Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Бабинцева Елена Сергеевна
Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении. 

Выступление социального педагога   СП 3  ГБПОУ МО «Чеховский техникум»                           Е.С.Бабинцевой на заседании КДН и ЗП городского округа Чехов.

          В  ГБПОУ МО «Чеховский техникум» обучается 1087 человек .  Несовершеннолетних «группы риска», стоящих на учете в ПДН И КДН и ЗП,   по техникуму в четырех подразделениях насчитывается  45 человек.

Самое большое количество   на 13.12.2016 года составляет «группа риска»  СП 3  , в которой насчитывается 31 человек, зто примерно 10 %  от общего количества обучающихся подразделения.  Основными правонарушениями, совершенными несовершеннолетними, являются употребление алкогольных напитков и курение. Большинство несовершеннолетних «группы риска» техникума    поступает в образовательное учреждение , уже совершив правонарушение. Как правило, ежегодно контингент первокурсников СП 3 пополняется 10-12 обучающимися первого курса, стоящих на учете в ПДН и КДН. В этом учебном году на первый курс обучения поступили 13 несовершеннолетних, в отношении  3-х человек велись уголовные дела .

        Следовательно,  организация   социальной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними является одной из приоритетных задач образовательного учреждения.

        В техникуме индивидуально- профилактическая работа проводится на уровне всех специалистов и педагогических работников.  Организация педагогической помощи несовершеннолетим  заключается в следующем:

  1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
  3. Забота об укреплении положения несовершеннолетних  в учебном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

     Профилактическая работа техникума  направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,

– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся техникума.

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечение подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в общегрупповых мероприятиях.

Первичным звеном в индивидуально-профилактической работе является мастер группы. Он выявляет и ведет учет детей и семей «группы риска»     на основании наблюдения, бесед с учащимися,    составляет социальный паспорт группы,  организует работу с подростками, нуждающимися в педагогической поддержке ,  координирует педагогическую деятельность учителей с данной категорией детей , осуществляет ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;  осуществляет линии взаимодействия с другими структурными формами всех уровней;  вовлекает обучающихся и родителей в досуговую деятельность, кружки и спортивные секции; проводит правовое просвещение подростков и родителей.

 Мастер  совместно с социальным педагогом оформляет папку на учащегося группы риска, в которую входит:

  •  карта наблюдения за ребенком группы риска
  •  характеристика  
  • характеристика и рекомендации  психолога
  • результаты диагностик
  • план работы с обучающимся,  учитывая причину постановки на учет  
  • отчет о профилактической деятельности.

Основная работа мастера направлена на  сокращение пропусков занятий по неуважительным причинам. Ведь если обучающийся находится на занятиях, то у него сокращается потенциал совершения противоправных поступков.  В техникуме ведется строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними.

Для  развития интереса  обучающихся к выбранной профессии ребята из группы риска активно вовлекаются в конкурсы по профессиям, которые ежегодно проводятся в техникуме. В профессиональных конкурсах активно принимали и  занимали призовые места ребята, стоящие на учете в КДН:

- по профессии «повар, кондитер» -  Сизова Кристина  ; Гусарова Дарья

- по профессии «плотник» - Убирайло Александр; Дроздов Артем, Пахомов Александр

-по профессии «сварщик» - Макшанов Вячеслав, Гоменюк Никита, Матвеев Илья, Шадиев Алексей, Якунин Александр

- по профессии «электромонтер» - Королев Максим, Ратников Максим, Петров Иван.

Задачей мастера является вовлечение обучающихся группы риска  в культурно-массовую и спортивную деятельность. В техникуме ежегодно проводятся традиционные спортивные мероприятия: спартакиада по многим видам спорта, конкурс «А, ну-ка, парни!», Дни здоровья. В конкурсе «А,ну-ка,  парни!» первое место заняла команда гр.Св-44, активным участником которой был Макшанов Вячеслав, призовое место за командой «электромонтеров», в которую входили Королев, Ратников, Петров. По отдельным видам спорта занимали призовые места : волейбол – Дроздов А., настольный теннис – Королев Максим, принимали активное участие в мини-футболу Дроздов А., Макшанов В., Якунин А., Матвеев И., Маркелов С.  В районных молодежных играх «Молодинские забавы»  участвовал Дроздов А. Уже включились в спортивную борьбу спартакиады учащиеся первого курса Сапунов П. , Левин Н., Лебедь А.

К сожалению, на базе структурного подразделения действует только одна спортивная секция- баскетбольно-волейбольная. Активным участником ее является Артем Дроздов, который по вечерам систематически занимается этими видами спорта. Доверительные отношения у него сложились с преподавателем физвоспитания СП – 3 Гончар Н.В. Так, после занятий, которые у него заканчиваются в 12-00, обучающийся постоянно находится в спортивном зале, участвует в соревнованиях не только со своей группой , но и с другими.

        Организацией культурно-массовой работы в группе также занимается мастер. Большая работа в техникуме была проведена по празднованию 70-летия Победы. Самое активное участие в подготовке торжественного концерта принял Дроздов А. Принимали участие и другие обучающиеся.

В профориентационной работе, как правило, бывают задействованы многие обучающиеся групп. В  подготовке и проведению традиционных Дней открытых дверей, презентаций профессий  участвуют почти все : готовят в  своих мастерских  экспонаты на выставку: Гусарова, Сизова, Куртова, Убирайло, Пахомов, Якунин, Матвеев, Шадиев, Гоменюк, Петров, Ратников, Королев и др.

         Неотъемлемой частью профилактической работы техникума  является работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся и их родителей, тем более, что понятие “здоровье” включает в себя здоровье физическое, психическое и нравственное.

Ежегодно в начале учебного года в группа проводятся классные часы по разъяснению Закона № 15- ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" ,  информируются учащиеся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм. На информационных стендах вывешиваются информационные листки, разъясняющие  отдельные статьи этого закона. По плану работы техникума в рамках формирования ЗОЖ  проводятся акции «Молодежь – за безопасность дорожного движения»,  «Здоровье- твое богатство» , «Всемирный день борьбы со СПИДом», куда включаются классные часы «ВИЧ –знать, чтобы жить», встречи с священнослужителями , проведение конкурсов плакатов, сочинений, презентаций, раздача памяток с телефоном доверия. Активное участие  в акциях  приняли обучающиеся группы риска Сизова К., Гусарова Д. гр. Пк-55, Королев М. и  Кучуков А. гр .Э-52 - заняли призовые  места.

Психологом в группах проводятся занятия по профилактике ПАВ – тренинги по выработке жизненно-важных навыков, умение сказать «нет», определение жизненной позиции, саморазвитию личности.

Очень нравятся обучающимся встречи с сотрудниками МЧС, особенно активно принимают участие в этих встречах ребята группы риска. Они самостоятельно занимаются тушением небольших предметов, интересуются техникой по пожаротушению.  Такие  встречи также становятся в техникуме традиционными.

        В прошлом году опекой и КДН Чеховской администрации была устроена Новогодняя акция (караоки и боулинг). Многих ребят из группы риска она заинтересовала, я думаю, что подобных мероприятий нужно проводить побольше.

        Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в техникуме  сформирован Совет по профилактике правонарушений.   Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологами, инспекторами ОДН, с приглашением родительской общественности ежемесячно. На Совете рассматривались персональные дела учащихся, пропускающих учебные занятия, имеющих неудовлетворительные отметки, совершившие какие-либо проступки или правонарушения, заслушивались отчеты классных руководителей о работе с подростками, находящихся в социально опасном положении, представлялись результаты диагностики социально-педагогической запущенности детей ,

  анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах,   организация летнего отдыха учащихся .

        Большое значение в  индивидуальной работе по профилактике отводится психологу техникума.

Цель психолого-педагогического сопровождения:   сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса, формирование психологической зоны безопасности.

Приоритетные направления деятельности:

Диагностика, консультативная работа, психологическое просвещение всех участников образовательного пространства, профилактика употребления ПАВ, сопровождение уч-ся «группы риска».    

Согласно  плану  работы     были  проведены  следующие  виды  работ:

  • Посещение  уроков  с  целью  изучения  контингента  уч-ся 1-го курса, наблюдение, сбор информации.
  • Проведено тестирование уч-ся 1-го курса при формировании групп (методика КОТ), на основе которого сформированы группы.
  • Более  глубоко  удалось  изучить  группы  первого  курса.  В  этих  группах  были  проведены  исследования: интеллектуальные  способности, межличностные  взаимодействия  и  характерологические  особенности  уч-ся. Ознакомлены  администрация, мастера     с  полученными  результатами, прогноз  успеваемости  уч-ся, предложены  были  индивидуальные  занятия  на  развитие  памяти,  внимания, мышления.
  • Оказана  психологическая  помощь  уч-ся 1-го  курса  с  целью  их  дальнейшей  адаптации  в  новом  учебном  и  трудовом  коллективе.
  • Проведены  индивидуальные  психодиагностические  обследования  уч-ся  по  запросам  мастеров, преподавателей  и  администрации.
  • По  результатам  психодиагностических  обследований  проведены  индивидуальные  консультирования  большинства обучающихся «группы риска». Проводились  консультации для родителей.
  •   ведется  психокоррекционная  работа  с  уч-ся  «группы риска»  с  целью  коррекции  отклоняющегося  поведения.
  • Групповой  тренинг:    
  1. «Развитие познавательных процессов», группа ПЛ-51, 7 занятий.
  2. «Познай  самого  себя» СВ-44 5 занятий.
  3. «Саморазвитие личности»    Э-52, 5 занятий, А-53 -4 занятия.
  • Проведено  лекционный  классный  час: «Конфликты» гр.Пр-55, Проведены классные часы в виде ролевых игр по профилактике ПАВ:   «Мы за здоровый образ жизни», «Суд над курением»  

 Важное направление в индивидуально-профилактической работе – сотрудничество с родителями.

Содержание работы техникума с родителями учащихся «группы риска» состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей ;

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

  Работа с родителями в основном ведется на родительских собраниях, в индивидуальных консультациях , при посещениях обучающихся на дому.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

 Общетехникумовские  родительские собрания   проводятся три раза в год.  На них ведется  знакомство родителей с нормативно-правовыми документами техникума, основными направлениями, задачами, итогами работы, ведется разъяснение основных законов по профилактике правонарушений, профилактике употребления ПАВ и т.д. Ежегодно проводятся тематические родительские собрания, где освещаются темы «Роль родителей в организации досуга подростка», «Занятость школьников во внеурочное время»,  «Ответственность родителей за воспитание своих детей» и др.

Общетехникумовское  родительское собрание  используется  для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года  почетными грамотами отмечаются   семьи  с положительным опытом воспитания детей.

        Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:

  • Индивидуальные беседы,
  • Посещение семьи, (неоднократно посещались семьи несовершеннолетних Каткова О.,Гусаровой Д., Матвеева И., а также Кучукова А., Петрова И., Якунина А., Пахомова А., Сизовой К., Маркелова С., Шадиева А., Бородина М., Миронова И)
  • Привлечение необходимых специалистов: психологов, юристов, инспекторов ОДН, КДН
  • Консультации по различным вопросам,
  • Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
  • Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
  • Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в техникумовские  мероприятия,
  • Организация   летнего отдыха несовершеннолетних. На базе техникума во время учебного процесса , как правило осенью или весной, организуются трудовые бригады, в которых заняты порядка 13- 15 обучающихся, в том числе и из группы риска.  Они занимаются благоустройством здания и  территории техникума. На время летних каникул составляются списки обучающихся из числа группы риска, где указывается, чем занимаются эти несовершеннолетние в летнее время.

Еще одним направлением профилактической работы является взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки несовершеннолетним  “группы риска”.

 .    Техникум организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка. Социальный педагог работает в тесном контакте с различными ведомствами: полицией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, здравоохранением и т.д.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в техникуме  проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ПДН при районном отделении полиции , отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, центральной больницей и другими лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры и спорта, социальным центром реабилитации “Аистенок” (участковые социальные работники) и т.д.

  КДН и отдел молодежи оказывают помощь в организации летнего трудоустройства обучающихся, в мае-июне создаются на базе техникума трудовые бригады.

С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса на Советах по профилактике и выездных КДН проводятся беседы инспекторов ПДН, выступают  врачи и др.специалисты. В рамках единого Дня профилактики правонарушений в ноябре с учащимися 1-2 курсов  была проведена беседа адвоката, которая осветила основные статьи уголовного и административного кодексов, касающиеся несовершеннолетних.

  План  работы  СП 3 с обучающимися , состоящими на внутриучилищном учете

на 2016-17 учебный год

Формы работы

Мероприятия

Ответственный

Работа мастеров

1. Организационная работа

1.Составляют характеристики

2.Ведут карту наблюдения, отражающую динамику  поведения, посещаемости и успеваемости учащихся.

мастера

2. Работа с родителями.

 1.Осуществляют   патронаж семей

 2.Консультируют родителей

 3. Направляют на консультации к специалистам техникума

4.Привлекают к реализации программы социально-педагогического сопровождения  по коррекции поведения .

5.Систематически взаимодействуют с родителями.

3. Работа с учащимися

1.Осуществляют контроль за 

  • посещаемостью 
  • текущей успеваемостью
  • поведением
  • целенаравленным проведением внеурочного времени

2.Способствуют вовлечению детей группы риска в кружки и секции.

3.Проводят профилактические беседы.

4. Содействуют реализации коррекционно-развивающей программы

Работа социального педагога

 

1.   Организационная работа

1.Систематически ведет картотеку учащихся группы риска

2. Проводит  тестирование учащихся

3.Составляет 

  • программы социально-педагогического сопровождения  учащихся группы риска
  • акты обследования жилищно-бытовых условий  семей учащихся

4.Организует социальное партнерство  техникума

  • с ОДН
  • с КДН
  • с органами соц.защиты

 Бабинцева Е.С.

2. Работа с педагогическим коллективом

1.Знакомит педагогов с результатами тестирования.

2.Консультирует педагогов по вопросам профилактики и коррекции поведения учащихся группы риска

3.Выступает с сообщениями на педагогических советах, методических совещаниях  

4.Помогает классным руководителям в выборе тематики и проведении классных часов.

5.Выступает посредником в урегулировании конфликтных ситуаций

3. Работа с родителями.

1.Осуществляет патронаж семей учащихся группы риска

2.Консультирует родителей по вопросам профилактики и коррекции поведения девиантных подростков

3.Организует и проводит «круглые столы» для родителей

4. Работа с учащимися

1.Осуществяет контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением через:

  • посещение уроков
  •  проверку тетрадей
  • беседы  в профилактический день

2.Внедряет программу социально-педагогического сопровождения учащегося группы риска

 

Работа психолога

 

1.Проводит 

  • диагностику с целью выявления  определения путей коррекционной работы
  • тренинговые занятия

2.Консультирует   педагогов,  детей группы риска,  их родителей.

Лебедева Е.С.

Работа зав.отделением

 

1.Осуществляет 

  • взаимодействие с социальными структурами района, города
  • контроль за состоянием работы мастеров  по предупреждению правонарушений несовершеннолетних

2.Организует внеурочную деятельность учащихся

 Малышева Т.В.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении

Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...

Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.

Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...

Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. О...

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...

Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

Проведение индивидуальной  профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа...