"Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации"
презентация к уроку на тему

Забугина Марина Александровна

Помощь социальному педагогу при переходе и реализации воспитательного компонента ФГОС. (Из выступления Ирины Владимировны Вагнер, заместителя директора по научной работе Института семьи и воспитания РАО, доктора педагогических наук, профессора). В презентации раскрывается демократическая сущность нового воспитания, которая проявляется в педагогической поддержке растущего человека на всех этапах его взросления, в введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни. Рассматриваются концептуальные подходы  воспитания в новом общеобразовательном пространстве: аксиологический, возрастной, системно-деятельностный, развивающий и компетентностный, а также принципы - ориентации на идеал, следования нравственному примеру, идентификации, диалогического общения, ориентации на сознательное самоограничение, полисубъектности воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vospitatelnyy_komponent_fgos.ppt657.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации Подготовлено: социальным педагогом МБОУ СОШ №3 с.Шедок М.А Забугиной

Слайд 2

Впервые в истории отечественного образования в Федеральный государственный стандарт общего образования включён воспитательный компонент. Воспитание подрастающих поколений, создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления детей и молодёжи, самореализации личности в социальном творчестве — это одна из ведущих, неоспоримых, имеющих глубокие культурные корни ценностей российского общества.

Слайд 3

Воспитание детей и молодёжи — задача государственной важности, - Воспитание - Забота о подрастающем поколении являются в России той национальной идеей, которая на протяжении веков способствовала единению российского народа, объединяла разные политические группы, социальные слои общества, и сегодня она должна привести к консолидации усилий разных социальных институтов в создании единого воспитательного пространства в масштабах страны. которая нашла отражение в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Слайд 4

Воспитание — это тот масштабный социокультурный процесс, которым обусловлено качество человеческих ресурсов страны, воспроизводство культуры, её будущее. Воспитание — это обеспечение государственной безопасности и эффективной реализации национальной стратегии социально-экономического развития. Примерные программы воспитания и социализации предлагают комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для формирования воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося.

Слайд 5

Это — базовый компонент для социально-педагогического проектирования воспитательного процесса, развития инновационной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса, формирования пространства самореализации личности с учётом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.

Слайд 6

Демократическая сущность нового воспитания заключается в следующем: — предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования; — создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности; — подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей; — стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов.

Слайд 7

Предоставление свободы должно сочетаться с воспитанием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше у них чувство ответственности, тем более широкими должны быть возможности выбора. Подготовка ребёнка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если: ему есть из чего выбирать; если учреждение образования обеспечивает пространство для его самостоятельного выбора форм и видов деятельности; если предоставляет образцы успешной самореализации; и для каждого ребёнка создаёт ситуацию успеха; если каждому подростку оказана поддержка в проектировании личностного роста, если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу; а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных проблем современного социума.

Слайд 8

Демократическая сущность нового воспитания заключается в следующем: — предоставление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования; — создание условий для самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности; — подготовка школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей; — стимулирование его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов.

Слайд 9

Предметом проектирования и программирования не должна быть личность. В качестве предмета проектирования выступает : содержание воспитания, модели его реализации, условия духовно-нравственного и гражданского становления личности, социализации.

Слайд 10

Воспитание в системе образования должно обеспечить ориентацию подростков на: ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты; гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у подростков готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, в пользу таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.

Слайд 11

Концептуальные принципы и подходы ФГОС: Подходы: Аксиологический Возрастной Системно-деятельностный Развивающий Компетентностный Принципы: ориентации на идеал следования нравственному примеру идентификации диалогического общения ориентации на сознательное самоограничение полисубъектности воспитания.

Слайд 12

Характер воспитательного процесса предполагает: • определяющее значение гуманистической парадигмы воспитания в разработке целей, содержания, методов воспитания; направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности как достижение гармонии во внутреннем духовном мире и с окружающим миром; направленность воспитательного процесса на подготовку учащихся основной школы к жизненному самоопределению, формирование у них гражданской позиции, базирующейся на системе гуманистических ценностей; • приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, общенациональным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечение событийности воспитательного процесса; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; • целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями, историей и культурой Родины; • субъект-субъектные отношения участников воспитательного процесса, основанные на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания; совместную коллективную творческую деятельность детей и взрослых, ориентированную на идеалы высоконравственной, гармонично раз­ витой личности;

Слайд 13

• целенаправленное формирование пространства самореализации подростка для осуществления им самостоятельного выбора форм и видов деятельности, реализации его субъектной позиции, обеспечивающих эффективность подготовки его к жизненному самоопределению; предоставление подростку образцов высокой нравственности, гражданственности, культуры, успешной самореализации в социальном творчестве; • обеспечение каждого подростка психолого-педагогической поддержкой в проектировании личностного роста, индивидуального маршрута, свободы самоопределения, достижения им ситуации успеха, содействие его самовоспитанию; уважение к индивидуальности ребёнка, его субъективной картине мира, признание индивидуальности каждой личности, особенностей пути её развития и, следовательно, индивидуально особенных результатов развития каждого ребёнка; • реализацию в качестве ведущих принципов программирования воспитательного процесса таких идей: целенаправленности, целостности, учёта основных жизненных задач возраста; ориентации воспитания на нравственную активность подростка, его включён­ ность в разнообразную деятельность; созидательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; нормативно-правового соответствия, ресурсной обеспеченности, планирования по результатам, контролируемости выполнения планов; • реализацию принципа социального партнёрства, который обусловливает открытый характер воспитательной системы; расширение социального, межкультурного, межведомственного взаимодействия и сотрудничества в постановке и решении воспитательных задач; создание социально-открытого уклада школьной жизни.

Слайд 14

Содержание воспитания будет отражать тот социокультурный опыт ребёнка , приобретение которого состоится в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром. — опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора; — опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности; — опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой); — опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (активного участника, организатора, консультанта и др.); — опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности; — опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки. сверяемой с оценками взрослых и сверстников; — опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми; — эмоционально-чувственный опыт; — опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности; — опыт общения и ролевого взаимодействия; — опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа её результатов.

Слайд 15

Проектирование содержания воспитания представляет собой непрерывный процесс, органично взаимосвязанный с реализацией программы. Принцип непрерывности проектирования воспитательного процесса отражает диалектику его развития — взаимосвязь действий целеполагания и достижения результатов.

Слайд 16

Спасибо за внимание! Здоровья Вам и успехов в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

В Красноярске пройдет научно-практическая конференция по вопросам реализации и развития федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Дата и время: 23 ноября, с 10 до 16 часов.Место: Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации...

В Красноярске обсудили вопросы реализации и развития федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

23 ноября в Красноярске состоялась научно-практическая конференция, на которой рассматривались вопросы реализации и развития детализированных требований федеральных государственных образовательных ста...

Программа инновационного развития "Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов"

Программа инновационного развития "Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов". Основная цель данной п...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...