Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении
статья на тему

Давыдова Наталья Евгеньевна
Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

На первом этапе за семьей, находящейся в социально опасном положении, закрепляется кейс-менеджер (куратор случая) из специалистов центра, наделенный определенными правами и обязанностями, что отражено в разработанной должностной инструкции, который осуществляет координацию межведомственного взаимодействия, контроль реализации индивидуально-профилактической работы, которую осуществляют представители служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с выделенными  факторами социального риска семьи. В качестве примера приведем модель межведомственного взаимодействия, в рамках которого осуществляет свою работу кейс-менеджер СРЦН «Ачинский».

После того, как произошло «открытие случая» с занесением семьи в банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав назначается координатор случая по принципу наибольшей включенности учреждения в преодолении факторов социального риска семьи. Социальный  назначается координатором семей СОП, дети которых  обучаются в школе. Руководитель назначает конкретного специалиста из числа социальных педагогов, наделенных функциями кейс-менеджера, что отражается в постановлении КДНиЗП.

Здесь же определяется состав межведомственной рабочей группы, которая формируется соответственно выявленным факторам социального риска, например, если кто-то из членов семьи злоупотребляет спиртными напитками, то в состав рабочей группы входит специалист наркологического диспансера; если работоспособные члены семьи не трудоустроены, то в состав рабочей группы входит центр занятости населения и т.д.

- кейс-менеджер разрабатывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР), включая в нее мероприятия, предложенные членами рабочей группы. ИПР включает: основания постановки семьи на учет (факторы социального риска); цель; задачи; описывается состав семьи, с указанием фамилии, имени, отчества, адресом проживания и места работы членов семьи, наличием образования; социальное положение несовершеннолетних детей, имеющихся в семье (сведения о посещаемости ими образовательных учреждений, их принадлежность к криминальным кругам и т.д.); жилищные условия; состав рабочей группы; срок реализации программы; перечень мероприятий, направленных на преодоление семейного неблагополучия с указанием сроков его реализации, а также ответственного субъекта по реализации; ожидаемые результаты. С индивидуальной программой реабилитации знакомятся члены семьи и при необходимости в программу ими вносятся дополнения.

Сведения, на основании которых осуществляется сбор информации о семье, заключены в первичном акте жилищно-бытовых условий, представления психолога, составленное на основании его наблюдений, результатов автоматизированных тестов-опросников для родителей, анкетирования, использования проективных методик, в результатах «оценки рисков и возможностей» несовершеннолетних, достигших подросткового возраста.

В ходе второго этапа реализации программы профилактики девиантного и делинквентного поведения обучающихся в рамках разработанной ИПР реализуются следующие мероприятия: включение семьи в проведение акции «Рука помощи; организация летнего отдыха несовершеннолетних; мероприятия по адаптации ребенка к условиям учреждения; развивающие и социализирующие занятия; тренинги с родителями по гармонизации детско-родительских отношений; мероприятия детско-родительского клуба «Нам по пути», направленные на формирование благоприятной эмоционально-психологической атмосферы между членами семьи; социальный патронаж, осуществляемый всей рабочей группой по выявлению дополнительных потребностей семьи и т.д., также реализуются мероприятия субъектов системы профилактики оказание помощи родителям в трудоустройстве (ЦЗН); оказание материальной помощи семье при подготовке ребенка к школе (УСЗН); привлечение родителей к стационарному (амбулаторному) лечению от алкогольной зависимости (Наркологический диспансер); лечение несовершеннолетнего при необходимости (МБУЗ ГДБ). Результаты реализованных мероприятиях отражаются в справках о посещении семьи, отчетах о реализации мероприятий в рамках ИПР, что позволяет качественно контролировать происходящие изменения в ситуации курируемой семьи.

- работа по реализации индивидуальной программы реабилитации осуществляется членами рабочей группы под руководством кейс-менеджера. Отслеживание результативности мероприятий, запланированных в рамках ИПР, осуществляется в рамках заседаний межведомственного консилиума по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении. На заседании консилиума один-два раза в месяц члены рабочей группы совместно с кейс-менеджером обсуждают реализацию мероприятий ИПР, произошедшие изменения ситуации, в случае необходимости корректируют план мероприятий. Помимо консилиума кейс-менеджер отслеживает реализацию мероприятий посредством телефонной связи с членами рабочей группы, либо путем официальных запросов, что делает работу менее мобильной;

- по окончании реализации ИПР кейс-менеджер составляет аналитический отчет  и представляет его на заседании межведомственного консилиума. Если работа в рамках индивидуальной программы реабилитации позволила преодолеть факторы социального риска семьи, то консилиум представляет свои рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выводе семьи из банка данных семей, находящихся в социально опасном положении; если КДНиЗП соглашается с решением консилиума, то происходит полное закрытие случая, с выведением семьи из банка данных семей, находящихся в СОП; если у членов КДНиЗП возникают сомнения относительно устойчивости достигнутых результатов, то  за семей устанавливается полугодичный социальный патронаж, в ходе которого кейс-менеджер отслеживает стабильность достигнутых результатов по преодолению семейного неблагополучия, посредством реализации совместных мероприятий (социальный патронаж, привлечение к мероприятиям центра); если по окончании реализации ИПР продолжает сохраняться социально опасное положение в семье, то комиссией принимается решение либо о продолжении реабилитационной работы с сохранением кейс-менеджера или с его заменой другим специалистом, либо необходимости коррекции плана мероприятий в рамках ИПР.

На данный момент возникают вопросы по оформлению ИПР, поэтому специалистами центра был разработан шаблон индивидуальной программы реабилитации, созданный на основании предложенных методических рекомендаций министерством социальной политики Красноярского края, в которую внесены описание социальной ситуации семьи, а также мероприятия, услуги, оказываемые специалистами школы. Планируем представить на обсуждение в рамках круглого стола опыт работы специалистов школы и включить в разрабатываемы шаблон ИПР мероприятия специалистов всех субъектов профилактики для создания единой формы ИПР.

                Третьим этапом реализации программы девиантного и делинквентного поведения по методике кейс-менеджмент является - аналитический. Эффективность реализации программы подтверждается следующими достигнутыми результатами:

             - Каждый третий родитель устроился на работу;

                - при содействии куратора и члена рабочей группы из центра занятости населения каждый пятый родитель прошел обучение на приобретение профессии;

                - треть родителей, находящихся в социально-опасном положении прошли лечение от алкогольной зависимости в наркологическом диспансере.

                - каждая семья получает информационную поддержку: как показывает опыт работы, многие родители не имеют навыка заполнения официальных документов, не знают о существующих учреждениях социального обслуживания и об имеющихся у них ресурсах.

                - в школе действует детско-родительский клуб «Нам по пути», в рамках которого психолог и социальный педагог проводят диагностическое обследование, используя автоматизированные тесты, опросники; способствуют восстановлению, гармонизации внутрисемейных отношений и мотивируют родителей и детей совместно разрешать сложившиеся проблемы, путем активизации внутреннего ресурса Значимость работы клуба подтверждается высокой посещаемостью -  87%;

- наиболее распространенным фактором социального риска семей данной категории - это наличие неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий жилья, а также неустроенность быта, что является серьезной преградой для возвращения детей в семью, поэтому кейс-менеджеры ведут активную работу с волонтерами, которые оказывают спонсорскую, адресную помощь в виде обоев, предметов мебельного инвентаря (стол, стулья) и т.п., а уже родители самостоятельно, иногда при содействии куратора, приводят свое жилище в порядок. Подобная помощь оказана 40% семей, находящихся в СОП.

                - 95% родителей сделали косметический ремонт в своих квартирах. Активизируется деятельность по модели «родитель-куратор-волонтер», «волонтер-куратор-партнер».

                - организован досуг почти во всех семьях, чьими кураторами являются сотрудники школы (детско-родительский клуб, занятия с психологом, приобщение к мероприятиям, проводимых учреждениями членов рабочей группы, а также включение детей в работу кружков).

                 

                Таким образом, ценность методики кейс-менеджмент в работе с семьями, находящихся в социально опасном положении заключается в том, что она позволяет точно определить те услуги, в которых нуждается конкретная семья, позволяющие достичь наиболее качественных результатов, организовать системное и целенаправленное межведомственное взаимодействие, назначить конкретного специалиста, курирующего работу с семьей, установив с ее членами доверительные отношения, что способствует формированию личностной заинтересованности семьи в решении собственных проблем, мобилизации внутреннего ресурса семьи, исключив вмешательства в семью всеми учреждениями системы профилактики.

Однако, в работе с семьями, находящихся в социально опасном положении необходимо отметить возможные риски, к которым мы относим: шаблонность составления индивидуальной программы реабилитации, формальность межведомственного взаимодействия, отказ от привлечения узких специалистов (медиатора, психотерапевта) в реабилитационную работу, отсутствие соподчиненности кейс-менеджеру, отсутствие единого мониторинга реализации реабилитационных мероприятий.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

План работы с семьями находящихся в социально опасном положении

Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...