Почему? (их выбор никому не приносит горя и страдания. Они готовы полностью нести ответственность за свои действия, и никто не вправе упрекать их за свои решения. Люди, которые выбирают истинные ценности несмотря ни на что остаются свободными и служат добру. Важно отметить, что путеводной нитью в сложных жизненных ситуациях служит нашим героям служит вера: в Бога, в Спасение, в Счастье, в Добро. Человек не может жить без веры, без точки опоры. Вера в святыни дает человеку духовные качества. Он становится терпимее, имеет собственное достоинство (Слайд 12) .

Воспитанник:

Не почитающие бога,
В жестокий выросшие век,
Мы понимаем понемногу,
Что верой крепок человек.

6. Аппликация «Сундуки с сокровищами для материального и духовного обогащения ».

  1. Воспитатель: Есть бесценное богатство, которое нельзя купить за деньги, - богатство души. И есть богатство для тела человека — его можно купить, скопить. (Приложение 3)

(Воспитанники соглашаются или возражают . Доказывают свои мысли, им даются листочки с названиями богатств, они вклеивают в нарисованные сундуки с сокровищами для материального и духовного обогащения) (Приложение 3) (Слайд 13).  

7. Игра «Волшебная рука» (Приложение 4) (Слайд 14)

Воспитатель: Обвести на листе свою руку, вырезать и  написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе. Всё, что у вас написано на пальцах – это материал для вашей будущей жизни, а то , что на ладошке, то над чем вам необходимо работать, чтобы вы могли совершенствоваться.

Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Каждый из вас выберет свой путь самоопределения.

И все-таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить.
умным называют того человека, который учится на своих ошибках, а мудрым — того, кто учится на ошибках других
 (Слайд 15). Мудрость — замечательное качество!
8. Притча. Пять простых правил для жизни, или притча про старого ослика

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”

Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.

Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил: (Слайд 16).

1. Освободи свое сердце от ненависти - прости.
2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4. Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.

9. Заключительное слово.
Воспитатель: Хочется, чтобы вы выбор свой делали исходя из таких понятий, как доброта, любовь, честность, благородство. И тогда ваш выбор будет правильным! Не забывайте слова Иоанна Златоуста о назначении человека: «Не для того Бог нас ввёл в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы всё делали для жизни будущей» (Слайд 17).

10. Ромашка для рефлексии.
В конце занятия подводится его итог, идет обсуждение, что узнали и как работали. Воспитанникам  предлагается  из ромашки  выбрать начало фразы и закончить, дописав маркером на листке. (
Приложение 5) (Слайд 18).

Список использованной литературы

  1. Мельникова Т.А. Уроки нравственности на основе православного учения — М.: - Школьная пресса, 2009 («Духовно-нравственное воспитание — приложение к журналу «Духовно-нравственное воспитание»; Вып.2), (Основы православной культуры».)
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 с. - (Вместе с детьми)
  3. Классные часы. 8 класс/Авт.- сос. А.В. Давыдова. М.:ВАКО, 2014. - 288с. - (Учебный год).
  4. Классные часы. 7 класс/Авт.- сос. А.В. Давыдова. М.:ВАКО, 2014. - 288с. - (Учебный год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное воспитательное мероприятие "Твой профессиональный выбор"

Профориентационный классный час для учащихся 9 - 11 класс....

Программа воспитательной работы "Мой выбор"

Программа реализуется с 8-9 классах.В классную программу «Мой выбор», рассчитанную на 2 года,  входят а) целевые подпрограммы: «Я и мое здоровье». Цель: формирование внутренней мотивации к здоров...

Программа воспитательной работы "Это мой выбор" 8-9 класс

Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно.Р. КиплингМир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются не только социаль...

Воспитательный час: "Выбор профессии"

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека.Воспитательный час посвящен проблеме осознанного выбора профессии. Наша задача - помочь обучающимся найти востребованную специальнос...

Воспитательное мероприятие "Выбор профессии –это не просто"

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельност...

Проект По воспитательной работе "Выбор профессии"

выбор профессии является самым ответственным моментом для учащихся, так и для родителей....

Воспитательное занятие ««Выбор профессии – дело серьёзное»

Воспитательное занятие  ««Выбор профессии – дело серьёзное»...