ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Дикая Екатерина Николаевна

 

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_sop._statya.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ

имени Дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова.

Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

                                                                                                        Дикая Екатерина Николаевна,

                                                                                                         педагог-психолог

                                                                                                          МБОУ лицей    

                                                                                                          им.В.Ф.Резникова.

Каневская, 2013 год.

Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это далеко не так. Все чаще дети становятся оружием выяснения отношений между родителями, подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Злоупотребление старшими спиртными напитками, пренебрежение родительскими обязанностями и ошибки в воспитании, а часто и его полное отсутствие, приводит к тому, что маленькие граждане предоставлены сами себе, занимаются бродяжничеством, преступают черту закона. Кто в этом виноват, можно рассуждать долго и упорно. Однако это не решит проблемы. «Что делать?» - гораздо более актуальный вопрос, которые задаются многие учреждения и службы.

Для обеспечения целенаправленной квалифицированной поддержки детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, деятельность педагога-психолога ориентирована на достижение следующих основных целей:

 - реализация права несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощи;

- оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, социальная реабилитация, изменение их статуса в семье, коллективе сверстников, обществе;

 - оказание  психолого - педагогической помощи родителям, усыновителям, опекунам и попечителям в разрешении сложных жизненных ситуаций.

Поэтапное достижение целей, стоящих  перед педагогом-психологом предполагает выполнение следующих задач:

  - организация индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и нуждающимся  в социальной реабилитации;

  - психолого-педагогическое обеспечение  конструктивного  развития личности несовершеннолетнего, укрепление его психологического здоровья, социальной адаптации, профессионального самоопределения  и реализации творческого потенциала;

 - психологическое просвещение несовершеннолетних, родителей или лиц, их замещающих, педагогов;

  - профилактическая, коррекционная и консультативная работа с несовершеннолетними и членами их семей   по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

  -  психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

  -   патронат несовершеннолетних после их возвращения в семьи.

Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, включает:

1). Диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу с несовершеннолетними:

а) выявление состояния психологических характеристик, критериев возрастной нормы развития, оптимизация данных показателей;

б)      коррекция нарушений психологического здоровья ребенка;

в) психологическое просвещение, повышение уровня психологической культуры (развитие навыков коммуникации, самоконтроля, рефлексии, целеполагания, социальной перцепции);

г)    восстановление или формирование конструктивных детско-родительских отношений.

2).  Диагностическую и консультативную работу с членами семьи несовершеннолетнего,  другими значимыми для него взрослыми:

а) диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей, воспитательных установок родителей, характера семейных дисфункций;

б) консультирование родителей, направленное на личностный рост, отработку негативных семейных традиций, психолого-педагогическое просвещение, формирование продуктивного  воспитательного взаимодействия с детьми, выработка соответствующих рекомендаций;

в)  консультирование  других значимых для несовершеннолетнего взрослых с целью расширения возможностей реабилитации семьи.

3).    Консультативную работу с педагогами:

а) сообщение результатов первичной диагностики несовершеннолетнего, выработка  рекомендаций  для  продуктивного воспитательного взаимодействия с ребенком;

б)    консультации по актуальным вопросам взаимодействия с несовершеннолетним или членами его семьи.

Одной из ключевых задач деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения  в отношении каждого ребенка из неблагополучной семьи  является предупреждение развития нежелательных  тенденций в состоянии его психологического здоровья. Педагогом-психологом должно проводиться лонгитюдное исследование состояния и динамики психологического здоровья детей, находящихся в социально опасном положении. На основе анализа результатов исследования строится коррекционно-развивающая и консультативная работа, проводимая в форме индивидуальных или групповых занятий. Данная работа направлена прежде всего на преодоление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В зависимости от возраста:

- у дошкольников проявляются высокая тревожность,  детские страхи, недостаточное развитие свойств внимания и памяти, отсутствие позитивной самооценки, слабая произвольность;

- у младших школьников  -  слабые  произвольность и саморегуляция, трудности социального взаимодействия, высокая тревожность, детские и школьные страхи, низкая степень развития интеллектуально-познавательных функций, низкая  или неустойчивая учебная мотивация, недостаточное нравственное развитие, высокая склонность к рискованному поведению;

- у подростков – высокая тревожность, склонность к депрессии, сложности социального взаимодействия, неустойчивая учебная мотивация, склонности к зависимому и рискованному поведению.    

Прежде, чем преступить к непосредственной работе с ребенком, находящемся в социально опасном положении, педагог-психолог должен изучить семью, в которой ребенок проживает. Работу педагога-психолога с семьей, дети которой находятся в социально опасном положении можно представить в виде следующего алгоритма:

1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;

2-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

3-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

4-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье;

5-й этап – непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь;

6-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Первым этапом психологической помощи является диагностика индивидуально-личностных особенностей учащихся, исследование внутрисемейных взаимоотношений, изучение  интересов и склонностей ребенка, его статуса  в классном коллективе.

Методики, которые используются на данном этапе работы:  личностный опросник Айзенка (определение типа темперамента),  опросник Шмишека (акцентуация характера), тест школьной тревожности Филлипса, социометрическая методика, проективная методика: « Рисунок семьи», рисунок несуществующего животного.

Второй этап включает в себя выработку рекомендаций на основании результатов диагностических  данных  для классных руководителей, учителей-предметников, родителей, а также составление планов индивидуальных коррекционных занятий с учащимися, находящимися в социально опасном положении.

Третий этап – проведение  тренинговых  и  коррекционных занятий по развитию уверенности в себе,  формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, коррекция детско-родительских отношений, организация консультаций для родителей с использованием элементов арт-техники  («Совместный рисунок»), консультаций  по методам разрешения  конфликтных ситуаций между родителями и детьми, знакомство родителей с возрастными особенностями младших школьников и подростков.

   Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении,  должна   состоять   прежде всего в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи – сохранение ребенка в семье.

Одной из приоритетных направление работы школьного психолога с детьми, находящимися в социально-опасном положении, непосредственное общения с родителями. Аспектов в этом направлении деятельности очень много, однако, самым популярным является профилактико-просветительская работа. Для ее наиболее эффективной реализации предварительно проводится диагностика. На наш взгляд, наиболее полную и точную информацию можно получить посредством методики «Родителей оценивают дети», которая базируется на методики «Анализ семейного воспитания» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина. Она позволяет изучить представление ребенка о стиле семейного воспитания, способствует выявлению проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желании понять ребенка. Работа с родителями, которые злоупотребляют спиртными напитками, подразумевает формирование у них мотивации к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений. В  работе  с семьей нами используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе.

При изучении психических познавательных процессов используются: методика диагностики логического мышления Тимофеева Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11-14 лет), при диагностике различных видов памяти: методика «12 слов и 12 чисел» (зрительная память),  Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники, методика «Пары слов» (логическая и механическая память), методика диагностики зрительной памяти на образы, методика «10 слов и 10 чисел» (слуховая память). Устойчивость внимания диагностируется при помощи методики «Таблица Шульте».

Одной из самых распространенных методик изучения индивидуально-типологических особенностей личности подростка («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Данная методика особенно ярко и всесторонне отображает особенности характера подростка.

Хорошо отражает уровень тревожности детей школьный тест тревожности Филлипса. Преимущество данной методики в том, что она позволяет хорошо изучить характер тревожности, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, так и о частных видах проявления тревожности.

Для определения самооценки школьника нами чаще всего используются методика интегральной самооценки личности «Кто я есть в этом мире» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова, а также исследование самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Однако, исходя из опыта работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, данные методики лучше всего проводить в комплексе с проективными методиками. Одной из самых популярных является методика «Несуществующее животное». В совокупности с другими тестами она дает наиболее полную картину не только самооценки, но и эмоциональной и  личностной сферы ребенка.

Одна из самых главных проблем детей, находящихся в социально-опасном положении, - это наличие большого количества времени, когда они предоставлены сами себе. Основным направлением по ее решению является вовлечение такой категории учеников во внешкольную жизнь. Занятость в кружках, подготовка и проведение различных мероприятий, участие в конкурсах и акциях – все это позволит провести время с пользой, благоприятно скажется на выборе профессии, отразится на эмоциональной сфере личности ребенка. Поэтому выявление интересов и склонностей детей является важным направлением работы педагога-психолога. В нашей работе чаще других используется методика «Карта познавательных интересов». Она рассчитана для учеников различных возрастов и имеет ряд модификаций. Проведение такой методики ежегодно позволяет наблюдать динамику изменение интересов учеников, корректируя тем самым их занятость в свободное от работы время.

Для работы с младшими школьниками широко используется сказкотерапия. Она способствует воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума, передаче индивидууму необходимых моральных норм и правил, влияет на развитие фантазии, обладает сильным антидепрессивным воздействием.  Старшие школьники активно участвуют в работе с использованием элементов библиотерапии. Чаще всего такие занятия проводятся во время профилактических акций и направлены на формирование здорового образа жизни обучающихся.    

В нашем учебном заведении широко применяются интерактивные формы работы с неблагополучными семьями. Среди них:

- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных  явлений в семье;

- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ОДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.

Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Все вышеперечисленные мероприятия педагог-психолог включает в план помощи несовершеннолетнему. Участникам плана педагог-психолог дает рекомендации по взаимодействию с детьми и родителями. Главное направление деятельности учителей и классного руководителя направлено на способы работы с ребенком так, чтобы повысить его адаптивные способности. Одна из самых приоритетных задач при работе с родителями – это развитие их социальной активности и ответственности за своего ребенка. Педагог-психолог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

План работы с семьями находящихся в социально опасном положении

Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении...

Программа "Комплексная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Программа «Комплексная работа с семьями,находящимися в социально опасном положении»...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...