Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
презентация к уроку

Киртаева Лариса Валерьевна

Проведение индивидуальной  профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirtaeva_doklad.docx20.4 КБ
Файл kirtaeva.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Проведение индивидуальной  профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»)

Подготовлено социальным педагогом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы»  Киртаевой Л.В.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,  прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

                     Антон Семёнович Макаренко

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом. В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации  семьи стали более нестабильными, деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол. А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий  приводит к ухудшению воспитания детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям. Вспомним, что же означает такое понятие как семья, находящаяся в социально опасном положении. Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых воздействий социального характера.  К таким семьям относятся, например,  малообеспеченные, многодетные,  неполные семьи; семьи, имеющие детей инвалидов; семьи, в которых родители страдают психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют повышенного психолого-педагогического внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.      

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы» работа по предупреждению, профилактике и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ  №120 «Об основах системы профилактики   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с Приказом МВД по РМЭ  и МО РМЭ от 19.02.2019 года «Об утверждении Типового положения о порядке взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и образовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних-обучающихся образовательных организаций, находящихся в социально-опасном положении, защите их прав и законных интересов», конвенцией о правах ребенка,  декларацией прав и свобод человека,  «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. В работе с семьей, находящейся в  СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  7. Составление карты семьи.
  8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОПДН УМВД РФ по г. Йошкар-Оле, КДН и ЗП, Комиссия по профилактике в школе,  отдел по вопросам семьи и детства, образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).
  9. Составление  индивидуального плана работы с неблагополучной семьёй.
  10. Текущие и контрольные посещения семьи.
  11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет. Такую работу провожу и я.  По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения. В индивидуальном плане работы с неблагополучной семьёй должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения, а именно: материальная, педагогическая,  психологическая, коррекционная, медицинская, правовая, иной вид помощи. Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей считается рассмотрение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

- родители проявляют заботу о детях;

- дети посещают образовательное учреждение;

- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Проводя анализ своей работы в  2018-2019 учебном году, в частности анализ индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в зоне риска,  я пришла к выводам:

 - в школе недостаточно налажено сотрудничество с классными руководителями;

- уже на протяжении нескольких лет стабильно высоким остаётся количество подростков и  их семей, остро нуждающихся в социальной защите.

 В связи с этим в школе была разработана Программа профилактики асоциального поведения обучающихся «Подросток», целью которой,  является возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Программа проходит первый этап, организационный. 

Для реализации программы очень важна роль социального педагога,  каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.  Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер. В заключении хочу сказать, что также, я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении  или в трудной жизненной ситуации я не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью несовершеннолетних из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей могут пойти по  пути правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовлено социальным педагогом МБОУ «СОШ № 3 г. Йошкар-Олы» Киртаевой Л.В.

Слайд 2

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Антон Семёнович Макаренко

Слайд 3

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Слайд 4

Семья, находящаяся в социально-опасном положении (СОП) Социальные проблемы Неблагополучная семья

Слайд 6

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление, учёт, патронаж семьи , наставничество.

Слайд 7

В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом используется следующий алгоритм: Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении). Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика). Изучение личностных особенностей членов семьи. Составление карты семьи. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОПДН УМВД РФ по г. Йошкар-Оле, КДН и ЗП, Комиссия по профилактике в школе, отдел по вопросам семьи и детства, образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.). Составление индивидуального плана работы с неблагополучной семьёй. Текущие и контрольные посещения семьи. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Слайд 8

Виды помощи семье:

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!