Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
статья по теме

Шерманова Ольга Юрьевна

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialno_ped_tehnologii1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Социально- педагогические

 технологии работы

социального педагога

с  неблагополучной семьей

Подготовила

социальный педагог

МБОУ Краснопоймская СОШ

О.Ю. Гордеева

2012 год

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные , базовые потребности ребенка. К которым относятся:

Физиологические потребности, в сне, отдыхе, питании);

Потребность в безопасности (крыша над головой, социальная и материальная защищенность);

Потребность в любви и уважении. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей относят:

семьи с низким материальным достатком;

семьи,  ведущие асоциальный образ жизни;

семьи. в которых нарушены детско-родительские отношения (то есть имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие.)

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучные семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Неблагополучие семьи волнует социального педагога так как в центре социального педагога находится ребенок. Соответственно социально- педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей  ребенка    и защиту его базовых прав –права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня: профилактический, диагностический, реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика –это комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семье.

При работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию. Необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают поведений, к которым может привести физическое наказание ребенка.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, познакомить с понятием возрастных кризисов, проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества.

Социальный педагог должен заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям.

Например:

хвалить детей за хорошие поступки;

поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительное, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

стараться  научить исправить ребенка неправильный поступок;

разговаривать с  детьми  в тоне уважения и сотрудничества; вовлекать ребенка в процесс принятия решений;

избегать пустых угроз;

не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;

не требовать от ребенка того, что он не может сделать;

оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;

использовать любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания,

нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав распоряжение, необходимо найти тактическую форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и родителями, чему способствует проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, данная семья не испытывала.

Диагностический уровень.  Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога.

При добровольном обращении клиентов –оценка ситуации в случае необходимости организация консультации психолога;

При недобровольном обращении –сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Этапы диагностики:

Сбор информации; Анализ информации.
        Постановка социального диагноза.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы:

Объективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации. Достоверность информации. Клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента)

Этические принципы:

Конфиденциальность;

Степень открытости;

Невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

Наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента )

Беседа ( диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану)

Анкета (письменный опрос);

Тесты (набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

А) шкальные методики. Для определения результата совместной работе предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.

Б) Карточные методики –набор карт с определенным смысловым содержанием ( любовь, ненависть, развод, тоска).

В) проективные методики- разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний ( агрессия, переживание)

Г) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

Д) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок в виде животного, растения).

Е) анализ документации. Изучение документов- важная часть работы социального педагога, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

Ж) метод социальных биографий- сбор информации об истории жизни человека и его семьи.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация- это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий:

Консультирование- процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе  которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому.

Методы, приемы консультирования:

Беседа;

Включенное наблюдение;

Убеждение;

Одобрение или осуждение, находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать.

Метод легенд- способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультировании – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента.

Метод «письмо-обращение»,доверие- цели письма –обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство.

Групповой уровень реабилитационной работы.  Группа- это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др.

Методы групповой реабилитации:

Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами.

Лекция – передача информации лектором.

Диспут- подготовленное обсуждение одного важного вопроса.

Дискуссия- -столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту.

Собрание- -плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини –лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы. приемы игротерапии, мозгового штурма.

Одна из технологий социальной педагогики –это связь с общественностью, которая предполагает:  выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности. Основной инструмент связи с общественностью –средства массовой информации(листовки, объявления, приглашение, анкетирование).

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. При лишении родительских прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, получают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка.

Задача социального педагога- создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенным отношением не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой стороны –учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента- с позиции клиентоцентризма.

Список литературы:

Галагузова М.А. Социальная педагогика. -М.. 2003.

 Галагузова М.А., Л.В. Мардахаев.  Методика и технология работы социального педагога..- М.2002 Технологии работы социального педагога с семьей.

Шакурова  М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...

Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...


 

Комментарии

Патракова Вера Владимировна

Ольга Юрьевна! Диссеминация Вашего педагогического опыта очень полезна! Спасибо! Материал изложен кратко и содержательно! Творческих успехов!