Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)
материал

Костина Юлия Сергеевна

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и своих детей.  Постепенно семья, находящаяся в СОП, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными надлежащим образом осуществлять свои права, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_deyatelnosti_sotsialnogo_pedagoga_s_semyami_sop.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3 города Красноармейска Саратовской области имени дважды Героя Советского Союза Н.М.Скоморохова»

«УТВЕРЖДЕНО»:

Директор МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска»

_________________________И.В. Барабанова

Приказ № 452   от 30.08.2018 г.

Программа деятельности социального педагога

с семьями находящимися в социально опасном положении  (неблагополучными семьями)

на 2018-2023 г.г.

                                                                    Программа рассмотрена и одобрена

                                                         на педагогическом совете школы                                        Протокол № 1 от 30.08.2018г.

2019год

Пояснительная записка

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и своих детей.  Постепенно семья, находящаяся в СОП, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными надлежащим образом осуществлять свои права, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Задачи:

  • провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • организовать просветительскую работу среди родителей;
  • защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

        
Программа направлена:

  • на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
  • на стимулирование положительных изменений в семье;
  • на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
  • на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.


Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

  1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
  2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Саратовской области в работе с семьей.
  3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
  4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
  5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

Организация работы с семьей, находящейся в социально опасном положении


Направление деятельности 


Задачи, коррекционной, реабилитационной работы 


Ожидаемый результат 


1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.


1. Обследование жилищно-бытовых условий.

2. Изучение образа жизни семьи.

3. Изучение прошлого семьи.

4. Изучение особенностей личности членов семьи.

5. Выяснение общих проблем семьи.

6. Выяснение особенностей семейного воспитания.

7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.

8. Выяснение близкого окружения семьи.

9. Изучение целей, ожиданий семьи.


Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.


2. Организация работы с семьей.

2.1. Психологическая реабилитация


1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психолого-педагогической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семьи, оказавшейся в социально опасной ситуации.

3. Пропагандирование здорового образа жизни.


Создание положительного микроклимата в семье.

Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.


2.2. Социальная реабилитация


1. Организация правовой защиты.

2. Оказание материальной помощи.

3. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.


Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов

семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.


3. Анализ коррекционной работы


Проведение аналитической работы.


Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.

План социально-педагогической поддержки семьи, находящейся

в трудной жизненной ситуации (СОП)


Сроки 


Мероприятие 


Ответственные 

Отметка о выполнении

Апрель-

август


Психологический тренинг "Помоги себе сам"

Психолог


Контроль за успеваемостью учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении.


Кл. руководитель


Правовой всеобуч "Пожары. Поджоги. Мера ответственности"


Кл. руководитель


Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей.


Кл. руководитель, соц.педагог, зам дир.по ВР


Посещение на дому. Изучение ЖБУ.


Кл. руководитель, социальный педагог


Изучение семьи. Изучение трудностей и их причины.


Кл. руководитель, соц.педагог, зам дир. по ВР


Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка".


Кл. руководитель, соц педагог, зам дир. по ВР

Сентябрь-

октябрь


Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение детей на дому.


Кл. руководитель, соц.педагог,  зам дир.по ВР

Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела

Кл. руководитель

Изучение личности учащихся, интересов и способностей.

Кл. руководитель


Изучение семьи (семейных отношений)


Кл. руководитель, соц.педагог

Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка".


Кл. руководитель


Контроль за организацией льготного питания учащихся.


Кл. руководитель, соц.педагог



Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся"


Комиссия


Индивидуальные консультация для родителей "Как организовать досуговую деятельность детей".


Зам дир. по ВР


Вовлечение учащихся с кружковую деятельность.


Кл. руководитель


Систематический контроль за развитием ситуации в семье.


Кл. руководитель


Изучение уровня адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию


Психолог школы


Консультация для родителей, на тему: "Психологическая помощь и реабилитация".


Психолог школы


Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации учебных занятий.


Кл. руководитель, соц.педагог

Формы работы: рейдовые посещения на дому, индивидуальные беседы с родителями и детьми, привлечение их к социально-полезной деятельности, контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, вовлечение ребёнка во внеурочную деятельность, проведение Советов по профилактике,  организация психологического сопровождения семей, взаимодействие с ОДН МВД.

Документация на семью, находящуюся в социально-опасном положении:

  • Индивидуальная  карточка на несовершеннолетнего
  • Характеристика семьи и ребенка
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий
  • План работы классного руководителя с семьёй, находящейся в СОП
  • Журнал индивидуальных профилактических бесед
  • Табель  успеваемости по четвертям

Приложение 1.

АКТ обследования жилищно-бытовых и семейных условий

От «____» ______________ 20 __ года.

несовршеннолетний ____________________________________________________________________________

дата рождения ________________________________________________________________________________

проживающего по адресу: _______________________________________________________________________

в присутствии __________________________________________________________________________________

проведено обследование жилищно-бытовых и семейных условий подростка.

Обследованием установлено, что семья состоит из ___________чел.

Мать _________________________________________________________________________________________

Место работы ________________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________________________

Место работы________________________________________________________________________________

Другие родственники__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Общая площадь квартиры (количество комнат)_____________________________________________________

Санитарное состояние __________________________________________________________________________

Имеется ли необходимая мебель __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Взаимоотношение в семье ______________________________________________________________________

В связи с чем проводилось обследование __________________________________________________________

Во время обследования подросток находился (лась) _________________________________________________

И занимался ___________________________________________________________________________________

Во время обследования проведена беседа _________________________________________________________

Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи:

                                                     ______________ /__________________/                                                                        

                                                    ______________ /_________________/

                                                   

Подпись родителей: _______________________

Приложение 2.

Карта семьи

1. Данные о родителях:

  • Мать ___________________________________________________________
  • Место работы ___________________________________________________
  • Отец ___________________________________________________________
  • Место работы ___________________________________________________

2. Ф.И.О. детей, дата рождения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Адрес проживания семьи __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Характеристика семейно-бытовых условий:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Причина постановки семьи на контроль ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Дата постановки семьи на контроль ________________________________________________________________________

7. Сроки реабилитации ________________________________________________________________________

8. Дата снятия семьи с контроля ________________________________________________________________________

9. Результаты  реабилитации ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта учащегося

  1. Фамилия___________________________________________________
  2. Имя________________________________________________________
  3. Отчество ___________________________________________________
  4. Дата рождения ______________________________________________
  5. Домашний адрес ____________________________________________
  6. Класс _____
  7. Классный руководитель ______________________________________
  8. Данные о родителях:
  • Мать ______________________________________________________
  • Место работы ______________________________________________
  • Отец ______________________________________________________
  • Место работы _______________________________________________

  1. Краткая характеристика учащегося: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Характеристика семейно-бытовых условий:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Основание постановки на учет: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Дата снятия с контроля ____________________________________________________________________

Приложение 3.

Журнал индивидуальных профилактических бесед с родителями

№ п/п

ФИО родителей

Дата

Тема беседы, проблема

Журнал индивидуальных профилактических бесед с обучающимися

№ п/п

ФИ обучающегося

Дата

Тема беседы, проблема

Приложение 4.

План работы классного руководителя

с семьёй____________________________________,

 находящейся в социально-опасном положении

.…-…. учебный год

Причина неблагополучия семьи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения

Задачи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Проводимые мероприятия

Срок исполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

Доклад «Разработка программы реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении»

«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении». «Раз...

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

Законодательные основы социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально-опасном положении

В своей деятельности социальный педагог опирается в первую очередь на законодательные акты Федерального, Регионального и Муниципального уровня....

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

Программа "Комплексная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Программа «Комплексная работа с семьями,находящимися в социально опасном положении»...