А если он трудный
статья на тему

Филиппова Юлия Ахтарьяновна

«У каждого ребенка в глубине души

спрятаны колокольчики. Надо только

отыскать их, затронуть,

чтобы они зазвенели

добром и веселым звоном»

В.А. Сухомлинский

 

Интуитивно или осознанно каждый взрослый рано или поздно сталкивается с тем, что ему бывает трудно с ребенком: «требую – не выполняет», «я к нему с лаской - а он грубит», «попробовала поговорить с ним откровенно-он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобный сетования родителей. Да и самих педагогов множество детско-подростково-юношеских проблем ставят, приводят к слову «трудно».

 

Проблема трудных детей стоит, стояла и будет стоять в образовательных учреждениях. В чем же ее суть? Чем один обучающийся отличается от другого? И каковы пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости?

Попытаемся выделить три основные группы трудновоспитуемости обучающихся и соответственно три пути (направления) воспитательной работы с ними.

Первая группа - это обучающиеся, трудновоспитуемость которых обусловлена особенностями  «переходного периода». Нетрудно заметить, что при неблагоприятных условиях жизни и воспитания у некоторых детей возникают трудности в периоды кризисов, то есть в периоды коренной перестройки физического, психического, психического и социального развития. Речь идет о кризисе начальной школы (переход от игровой деятельности к учебному труду) и кризисе подросткового возраста (переход от детства к взрослости), когда развитие ребенка и подростка характеризуется двумя особенностями: интенсивностью и неравномерностью. Вот почему возможны сбои, ошибки,  неравномерности в физическом, психическом и социальном развитии ребенка. Путь преодоления трудновоспитуемости этой категории детей и подростков – воспитание, то есть такая его организация на основе возрастных, индивидуальных и половых особенностей, при которой выравниваются и устраняются все сбои и ошибки, допущенных ранее.

Вторая группа – дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена  отклонениями и физическом и психическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерно раннее и интенсивное развитие. Подход  к преодолению трудновоспитуемости таких детей – это сочетание лечения того заболевания, которое имеется в анамнезе развития ребенка (подростка), и особых мер «щадящей педагогики». В основе ее - принципы лечебной педагогики,  включающие индивидуальный подход к больным детям в реализации требований учебно-воспитательного процесса, в превалировании метода поощрения перед наказанием, в применении методов приемов психотерапевтического воздействия.

Третья группа – это дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена педагогической запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и эмоциональном - волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер.

Признаки педагогической запущенности:

·        отклонения в сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий, морально-этических, эстетических, политических, экономических и других категорий, искаженными критериями оценки. Например, такими: «Каждый живет, как ему нравится, даже если это затрагивает интересы других людей».

·        Отклонения в поведении состоят в ряде поступков, правонарушений и преступлений, то есть это безнравственное и противоправное («отклоняющееся», «девиантное») поведение. Наиболее распространенные поступки: озорство и хулиганство,  драки-разборки, издевательства и преступное преследование сверстников.

·        Отклонения в социально-волевой сфере – неадекватное эмоциональное реагирование на разные события (подросток радуется: человек попал в неловкое положение, старушка упала и т.п.), неадекватное восприятие событий и явлений («родители раньше пришли с работы-опять надзор», «Купили путевку в оздоровительный в оздоровительный лагерь – летом свободы не будет»).

Разумеется, все эти виды отклонений влияют на развитие человека, на его контакты с другими людьми с другими людьми (в том числе со сверстниками, родителями и педагогами), на успешность или неуспешность включения в различные виды деятельности, свойственные подростковому возрасту. Недаром именно у педагогически запущенных детей, по их признанию, в число любимых видов деятельности попадают такие, как: есть, спать, бездельничать, гулять, ходить по улице, сидеть в беседке, вызывающе одеваться и краситься, доводить учителей и т.п.

Возникают эти отклонения не на пустом месте. Причиной могут быть неполная семья, отсутствие воздействия внешкольных учебно-воспитательных учреждений (ребенок не занимается никакой деятельностью на досуге). Это и негативные факторы воспитательного воздействия: алкоголизм и безнравственность родителей, отсутствие культурной среды, физическое и психическое насилие над детьми, асоциальные компании сверстников.

Правда следует предостеречь учителя от прямого толкования причин педагогической запущенности: плохие условия, вот человек и растет невоспитанным. Это не совсем так. Все зависит от того, как воспринимаются ребенком позитивные и негативные воздействия. Если у одного ребенка пьянство, сквернословие и озорство вызывают интерес, то у другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест. Понимание этого позволит понять почему вдруг в неблагополучной семье вырастают хорошие дети и, увы бывает и наоборот.              

Наконец, последний признак педагогической запущенности- устойчивость личностных проявлений отрицательных качеств личности: лени, лживости, грубости, равнодушия, жестокости, потребности красть. Действительно, где граница между детским «взял без спросу» (ручку, ластик, конфету) и противоправным действием под названием «кража»? Найдется ли среди людей человек, который ни разу «не взял без спросу»? Наверное, нет, а вот у трудных подростков – это устойчивое явление, практически во всех жизненных ситуациях.

Дети нуждаются в специальном подходе к преодолению педагогической запущенности, а именно в перевоспитании. А этот процесс требует глубокого, более длительного педагогического воздействия на три сферы личности подростка     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_esli_on_trudnyy.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

А если он «трудны»

«У каждого ребенка в глубине души

спрятаны колокольчики. Надо только

отыскать их, затронуть,

чтобы они зазвенели

добром и веселым звоном»

В.А. Сухомлинский

Интуитивно или осознанно каждый взрослый рано или поздно сталкивается с тем, что ему бывает трудно с ребенком: «требую – не выполняет», «я к нему с лаской - а он грубит», «попробовала поговорить с ним откровенно-он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобный сетования родителей. Да и самих педагогов множество детско-подростково-юношеских проблем ставят, приводят к слову «трудно».

 

Проблема трудных детей стоит, стояла и будет стоять в образовательных учреждениях. В чем же ее суть? Чем один обучающийся отличается от другого? И каковы пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости?

 Чтобы понять трудного школьника, принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние проявления трудных обучающихся, но прежде изучить истоки трудновоспитуемости.

Попытаемся выделить три основные группы трудновоспитуемости обучающихся и соответственно три пути (направления) воспитательной работы с ними.

Первая группа - это обучающиеся, трудновоспитуемость которых обусловлена особенностями  «переходного периода». Нетрудно заметить, что при неблагоприятных условиях жизни и воспитания у некоторых детей возникают трудности в периоды кризисов, то есть в периоды коренной перестройки физического, психического, психического и социального развития. Речь идет о кризисе начальной школы (переход от игровой деятельности к учебному труду) и кризисе подросткового возраста (переход от детства к взрослости), когда развитие ребенка и подростка характеризуется двумя особенностями: интенсивностью и неравномерностью. Вот почему возможны сбои, ошибки,  неравномерности в физическом, психическом и социальном развитии ребенка. Путь преодоления трудновоспитуемости этой категории детей и подростков – воспитание, то есть такая его организация на основе возрастных, индивидуальных и половых особенностей, при которой выравниваются и устраняются все сбои и ошибки, допущенных ранее.

Вторая группа – дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена  отклонениями и физическом и психическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерно раннее и интенсивное развитие. Подход  к преодолению трудновоспитуемости таких детей – это сочетание лечения того заболевания, которое имеется в анамнезе развития ребенка (подростка), и особых мер «щадящей педагогики». В основе ее - принципы лечебной педагогики,  включающие индивидуальный подход к больным детям в реализации требований учебно-воспитательного процесса, в превалировании метода поощрения перед наказанием, в применении методов приемов психотерапевтического воздействия.

Третья группа – это дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена педагогической запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и эмоциональном - волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер.

Признаки педагогической запущенности:

  • отклонения в сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий, морально-этических, эстетических, политических, экономических и других категорий, искаженными критериями оценки. Например, такими: «Каждый живет, как ему нравится, даже если это затрагивает интересы других людей».
  • Отклонения в поведении состоят в ряде поступков, правонарушений и преступлений, то есть это безнравственное и противоправное («отклоняющееся», «девиантное») поведение. Наиболее распространенные поступки: озорство и хулиганство,  драки-разборки, издевательства и преступное преследование сверстников.
  • Отклонения в социально-волевой сфере – неадекватное эмоциональное реагирование на разные события (подросток радуется: человек попал в неловкое положение, старушка упала и т.п.), неадекватное восприятие событий и явлений («родители раньше пришли с работы-опять надзор», «Купили путевку в оздоровительный в оздоровительный лагерь – летом свободы не будет»).

Разумеется, все эти виды отклонений влияют на развитие человека, на его контакты с другими людьми с другими людьми (в том числе со сверстниками, родителями и педагогами), на успешность или неуспешность включения в различные виды деятельности, свойственные подростковому возрасту. Недаром именно у педагогически запущенных детей, по их признанию, в число любимых видов деятельности попадают такие, как: есть, спать, бездельничать, гулять, ходить по улице, сидеть в беседке, вызывающе одеваться и краситься, доводить учителей и т.п.

Возникают эти отклонения не на пустом месте. Причиной могут быть неполная семья, отсутствие воздействия внешкольных учебно-воспитательных учреждений (ребенок не занимается никакой деятельностью на досуге). Это и негативные факторы воспитательного воздействия: алкоголизм и безнравственность родителей, отсутствие культурной среды, физическое и психическое насилие над детьми, асоциальные компании сверстников.

Правда следует предостеречь учителя от прямого толкования причин педагогической запущенности: плохие условия, вот человек и растет невоспитанным. Это не совсем так. Все зависит от того, как воспринимаются ребенком позитивные и негативные воздействия. Если у одного ребенка пьянство, сквернословие и озорство вызывают интерес, то у другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест. Понимание этого позволит понять почему вдруг в неблагополучной семье вырастают хорошие дети и, увы бывает и наоборот.              

Наконец, последний признак педагогической запущенности- устойчивость личностных проявлений отрицательных качеств личности: лени, лживости, грубости, равнодушия, жестокости, потребности красть. Действительно, где граница между детским «взял без спросу» (ручку, ластик, конфету) и противоправным действием под названием «кража»? Найдется ли среди людей человек, который ни разу «не взял без спросу»? Наверное, нет, а вот у трудных подростков – это устойчивое явление, практически во всех жизненных ситуациях.

Дети нуждаются в специальном подходе к преодолению педагогической запущенности, а именно в перевоспитании. А этот процесс требует глубокого, более длительного педагогического воздействия на три сферы личности подростка    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка подростку "Если ты попал в трудную ситуацию"

Как вести себя подростку в трудной ситуации...

Занятие на тему: « Если тебе трудно» (7-9 классы)

Цель:  профилактика депрессивных состояний.Задачи:- учить находить разные способы решения проблем;- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;- с...

Психологическое консультирование для подростков "Если ты попал в трудную ситуацию"

Памятки и рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся...

ПАМЯТКА ПОДРОСТКУ «ЕСЛИ ТЫ ПОПАЛ В ТРУДНУЮ СИТУАЦИЮ»

Где и какая помощь будет оказана тебе:   Семья, школа, твой классный руководитель, психолог, медицинский работник, заместитель директора по воспитательной работе, директор тебе помогут добры...

Если в семье «трудный подросток». Консультация для родителей.

     Трудный подросток? Почему он такой? Обычно    определение «трудные» относится к тем детям, которые не только плохо учатся, но и при этом такж...

Если тебе трудно... Выход всегда есть

Как справиться с проблемой? Как быть, когда трудно управлять своими эмоциями, переживать негативные чувства (боль, отчаяние, печаль). Если ты чувствуешь себя одиноким......