Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.
статья по психологии ( класс) по теме

Колобанова Светлана Владимировна

Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действенным приемом как в работе с родителями, так и с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_sop_tzhs_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.

                                                                Прав был классик, когда писал:                                                                            «Все счастливые семьи                                                                                     счастливы одинаково, каждая                                                                             несчастливая семья несчастлива                                                                             по-своему».            Л.Н. Толстой.

        Важнейшая функция семьи – это воспитание и развитие детей. Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

        В благополучной семье ребенок получает достаточно внимания, эмоционального тепла, ласки, сравнивает себя с родителями и близкими, подражает им, учится быть взрослым.

        В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. В настоящее время происходит разрушение статуса семьи как педагогического института из-за педагогической неграмотности родителей. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между родителями и детьми. Родители нередко проявляют не достаточную грамотность в вопросах воспитания детей, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат в семье, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных семей.

        Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

        Отличительной особенностью таких семей является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, неудовлетворение его нужд. В таких семьях ребенок переживает:

  •  дискомфорт;
  • стрессовые ситуации;
  • жестокость;
  • насилие;
  • пренебрежение со стороны родителей, голод и т. д.

        К таким семьям относятся: асоциальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.

        Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, т. е. в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность семьи, которую они не могут преодолеть самостоятельно — это семьи «группы риска», т. е. многодетные, малообеспеченные, неполные семьи, подвергшиеся физическому или психологическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, семьи, в которых есть безработные родители, не имеющие определенного места жительства. В такой семье, родители погружаясь в свои проблемы, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

        Опыт работы показывает, что редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе.  Ребенок, из неблагополучной семьи, идентифицирует себя со своими родителями ибо они значимые взрослые для него. Считается, что за несколько лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести  опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком поведении, которое противоречит нормам общества. Поэтому, чем раньше будет выявлена такая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

        Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, педагогическое, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года и родители, как правило, самостоятельно не в силах справиться со сложившейся ситуацией.

     Такие семьи требуют неотложной психолого-педагогической и социальной помощи. Профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа с семьей, оказавшейся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, является приоритетной.        

         Данная работа должна быть направлена на создание дополнительных просветительских, профилактических, реабилитационных услуг, направленных на сохранение благополучия семьи как единственного полноценного института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.

      Изучив проблему семей, находящихся в социальном опасном положении и  трудной жизненной ситуации, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

       Наиболее эффективной формой работы с семьей, находящейся  в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, считаю, индивидуальную форму. 

        Помочь в работе с семьей может диагностика, патронаж, беседы, консультации, оказание психолого-педагогической и материальной помощи. Помощь в создании положительного микроклимата в семье. Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

   Несомненно, для получения положительного результата профилактической и коррекционной работы  с семьей необходим комплексный подход всех специалистов, сопровождающих семьи, находящиеся в социально-опасном положении. А также работа с данными семьями должна носить системный характер и быть неприрывной.

          Целью работы с семьями, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и  находящихся на грани социально опасной ситуации является развитие системы сопровождения семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

            Задачи:

  • побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье;
  • реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
  • коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Алгоритм сопровождения семей, находящихся в ТЖС и СОП включает в себя 6 этапов:

  • 1-й этап: выявление семей группы риска;
  • 2-й этап: установление контакта с семьей;
  • 3-й этап: изучение семьи;
  • 4-й этап: составление картотеки семей;
  • 5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семь. План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны образовательного учреждения. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки), в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.

Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей социальным педагогом в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.

Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации психолога.

Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

  • 6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи.

      Важным фактом при реализации индивидуальной программы реабилитации семьи является оказание ей широкого спектра помощи специалистами.

        Из практики работы мы знаем, что семьи, находящиеся в ТЖС и СОП нуждаются в следующих видах помощи:

  • психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
  • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
  • педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
  • правовой (повышение правовой компетентности родителей);
  • медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

           Остановлюсь подробнее на освещении вопроса — профилактическая работа с семьями данной категории.

      Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся.

    Просветительская деятельность родителей является одним из основных видов профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.

            Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового микроклимата в семье.         

        Наиболее эффективным способом на сегодняшний день является создание внутри школы родительских тематических клубов, где психолог не только делится нужной информацией, но и проводит социально-психологические тренинговые занятия, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся эффективно общаться с детьми, имеют возможность поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по проблеме.

       При проведении профилактической работы с семьями, находящимися в ТЖС и СОП важной задачей является – побудить родителей к изменению своих взглядов и поведения, т.е. подводить их к пониманию:

  • зачем ему вести здоровый образ жизни;
  • зачем ему выполнять в полной мере свои родительские функции;
  • зачем ему расширять свои педагогические познания;
  • что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза);
  • что это дает ему лично (его личный позитивный прогноз) как женщине или мужчине, как супругу, как работнику;
  • что он приобретает;
  • а что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза),
  • как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.

   Эффективной формой профилактической работы является — использование  видеоматериалов как при проведении индивидуальных и групповых консультаций, так и при проведении диспутов, родительских собраний.

        Принцип данной формы работы заключается в просмотре видеороликов, социальной рекламы с последующим обсуждением в группе. Это, своего рода, тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении проблем родителей и детей.   Понимание содержание видеороликов позволяет человеку переосмысливать собственный внутренний мир, расширять свой ролевой репертуар.         Сюжет видеороликов, позволяет увидеть в героях  самих себя, своих близких, свои поступки. Он предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного для нас решения.

         При использовании метода просмотра видеороликов при проведении профилактической работе родитель может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает участнику просмотра перенести содержание внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни.

      Возможность оставаться «скрытым» позволяет родителям и детям проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент. В данном случае защитой служит «маска», то есть образ героя видеоролика и осознание того, что это — всего лишь фильм, а значит, все происходящее — «не моя жизнь».

       Эффективность использования данной формы работы достигается за счет таких качеств, как:

- наглядность;

- легкость подачи и объяснения материала;

- использование видеоматериалов способствует наибольшему запоминанию материала за счет наглядности.

https://www.youtube.com/watch?v=MYSsU8bjw1w — «Меня бьют родители».

https://www.youtube.com/watch?v=ZgapDdrEhFg — «Не бейте детей».

https://www.youtube.com/watch?v=KblJ6ow8I_8 — «Жестокое обращение с детьми».

https://www.youtube.com/watch?v=OM5TMDsVoo0 — «Как дети видят пьющих родителей».

https://www.youtube.com/watch?v=fRIO6yusmj4 — «Ваше будущее в Ваших руках».

https://www.youtube.com/watch?v=EyzwNoNFLUg — «Как слово убивает мечту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении"

В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет чи...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Социальная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении....

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"...

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опавном положении"...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...