Опека и попечительство
статья на тему

Шульга Инна Павловна

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей. 

Между тем одна из самых тяжелых проблем России последнего времени – сиротство, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней.

Увеличивается число алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих иными формами зависимости, что не позволяет им быть полноценными участниками гражданских правоотношений. Все это не только не снижает, но напротив, усиливает актуальность как самого института опеки и попечительства, так и проблем, связанных с его дальнейшим развитием.

Взять ребенка под опеку решается далеко не каждый россиянин. А ведь те, кто все же решил стать приемными родителями или усыновителями, спасают малыша от большой психологической травмы и помогают ему избежать «душевной инвалидности». Психологи утверждают, что давно пришло время попрощаться с такой системой воспитания детей, как интернаты и детские дома.

Моя статья посвящена формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opeka_i_popechitelstvo.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Опека и попечительство

                                        Шульга Инна Павловна, социальный педагог

                                        МКОУ Митрофановская СОШ

Организация обучения и воспитания детей, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности учебных заведений естественно главная задача педагогических коллективов. Но есть ещё ряд вопросов, которые системе образования приходиться решать. Это и проблемы сиротства и проблемы детей – инвалидов, и организация отдыха несовершеннолетних, их оздоровления, и решение споров по воспитанию и многое другое, что вкладывается в понятие «охрана прав детей».

        Проблемы, связанные с охранной детства, в последние годы осложнились. Растет число социальных сирот, резко снижается уровень здоровья детей. Увеличивается количество брошенных детей. Возрастает тенденция неблагополучия в семье.

        Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливается для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой согласно закона № 48 «Об опеке и попечительстве» понимают «форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными гражданами, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности,  при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане  (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнения обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ».

        Опекуны и попечители подбираются органом  опеки и попечительства. При этом тщательно оценивают намерения лиц, предпочтение отдаётся более близким родственникам. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества опекуна (попечителя), способности его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

        Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

        Работая социальным педагогом в МОУ Митрофановской сош, я осуществляю определенную деятельность с лицами данной категории. Для оказания своевременной помощи детям, оставшимся без попечения родителей важное значение имеет их точный учет. С этой целью в школе ведется «Журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей», в который заносятся сведения о каждом ребенке, выявленном в микрорайоне и проживающем не у родителей.

        В школе проводится работа  по защите личных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечивается выполнение закона РФ «Об образовании», организовывается проведение два раза в год углубленного медицинского осмотра детей.

        Защищаются имущественные права несовершеннолетних: выявляется и описывается имущество, принадлежащее осиротевшим, а в дальнейшем ведётся контроль над сохранностью этого имущества путем сверки наличия вещей в соответствии с первоначальной описью. В работе по защите жилищных прав детей за осиротевшими детьми в установленном порядке закрепляется право на  проживание в семьях опекунов . Осуществляется контроль за сохранностью имущества жилых помещений, принадлежащих детям в соответствии со ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ. Мною составляются акты о сохранности жилья детей-сирот.

         Личные дела подопечных детей дополняются два раза в год следующими документами:

  1. Актом контрольного обследования условий жизни. При изменении подопечным места жительства к акту обследования прилагается справка из жилищных органов о том, куда выбыл ребенок. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечного семья берется на особый контроль и посещается  чаще.
  2. Справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате на  них алиментов или пенсии по случаю смерти родителей.

Орган управления образованием выплачивает опекунам (попечителям)

денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным. Назначение данных выплат регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) , утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.93 № 50.

        По достижению подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится     попечителем несовершеннолетнего; по достижению подопечным 18 –летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.

         В последнее время  на территории микрорайона нашей школы наблюдается тенденция к росту количества детей, находящихся на опеке и попечительстве. Так за последние пять лет с 6 человек их количество увеличилось до 12. Большее распространение приобретает  институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приёмной семье было утверждено постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 года. Статус приёмной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома.

        Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приёмными родителями; ребёнок, передаваемый на воспитание в приёмную семью, именуется приёмным ребёнком, а такая семья – приёмной семьёй. Приёмные родители по отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна. Общее число детей в приёмной семье, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приёмную семью не влечет за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

        Приёмная семья образуется на основе договора о передаче ребёнка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдаёт приёмным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приёмным родителям  оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.

        В случае, если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребёнка с ослабленным здоровьем, больного ребёнка, ребёнка с отклонениями в развитии, ребёнка-инвалида в заключении должно быть указано наличие у приёмных родителе необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приёмными родителями является основанием для подбора ребёнка с целью передачи его в  приёмную семью.

        Органы опеки и попечительства предоставляют приемным родителям информацию о ребёнке, который может быть передан на воспитание в приёмную семью, и выдаёт направление для посещения ребёнка по месту жительства (нахождения). При подборе ребёнка из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений орган опеки и попечительства знакомит лиц, желающих взять ребёнка на воспитание, с личным делом ребёнка и заключением о состоянии его здоровья.

         Договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребёнка и приёмными родителями. Он должен предусматривать срок, на который ребёнок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

        Ребёнок, переданныё в приёмную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на его имя в банковском учреждении. За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

        Ребёнок в приёмной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия приёмных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребёнком, его родителями, родственниками и приёмными родителями определяется органами опеки и попечительства.

        На содержание каждого ребёнка приёмной семье выплачивается ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книги предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребёнка, передаваемого на воспитание в приёмную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.

        Приёмные родители ведут учёт в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка. Сведения об израсходованных средствах предоставляются ежегодно в органы опеки и попечительства.

        В данный момент на территории Митрофановского поселения проживает три приемные семьи. Пять лет назад областная газета «Коммуна» рассказала об одной из них. Хочется процитировать корреспондента газеты А. Гашимову : «Чужих детей не бывает, так считают Елена и Сергей Поспеловы. И не просто считают, но ежедневно доказывают это собственным примером. В октябре прошлого года в семье Поспеловых появилась ещё одна дочка. Четырнадцатилетняя Элла. С её приходом семья перестала быть такой же, как сотни и тысячи других, превратившись в приёмную.

         Прежде чем стать частичкой новой семьи, Элла успела пожить вместе с мамой в Митрофановке и в Москве, побывать в социальном приюте «Доброта» в Кантемировке и в Верхнем Мамоне. Она не «подсела» на наркотики, и не потянулась к пиву и чему покрепче, не бросила школу. Потому что рядом оказались надёжные и добрые люди.

        -  У Эллы очень сильный характер, мы знаем её практически с рождения, - рассказывает Елена Васильевна. – Вместе с её мамой беременными ходили, вместе девочек растили, в садик, школу отдали. Потом она поехала в Москву работать, а дочку отдала в приют. Мы сначала забрали девочку на зимние каникулы, потом и на все остальные. Чего только не наслушались, когда решили забрать её в семью. Многие нас отговаривали, зачем вам нужен чужой ребёнок, у неё есть сёстры и прочая родня, пусть, дескать, и берут к себе. Мы же никого не слушали, родственники были на нашей стороне. Не чужая она нам давно уже своей стала. Разве можно её в интернат отправить, как жить-то потом после такого».

        В данный момент в семье Поспеловых воспитывается еще один приемный ребенок – племянница Эллы – Даша.

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт приёмной семьи, опеки и попечительства являются гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, приёмными родителями,  а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.

В большинстве случаев приёмная семья, опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря этим формам устройства несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Список использованной литературы

Специальная литература:

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога («ВАКО», Москва, 2005)

Гашимова А. Поселилось счастье в доме («Коммуна», 2008)

Нормативный материал:

Гражданский кодекс РФ. М., 2000.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Семейный кодекс РФ. Ростов-на-Дону, 2000.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.апреля 2008 г. №48- ФЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Страны ОПЕК. Анимированный трафарет

Образовательный ресурс позволяет проверить страны, входящие в отраслувую экономическую группировку- ОПЕК...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

(с изменениями на 4 ноября 2014 года)...

Закон "Об опеке и попечительстве"

Статьи закона с внесенными изменениями...

Особенности развития ребёнка, лишенного родительского попечительства

доклад на методическом объединении воспитателей детского дома...

Выступление перед родителями и опекунами в комитете опеки и попечительства

1.      Речь и ее функции в развитии ребенка1.1.   Функции речи1.2.   Виды речи2.      Основные этапы развития речи детей в норме3...

Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гра...