Социально-педагогическая работа с проблемной многодетной семьей
опыты и эксперименты на тему

Агафонова Валентина Александровна

В данной работе раскрывается тема социально-педагогической работы с неблагополучной многодетной семьей со ссылками на нормативно-правовые документы по работе с многодетной семьей. Межличностные отношения между подростками и родителями. А также личный опыт социального педагога по работе с неблагополучной многодетной семьей. Перечень документов, которые входят в наблюдательное дело неблагополучной многодетгой семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Социально-педагогическая работа с проблемной многодетной семьей.

Содержание

 1.     Введение

 2.     Социально-педагогическая работа с многодетной семьей.

 3. Практический опыт социально-педагогической работы с многодетной семьей.

4.      Заключение

5.      Список использованной литературы.

1. Введение

 Актуальность эҭой темы состоит в том, что многодетная семья  не всегда может найти сама выход из сложных жизненных ситуаций.  В этом случае семье может понадобиться помощь со стороны различных социальных служб.

        В современном мире необходимо оказание социальной и психолого-педагогической поддержки семье т.к. любое общество, независимо от его социально-экономического и политического устройства, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения. А  как известно, семье принадлежит ведущая роль в осуществлении этих функций. Семья – важнейший феномен, сопровождающий ребенка в течение всей его жизни. 

В Конвенции о правах ребенка прописано, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества» [1]. Таким образом, семье необходима поддержка, особенно нуждаются в ней многодетные семьи, имеющие более низкий, по сравнению с другими, материальный достаток, испытывающие затруднения в воспитании детей разного возраста. Межличностные отношения между подростком и родителями, подростком и другими детьми в многодетной семье могут драматизировать ситуацию.

Цель исследования – изучение проблемы многодетной семьи, направлений социально-педагогической работы с данной категорией семей, а также выделение путей совершенствования социально-педагогической работы с семьями, относящихся к категории неблагополучной.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоҏетический анализ совҏеменного состояния проблемы многодетной семьи.
  2. Изучить особенности организации социальной работы с неблагополучными многодетными семьями.
  3. Рассмотреть проблему неблагополучной многодетной семьи с низкой педагогической культурой родителей как фактор дисгармоничных взаимоотношений с подростком в семье;
  4. Определить пути совершенствования социально-педагогической работы с неблагополучной многодетной семьёй.

Объект исследования – педагогически неблагополучная многодетная семья.

Предмет исследования - направления социально-педагогической  работы с неблагополучной многодетной семьей.

  1.  Социально-педагогическая работа с многодетной семьей.

Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за  воссоздание определенного образа его жизни.

Наиболее распространено среди исследователей определение семьи, данное А.Г.Харчевым:

«Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными, или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [2, 15.].

Многодетная семья – это семья, имеющая в своем составе трех и более детей.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: семьи, многодетность которых запланирована; семьи, образовавшиеся в результате второго и последующего браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети; неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, социального образа жизни.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей, дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку. [3, 36-42].

Правовой основой для оказания социальной поддержки многодетным семьям является:

Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». На его основе разработаны постановления и распоряжения областных и городских органов власти. Получила президентский статус Федеральная программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в РФ.[4]

      Закон Саратовской области от 1 августа 2005 года N 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в саратовской области»[5]

 (в ред. Законов Саратовской области от 29.03.2006 N 32-ЗСО, от 08.12.2006 N 133-ЗСО, от 30.03.2007 N 40-ЗСО, от 02.08.2007 N 149-ЗСО, от 25.02.2009 N 19-ЗСО, от 26.11.2009 N 177-ЗСО, от 01.06.2010 N 87-ЗСО, от 25.03.2011 N 20-ЗСО, от 03.08.2011 N 90-ЗСО, с изм., внесенными Законами Саратовской области от 03.12.2009 N 196-ЗСО, от 26.11.2010 N 209-ЗСО, от 12.12.2011 N 202-ЗСО)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и в целях создания условий для полноценного и достойного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях, улучшения демографической ситуации в Саратовской области устанавливает меры социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Саратовской области.

       Семья – важнейший посредник между личностью и обществом. В социальной педагогике семья рассматривается как значимая структура, обеспечивающая полноценные процессы включения ребенка в значимые для него социальные виды отношений. В социально-педагогической деятельности выделяют следующие типы семей, различающихся по уровню социальной адаптации:

  • Благополучные семьи
  •  Семьи группы риска
  •  Неблагополучные семьи
  •  Асоциальные семьи
  • Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья это важнейший институт социализации подрастающих поколений. Педагогическая грамотность родителей является залогом семейного счастья, так как семья с низким  уровнем социально-культурного, образовательного развития родителей не может обеспечить всестороннее развитие социально здоровой личности. К педагогически неблагополучным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. Несмотря на то, что к категории неблагополучной семьи можно отнести и семью условно благополучную, полную, социально обеспеченную, в социальной практике все же чаще неблагополучная семья ассоциируется с семьями неполными, проблемными, конфликтными, кризисными, невротическими, дезорганизованными, асоциальными, в том плане, что эти типы семей объединяют дефекты воспитания в семье.

В результате проведенного анализа нами были выделены специфические характеристики неблагополучной семьи, такие как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духовное оскудение, низкая успеваемость детей в школе, разногласия во взглядах на воспитание детей, ограниченная тематика общения в семье, ограниченный досуг, девиация свободного семейного времени и многое другое.

2. Практический опыт социально-педагогической работы с многодетной семьей

Социально – педагогическая деятельность социального педагога может быть охарактеризована рядом направлений (подходов), в данном случае применительно в работе с педагогически – неблагополучной многодетной семьей:

  1. Социальный педагог выступает в роли учителя, консультанта, эксперта.
  2. Социальный педагог занимает роль помощника, сторонника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой.
  3. Социальный педагог выполняет роль адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени
  4. Социальный педагог выполняет роль организатора, управленца в оказании «адресной» помощи, поддержки, адаптации, коррекции различных групп и категорий населения, играет посредническую роль в защите прав, состояний личности клиента, соединяет клиентов с государственными учреждениями (районного, муниципального, областного, регионального уровня).

       Одной из значимых и востребованных технологий социально-педагогической работы с педагогически неблагополучной многодетной семьей является социально-педагогический патронаж.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства [6, 526].

В социально-педагогической работе с неблагополучной семьей, в зависимости от ситуации, используется ряд  педагогических методов, таких как:

1. Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни (рассказ, сообщение, информация – описание, разъяснение – убеждение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление – диалог);

2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чувства (рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой);

3. Методы, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, поручение, общение – диалог, переучивание);

4. Метод самовоспитания и саморефлексии (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя);

5. Метод творчества (выбор задач, моделирование плана действий, самоорганизация времени, анализ своих достижений);

6. Метод создания новой образовательной среды (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности и общения – диалога, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвращение деформаций среды развития) [7, 178].

      Рассмотрим неблагополучную семью на примере семьи В.

          Данная семья полная, состоит из пяти человек.

Отец, мать, дочь С. от первого брака мамы, двое сыновей Н.и В. от существующего брака.

Дочь  С. ,учащаяся 11 класса, а сыновья соответственно в 3 и 5 классах.

Семья многодетная, малообеспеченная, нуждается в дополнительном материальном обеспечении.  В  семье работает один отец.

Воспитанием детей, в том числе и воспитанием неродной дочери, в основном занимается папа. Водит сыновей в спортивную секцию, по выходным дням папа занимается с сыновьями на спортивной площадке. Он всегда откликается на просьбы классных руководителей о помощи в классе, участвует в школьной жизни детей, контролирует учебный процесс.

Дети всегда опрятно одеты. Мальчики хорошо учатся, участвуют в жизни класса. Отношения с одноклассниками ровные, доброжелательные.

С. - девочка спокойная, застенчивая, по характеру – отзывчивая, добрая. Она не умеет выражать полностью свои мысли. Внимание устойчивое, умение обобщать, сравнивать на среднем уровне, логическое мышление – то же.  К учителям и ученикам отношение уважительное. Самооценка занижена. Учится она на «3» и «4».

С. принимает активное участие в жизни класса, не отказывается от любых поручений.  Девочка очень трудолюбивая. В свободное время слушает музыку, ходит в кино и посещает театр. В зимнее время катается на коньках. Занималась волейболом. Посещала художественную студию. Очень любит рисовать. С удовольствием дома помогает маме по хозяйству, заботиться о младших братьях.

Но девочке предоставлена большая самостоятельность,  контроль   за поведением не жесткий.

Мама больше занимается собой, своей внешностью. Мало уделяет времени детям.

Между родителями произошел конфликт из-за отношения мамы к семье и папа потребовал разделить  квартиру. Мама вовлекла в семейные разборки старшую дочь. Во время конфликта отец поранил девочку ножом.

Семью поставили на контроль, как социально-опасная семья. На семью заведено наблюдательное дело.  В которое входит:

  • Постановление о постановке на учет
  • Карточка учета неблагополучной семьи
  • Предложения в программу реабилитации семьи (приложение 1)
  • Отчет о работе с семьей
  • Паспорт семьи
  • Карта обследования жизненного пространства обучающегося
  • Психолого-педагогическая характеристика
  • Карта социального развития подростка.

Классным руководиетелем состален социальный паспорт семьи, карта обследования жизненного пространства обучающегося, карта                     социального развития подростка, характеристика семьи.

Социальным педагогом составлены предложения в программу реабилитации семьи и утверждена Межведомственная программа реабилитации семьи. Семья вызывалась на КДН и в отдел полиции  по делам несовершеннолетних.

      По этой программе семья периодически  посещается на дому разными ведомствами (социальный педагог, инспектор ПДН, специалист по опеки и попечительству, ЦСЗС и Д), с семьей проводятся беседы ( социальный педагог, зам. директора по ВР, инспектор ПДН, кл. руководитель, специалисты ЦСЗС и Д),  родители приглашаются в школу на тематические общешкольные собрания. В школе проводилось мероприятие «Веселые старты», где принимала участие и семья В.

      Семье была оказана помощь по оформлению льгот, что способствовало уменьшению долга за квартплату. Дети в школе поставлены на дотационное питание и получают бесплатные проездные билеты.

      Постоянный контроль над семьей и систематические беседы с родителями помогли стабилизировать отношения в семье. Классный руководитель девочки постоянно привлекает ее к общественной работе в классе. Т. к. С.  любит и умеет хорошо рисовать, она оформляет стенгазеты.

Как показывает практика просвещение родителей даже в ограниченных объемах позволяют родителям по-другому посмотреть на стиль и содержание своих отношений с детьми [8, 29-35].

Одним из значимых направлений является педагогическое взаимодействие школы и семьи, однако, сотрудничество семьи и школы проблемный вопрос. Причин здесь много, они кроются как в действиях педагогов, так и в позициях родителей. Работа с родителями должна строиться на взаимном доверии, подчеркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьей, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям.

Рассмотрим некоторые формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры, используемые в настоящее время в МОУ «СОШ 41»:

  • Общешкольные тематические родительские собрания– по повышению знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, обмен опытом воспитания.
  • Консультирование – построение общения на основе ответов на интересующие вопросы, откровенность в общении, подведение к пониманию проблемы.
  • Классное родительское собрание является основной формой взаимодействия учителя с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведении бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т. д. [9, 35 - 42].
  • Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, социальной рекламы, научной литературы, рекомендации и советы на сайте школы и др., 4. Заключение

В результате проведенной работы было выяснено, что социально-педагогическая работа с многодетной семьей должна быть разносторонней, так как в повышении педагогической культуры родителей нуждаются все семьи, в том числе и относящиеся к разряду благополучных.

 Воспитание подрастающего поколения является делом не только конкретных родителей конкретного ребенка, но и делом всего общества. В

Решающая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, личная жизнь которых, поведение и отношение к другим людям служат примером для ребенка. Однако, это нелегкая задача, и успешно решить ее могут далеко не все родители. Поэтому социальный педагог, социальный работник, психолог, изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье, вынужден заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители - дети», «родители – школа», «семья – общество».

 Российская многодетная семья нуждается в том, чтобы ей оказывалась квалифицированная помощь в вопросах воспитания детей, а, следовательно, в современных условиях необходима государственная семейная политика, направленная на усиление помощи семье в воспитании детей.

  1. Список использованной литературы
  1. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания; [сост.: В. В. Бараташвили и др.]. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 335 с.
  2. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - М.: Центр социал. прогнозирования, 2003 (Люберцы (Моск. обл.) ПИК ВИНИТИ). - 339, [2] с.
  3. Бочкарева, Г. В. Педагогика социальной работы / Г. В. Бочкарева. – М. : Флинта, 1995. – 368 с.
  4. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
  5. Закон Саратовской области от 1 августа 2005 года N 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в саратовской области»

  1. Холостова, Е. И. Социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова. – М . : «Дашков и К», 2004. – 692 с. 69
  2. Основы социальной работы : учеб. пособ / Н. Ф. Басов, В. М. Басова и др.; под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М. : «Академия», 2005. – 288 с. 3
  3. Татаринова, Л. В. Работа психолога с родителями в условиях социально-реабилитационного центра / Л. В. Татаринова // Работник социальной службы. – 2003. - №2. – С. 29-40. 60
  4. Лукьянова, Е. Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи / Е. Н. Лукьянова // Психологические проблемы российской семьи : материалы республ. науч. – практич. конф. / Ичалковский педагогический колледж. – Рождествено, 2007. С. 35-42.
  5.  Бенин, В. Л. Образование в системе ценностей российской семьи: традиции и современность / В. Л. Бенин // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 47-52.
  6. Куриленко, Л. В. Современные ценности воспитания / Л. В. Куриленко // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 112-116
  7.  Лебедев, С. В. Роль семейного неблагополучия в формировании девиантного поведения детей / С. В. Лебедев // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 117-120.
  8. Салимова, С. Ш. Педагогические условия реализации принципа культуросообразности воспитания в общеобразовательной школе / С. Ш. Салимова // Социально-гуманитарные исследования : традиции и реальность (Межвузовский сборник научных трудов). – Вып. V. – Саранск:  Ковылк. Тип., 2007. – С. 236-241.

Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

  1. Сычкова, Н. В. Семейное воспитание как непрофессиональная педагогическая деятельность / Н. В. Сычкова // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 176-178.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...

методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"

Технология работы с проблемными семьями  включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения  родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

«Социально-педагогические технологии работы с семьей»

Заседание: "Круглого стола" работы методического объединения социальных педагогов. Мастер-класс практикума родительского собрания по теме: "Социально-педагогические технологии работы с семьёй"...

Социально-педагогический проект "Работа с алкоголизированными семьями"

Социально-педагогический проект "Работа с алкоголизированными семьями"...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...