Обучающий семинар для педагогов " Профилактика жестокого обращения с детьми"
презентация к уроку на тему

Потапова Ия Викторовна

В материалах содержатся  объяснение понятия "жестокое обращение" ,виды и признаки жестокого обращения с ребенком,а также  правовая ответсвенность .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающий семинар для педагогов школы Жестокое обращение с детьми: понятие, формы, признаки. Теоретический аспект Составители педагоги-психологи МБОУ СОШ №9 Пудова Е.М. Потапова И.В.

Слайд 2

Понятие «жестокое обращение с детьми » в России впервые появилось в Кодексе о браке и семье, в 1968 году и было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Слайд 3

« Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года).

Слайд 4

Международные и Российские документы, регулирующие защиту прав детей Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948г . Международный пакт о гражданских и политических правах 16.12.1966г . Декларация прав ребенка ООН 20.11.1959г Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г . Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.10.1990г. Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда ( подписана Россией в январе 2003 г.

Слайд 5

Международные и Российские документы, регулирующие защиту прав детей Конституция РФ Семейный кодекс РФ Закон РФ «Об образовании» Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Уголовный Кодекс РФ и другие

Слайд 6

Стратегия РФ по вопросам защиты прав ребенка Приказ президента РФ от 01.06.2012года № 761 о разработке Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы предусматривает комплекс мер на формирование безопасного и комфортного окружения для детей.

Слайд 7

Стратегия РФ по вопросам защиты прав ребенка Формирование механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка и оказание помощи с участием учреждений образования , здравоохранения, социального обслуживания.

Слайд 8

Понятие «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» В результате: жестокому обращению и насилию подвергаются дети не только в дезадаптированных, но и вполне благополучных семьях. Ж естокое обращение с детьми - это любые умышленные действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляющие права и свободу

Слайд 9

1 4 4. Психологическое насилие 1. Физическое насилие 2.Сексуальное насилие 2 3 3. Пренебрежение нуждами ребенка В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, необходимо говорить о следующих формах жестокого обращения:

Слайд 10

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения .

Слайд 11

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ или РАЗВРАЩЕНИЕ в овлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность со взрослым, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать согласие, с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды

Слайд 12

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА (МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ) НЕЖЕЛАНИЕ ИЛИ НЕСПОСОБНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ, УДОВЛЕТВОРЯТЬ ОСНОВНЫЕ НУЖДЫ РЕБЕНКА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ЧТО ПРИВОДИТ К НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ ВРЕДУ ДЛЯ ЕГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СЕРЬЕЗНОМУ РИСКУ ЭТОГО ВРЕДА.

Слайд 13

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ – эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержения, которые приводят к возникновению выраженных эмоциональных и поведенческих нарушений. . В результате: наиболее деструктивная форма жестокого обращения, затрагивающая все сферы развития ребенка

Слайд 14

Современные виды проявления насилия Кибербуллинг - виртуальный террор; Хеппислеппинг - записи реальных сцен насилия на видео; Моббинг - травля человека сообществом людей

Слайд 15

Формы физического насилия избиение; умышленное причинение боли; помещение в условия, причиняющие физическую боль; использование физической силы для побуждения к действиям, причиняющим боль, вред (например, прием алкоголя или наркотических средств) и унижение; лишение свободы; бездействие, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке и др.

Слайд 16

Признаки физического насилия над ребенком Поведенческие и психологические индикаторы раны и синяки, ожоги, укусы агрессивность тревожность избегание сверстников боязнь взрослых малоподвижность страх физического контакта боязнь идти домой стремление скрыть причину получения трав и побоев бродяжничество.

Слайд 17

Формы сексуального насилия демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка; совершение полового акта в присутствии ребенка; демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм); подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур ( вуайеризм ), а также принуждение ребенка раздеванию; сексуальная эксплуатация – злоупотребление беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения, для порнографических целей или вовлечения в проституцию, формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов ;

Слайд 18

Признаки сексуального насилия Результат медицинского осмотра ребенка Повреждения, кровотечения, гематомы, следы укусов, беременность. Поведенческие и психологические индикаторы резкое ухудшение успеваемости; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуальноокрашенное поведение; агрессия; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, угрозы или попытки самоубийства; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым, резкие перемены в поведении, отказ посещать определенное место или оставаться наедине с определенным человеком, жалобы на свое здоровье без указания конкретной причины.

Слайд 19

Формы пренебрежения основными витальными потребностями отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая; не предоставление ребенку медицинской помощи; запрет на пользование обогревательными приборами в холодное время, связывание рук и ног, запирание в погребе, в сарае в легкой одежде,: отказ в содержании детей; не удовлетворение основных экономических потребностей ребенка; растрата денег, предназначенных для детей; контроль поведения и принуждение с помощью денег; использование ребенка как средства экономического торга при разводе ;

Слайд 20

Признаки пренебрежения основными витальными потребностями (нуждами) Поведенческие и психологические индикаторы неухоженный вид, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.) неряшливость в одежде болезненный внешний вид истощаемость, утомляемость на уроках чувство голода снижение успеваемости снижение веса агрессивное поведение или безразличие печаль, слезливость.

Слайд 21

Формы психологического (эмоционального) насилия угрозы (убийства, самоубийства, причинение вреда ребенку или другим людям, бросить ребенка или отправить в нежелательное место и пр.); оскорбления (включая обидные прозвища); ложь; унижения; неприятие, отвержение; терроризирование; изоляция (включая ограничения общения); игнорирование; эксплуатация; развращение; использование ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Слайд 22

Признаки психологического насилия Поведенческие и психологические индикаторы печаль плохая успеваемость нервные тики склонность к уединению неумение общаться излишняя уступчивость, податливость, заискивающее поведение избыточная потребность во внимании или осторожность импульсивность, взрывчатость, агрессия, гнев (часто направленный против себя),попытки суицида, ложь, воровство.

Слайд 23

Признаками жесткого обращения с ребенком могут быть, если у ребенка наблюдается : боязнь физического контакта с взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; стремление полностью закрыть свое тело; постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; агрессивность склонность к уединению, неумение общаться; задержка физического, умственного развития; нервный тик, энурез требование ласки и внимания; ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот; ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов ребенок судорожно реагирует на поднятую руку; ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

Слайд 24

Любой вид жестокого обращения ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - взрослые, допускающие жестокость по отношению к детям, разрушают ожидание любви, доверия и заботы, ч то приводит к серьезным нарушениям процесса развития детей, наносит ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Слайд 25

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии законодательством РФ

Слайд 26

Административная ответственность Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с кодексом Российской Федерации (ст.5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции КДН и защите их прав .

Слайд 27

Гражданско-правовая ответственность Семейный кодекс РФ : Лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).



Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов 01.11.2013г.

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Составители: Потапова И.В. ,Пудова Е.М.

при подготовке к семинару использовались материалы  КГБОУ « Камчатский центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации»  

  Историческая справка.

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных этнокультурных, социальных особенностей страны.

В англоязычной терминологии в XX веке появилось понятие «Child abuse and neglect» (CA&N) — насилие над детьми, жестокое обращение с ними, запущенность и пренебрежение нуждами ребенка.

В России термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г., в котором жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Жестокое обращение впрямую связано и с агрессией (от лат. aggressio — нападение), – активной формой выражения эмоций ненависти, гнева, ярости, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Описать жестокое обращение можно только через понятие насилия оно является родовой характеристикой жестокого обращения, а отличительным (видовым) признаком жестокого обращения является повторяемость и относительная регулярность насилия.

Насилие с психолого-педагогической точки зрения всегда сопровождается негативными переживаниями объекта насилия: боль, негативные эмоции (страх, ненависть, фрустрация, стресс, шок и др.) и наносит значительный вред личностному и социальному развитию.

 Современные подходы и документы

Все дети имеют право на защиту и помощь. Важнейшими международными правовыми документами, регулирующими защиту прав несовершеннолетних являются:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

Российские правовые документы

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ, Уголовный Кодекс РФ и другие. 

Стратегия

В национальной Стратегии действий в интересах дете на 2012-2017 годы, утвержденной приказом президентом РФ от 1. 06.12г. № 761  отражены конкретные меры направленные на формирование безопасного и комфортного окружения для детей:

Формирование механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказание им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения социального обслуживания.

 Понятие «Ж.О»

В психолого-педагогической, социологической, юридической литературе дается множество определений жестокого обращения с детьми.

«Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода»

Виды и формы жестокого обращения с детьми

. Физическое насилие

Физическое насилие – умышленное использование физической силы и различных предметов для причинения боли ребенку, наносящее вред физическому или психическому здоровью (включая телесные повреждения), нарушающее нормальное развитие или создающее реальный риск для жизни ребенка.

Формы физического насилия: избиение; умышленное причинение боли; помещение в условия, причиняющие физическую боль; использование физической силы для побуждения к действиям, причиняющим боль, вред (например, прием алкоголя или наркотических средств) и унижение; лишение свободы; бездействие, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке и др.

Психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие – однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Формы психологического насилия:

- угрозы (убийства, самоубийства, причинение вреда ребенку или другим людям, бросить ребенка или отправить в нежелательное место и пр.);

- оскорбления (включая обидные прозвища);

- ложь;- унижения;- неприятие, отвержение;- терроризирование;- изоляция (включая ограничения общения);- игнорирование;- эксплуатация;- развращение;

- использование ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому), и др.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера в целях получения последним удовлетворения или выгоды с помощью насилия, угроз или злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), причинившее вред его физическому или психическому здоровью либо нарушившее его психосексуальное развитие.

Формы сексуального насилия:- эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития, включая: демонстрацию эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка; совершение полового акта в присутствии ребенка; демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм); подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию;- сексуальная эксплуатация – злоупотребление беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения, для порнографических целей или вовлечения в проституцию, включая: половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом; мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон; введение предметов во влагалище или анус; мастурбацию, со стороны ребенка или взрослого;- подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

Пренебрежение нуждами ребёнка

Пренебрежение основными витальными потребностями (нуждами)ребёнка (моральная,экономическая  жестокость) – отсутствие условий для нормальной жизни ребенка,заботы о его здоровье и развитии, когда ребенок является нуждающимся ,живет в физически опасном окружении.

Формы проявления пренебрежения:- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;- не предоставление ребенку медицинской помощи;- запрет на пользование обогревательными приборами в холодное время, связывание рук и ног, запирание в погребе, в сарае в легкой одежде,:- отказ в содержании детей;- не удовлетворение основных экономических потребностей ребенка;- растрата денег, предназначенных для детей;- контроль поведения и принуждение с помощью денег;- утаивание доходов;- придирчивый и мелочный контроль расходов ребенка;- использование ребенка как средства экономического торга при разводе.

 На современном этапе развития общества появляются новые формы проявления насилия ,в основном проявляющиеся в подростковой среде.

 Кибербуллинг – виртуальный террор: кибер-запугивание, виртуальное унижение. Самые распространены е методы КБ- использование личной информации; анонимные угрозы; преследования по мобильной связи и электрон. Почте;

Хеппислеппинг- ( счастливое похлопывание)- записи реальных сцен физического насилия.

Моббинг- ( толпа) травля человека  неким сообществом людей.

Жестокое обращение с детьми может включать в себя все виды насилия или несколько из них .

Признаки жестокого обращения. ( слайды)

- поведенческие проявления(ф,с,п,в)

Общие признаки в поведении детей для педагогов + памятка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.  Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В работе перечислены формы насилия над детьми и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с Российским законодательством....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В презентации представлена информация о жестоком обращении с детьми и формах насилия над ними....

План работы по профилактике жестокого обращения с детьми

План работы соц. педагога коррекционной школы VIII вида по профилактике жестокого обращения с несовершенолетними....

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, ...

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, ...

Выступление на ГМО педагогов-психологов «Профилактика жестокого обращения с детьми дома и в ОО»

Предоставление опята работы на ГМО по теме "Профилактика жестокого обращения с детьми дома и в ОО"...