Главные вкладки

    Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с учащимися из семей, находящихся в социально опасном положении
    статья

    Золотухина Елена Евгеньевна
    Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание социально-психолого-педагогической помощи их семьям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta3.docx21.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Восстановление внутрисемейных отношений  в процессе работы с учащимися

    из семей, находящихся в социально опасном положении

    Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение. На это влияют объективные факторы, в частности, низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, и, как следствие, уклонение родителей от прямых обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Как спасти такую семью и не допустить лишения родительских прав?

    Поэтому основной целью в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, является выведение семьи из состояния неблагополучия, интеграция семьи в здоровое общество с ориентацией на здоровый образ жизни, восстановление ее социального статуса.

    В МАОУ «СОШ №7»  организована индивидуальная профилактическая работа психолого-педагогической службы (далее ППС) с семьями, находящимися в социально опасном положении. Работа ППС даёт положительный результат, и  поэтому её деятельность внедрена на постоянной основе. В ходе работы ППС составлен алгоритм действий по работе с семьёй, находящейся в социально опасном положении. Создание здорового микроклимата в неблагополучной семье  - это результат работы всех компетентных структур. Поэтому основной задачей работы психолого-педагогической службы является объединение усилий классного руководителя, педагога –психолога, социального педагога, медицинского работника школы, а также администрации школы с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Кургана, отделом опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации г.Кургана, отделами полиции УМВД России по г.Кургану. Установлено тесное сотрудничество со специалистами социальных служб: ГУ «Центр социальной помощи семье и детям», ГКУ «Управление социальной защиты населения №1», отделение медико-социальной помощи детям и подросткам ГБУ «Курганская детская поликлиника».

    В первую очередь, работу по выявлению семей с признаками социально опасного  положения осуществляет классный руководитель, который помогает получить сведения о семье учащегося. Поэтому для педагога необходимо быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять таких детей и их семьи. Социальный паспорт семьи, анкеты, тесты, наблюдения за учащимися, изучение социального окружения ребёнка, учебной, общественной деятельности, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, педагогами и родителями – всё это помогает выявить детей, находящихся в социально положении. Увидеть такого ребёнка не сложно. Чаще всего такой ребёнок систематически  приходит сонным, голодным, без необходимых щкольных принадлежностей, опаздывает на урок, пропускает учебные занятия. Родители таких детей не являются в школу, не посещают родительские собрания. При выявлении таких детей классный руководитель информирует социального педагога, совместно посещает семью по месту жительства. С целью сбора необходимой и достоверной информации  о ситуации неблагополучия опрашивает соседей или родственников ребёнка.

    Социальным педагогом  своевременно направляется информация о выявлении таких семей в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для решения вопроса о признании семей в социально опасном положении.

    Для того, чтобы вывести семью из социально опасного положения, необходима сплочённая координированная работа многих структур, занимающихся профилактикой  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, начиная с простого человеческого общения и внимания, оказания помощи в трудоустройстве, оказания материальной помощи, содействия в оформлении ежемесячного пособия на ребёнка, предоставляемого в соответствии с Законом Курганской области от 31 декабря 2004 года  № 7 «О ежемесячном пособии на ребенка» с целью предоставления мер социальной поддержки в школе учащимся, находящимся в социально опасном положении.

    Из опыта прошлых лет можно сказать, что  для таких семей эффективнее всего помощь на бытовом уровне. Иногда достаточно несколько раз посетить семью, побеседовать с её членами, оказать материальную помощь, посодействовать в оформлении документов, проконтролировать санитарные условия семьи для того, чтобы семья постепенно начала исправляться. Но это возникает редко. Положительные результаты начинают появляться в течение нескольких лет, когда такая семья находится на контроле у всех социальных служб.  Поэтому работа социального педагога должна строиться на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения  и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

     Система комплексной помощи ребёнку и семье должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка из экстренной социальной помощи, педагогической и психологической поддержки и сопровождения на уровне школы, а также специализированной помощи и консультировании родителей.

    На уровне образовательной организации это:

    1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении:

    - обследование жилищно-бытовых условий;

    - изучение образа жизни семьи, особенностей личности её членов;

    - выяснение проблем семьи;

    - выяснение особенностей семейного воспитания.

    На основе данной диагностики создаётся банк данных семей, определяется тип семьи. Анализ полученных сведений помогает в определении проблемы, путей её дальнейшего решения с целью организации оказания помощи.

    2. Организация работы с семьёй:

    - психологическая реабилитация;

    -психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях).

    3. Проведение консультаций, индивидуальных бесед специалистов – психолога, социального педагога, специалистов социальных служб.

    4. Организация помощи в трудоустройстве.

    5. Организация материальной помощи.

    6. Социальная реабилитация (подключение дополнительных ресурных средств с целью налаживания внутрисемейных отношений);

    7.  Пропаганда здорового образа жизни (привлечение учащихся вместе с родителями в участии общешкольных мероприятиях по профилактики употребления ПАВ).

    Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи и, как итог, вывод семьи из социально опасного положения, возможно только при межведомственном взаимодействии. Такую систему помощи детям и их семьям, находящимся в социально опасном положении, мы считаем наиболее эффективной и целесообразной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

    Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

    ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

    Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

    Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении

    Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовател...

    Индивидуальная профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

    Из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина города Тамбова Лагутиной А.А. В данном материале рассмотрен алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. О...

    Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

    Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

    Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

    Проведение индивидуальной  профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.(Из опыта работы социального педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа...