Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"
презентация к уроку

Добряк Людмила Алексеевна

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Содержится информации о критериях социально опасного положения несовершеннолетнего, семьи. Названы основные документы в системе работы социального педагога с семьями, находящимися в СОП. Для получения положительного результата выведения семьи из социально опасного положения большое внимание уделяется объединению совместных усилий всех субъектов системы профилактики с целью оказания комплексной помощи семьям и несовершеннолетним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация профилактической и реабилитационной работы

 с семьями, находящимися в социально опасном положении

Выступление социального педагога МБОУ

«Школа-лицей» № 3 г. Симферополя

Добряк Л.А. на заседании

Школы молодого специалиста

18.11.2021 г.

Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий материальный доход семьи,  безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Для того чтобы помочь таким семьям, и прежде всего детям,  в работе социально-психологической службы школы  существует следующее направление - индивидуальная профилактическая работа с семьей, находящейся в социально опасном положении. Эффективность индивидуальной профилактической работы напрямую зависит от организации выявления семей, находящихся в социально опасном положении и оказания помощи на ранних стадиях семейного кризиса, когда реабилитационный потенциал семьи сохранен и остается возможность восстановления нормальных условий для развития ребенка. Во многом успех этой работы зависит от профессионализма классного руководителя: от его бдительности, добросовестности и заинтересованности  в раннем выявлении проблем в семье.

Сегодня остановлюсь на алгоритме нашей работы с детьми и семьями, которые включены в банк данных КДН и ЗП о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.  

Слайд 2 Нормативно-правовая база включает следующие документы:

Конвенция о правах ребенка

Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998г «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Закон Республики Крым № 63-ЗРК от 01.09.2014 г «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних в Республике Крым»

Порядок формирования банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Утвержден постановлением КДН и ЗП Республики Крым от 23.12.2016г № 6/3

Банк данных формируется на основе сведений о выявленных семьях, представляемых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, и пополняется по мере поступления сведений о вновь выявленных семьях и результатах работы с ними

Слайд 3 Субъекты профилактики

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи и семейной политики;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

Слайд 4 Выявление семей. Источники информации о наличии факторов СОП различные: школа, ПДН, обращение родственников несовершеннолетнего, сообщения от граждан в устной или письменной форме и др.

Слайд 5 Письменное обращение школы в КДН и ЗП о включении семьи и несовершеннолетнего в Банк данных

Основанием для внесения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в Банк данных является постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Слайд 6 Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего, семьи:

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка (злоупотребляют спиртными напитками, воспитание носит антиобщественный характер, жестокое обращение с несовершеннолетним в семье).

2. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.

3. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

Слайд 7 Документы в работе социального педагога по сопровождению семей в СОП:

1. Списки несовершеннолетних (семей) СОП

2.Учетная карта семьи (несовершеннолетнего)

3. Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и его семьи (ИПР).

4. Характеризующие материалы.

5. Акты жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего (первичный, контрольный и т.д.)

6. Отчеты о выполнении ИПР (ежеквартально)

Слайд 8 Предложения школы для ИПР:

казание помощи в освоении учебного материала:

-решение вопроса об определении в группу продленного дня, дошкольное учреждение;

-обеспечение ребенка бесплатным горячим питанием;

-привлечение несовершеннолетнего в кружки, секции, к участию в культурно-массовых мероприятиях;

-оказание помощи в организации занятости и оздоровления в период летних каникул;

-оказание помощи в оформлении утерянных документов;

-родительский всеобуч, оказание помощи в вопросах обучения, воспитания;

привлечение к участию в воспитательном процессе в ОУ;

другие.   

Слайд 9  Шаблон ИПР

Слайд 10 План работы по сопровождению несовершеннолетнего (его семьи)

 Слайд 11 Критерии снятия семьи с учёта

Как  показал опыт работы,  ни одна из служб, отдельно взятая, не  в состоянии самостоятельно  вывести семью из социально опасного положения,  это возможно  только путем объединения совместных усилий, в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семьям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Составила социальный педагог МБОУ «Школа-лицей» №3 г. Симферополя Добряк Л.А.

Слайд 2

Нормативные документы Конвенция о правах ребенка Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998г «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Закон Республики Крым № 63-ЗРК от 01.09.2014 г «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым» Порядок формирования банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Утвержден постановлением КДН и ЗП Республики Крым от 23.12.2016г № 6/3

Слайд 3

Субъекты системы профилактики Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся: - комиссии по делам несовершеннолетних; - органы управления социальной защитой населения; - органы управления образованием; - органы опеки и попечительства; - органы по делам молодежи и семейной политики; - органы управления здравоохранением; - органы службы занятости; - органы внутренних дел.

Слайд 4

Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении

Слайд 5

Председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Муниципального образования городской округ Симферополь Т.И. Сухиной Информация о выявлении несовершеннолетнего (семьи), находящейся в социально опасном положении Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, место жительства, место работы) Сведения о несовершеннолетних ( Ф.И.О., дата рождения, место жительства, место учебы) Факты неблагополучия Дата Руководитель УО подпись Ф.И.О.

Слайд 6

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего, семьи: 1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка (злоупотребляют спиртными напитками, воспитание носит антиобщественный характер, жестокое обращение с несовершеннолетним в семье). 2. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия. 3. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

Слайд 7

Документационное обеспечение профилактической работы 1. Списки несовершеннолетних (семей) СОП 2.Учетная карта семьи (несовершеннолетнего) 3. Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и его семьи (ИПР). 4. Характеризующие материалы 5. Акты жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего (первичный, контрольный и т.д.) 6. Отчеты о выполнении ИПР (ежеквартально) 7. Дополнения в ИПР (через полгода)

Слайд 8

Разработка ИПР Возможный перечень мер: оказание помощи в освоении учебного материала: решение вопроса об определении в группу продленного дня, дошкольное учреждение; обеспечение ребенка бесплатным горячим питанием; привлечение несовершеннолетнего в кружки, секции, к участию в культурно-массовых мероприятиях; оказание помощи в организации занятости и оздоровления в период летних каникул; оказание помощи в оформлении утерянных документов; родительский всеобуч, оказание помощи в вопросах обучения, воспитания; привлечение к участию в воспитательном процессе в ОУ; другие.

Слайд 9

ИПР Индивидуальная программа реабилитации Семьи (несовершеннолетнего) _______________________________ «___» _____________20____г. «___» _____________20__г. (дата начала реабилитации) (дата окончания реабилитации) Проблемные вопросы семьи Программа реабилитации Выполнение программы реабилитации Примечания Необходимые мероприятия Исполнитель и дата Сведения о проделанной работе Исполнитель и дата 1 2 3 4 5 6

Слайд 10

№ п / п Мероприятия Сроки исполнения Исполнители Результат проводимых мероприятий Организация программных мер помощи несовершеннолетнему (его семье) (Ф.И.О) на период с ____ по ______: Дата Руководитель УО подпись Ф.И.О.

Слайд 11

Критерий Основания Реабилитация несовершеннолетнего и семьи ходатайство руководителя субъекта системы профилактики, решение консилиума Достижение совершеннолетия ст. 21, 27 Гражданского кодекса РФ Смена места жительства справка из ЖУ о выписке Жизнеустройство несовершеннолетнего при лишении родителей родительских прав или в случае их смерти решение административного или судебного органа, копии свидетельства о смерти Критерии снятия с учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении

Слайд 12

Обмен информацией Контактные телефоны: Начальник отдела опеки Подолян Екатерина Александровна Тел. (3652)54-64-25, Директор ЦСССДМ Скурихина Ксения Викторовна Тел. (3652) 60-12-73 Эл. адреса: КДН и ЗП – komis_deti@simf.rk.gov.ru , Заместитель председателя КДН и ЗП Тернов Марк Витальевич

Слайд 13

Спасибо за внимание! До новой встречи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

План работы с семьями находящихся в социально опасном положении

Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении...

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...