Если у вас в семье особенный ребёнок…
статья на тему

из опыта работы специалистов Кировского ТСП МБОУ «Центр диагностики и консультирования» с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если у вас в семье особенный ребёнок…

(из опыта работы специалистов Кировского ТСП МБОУ «ЦДиК» с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями)

Пашкова Елена Николаевна,

заведующая ТСП, социальный педагог

Титова Елена Викторовна,

педагог-психолог

Лучший способ сделать детей хорошими –

это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

В каждом детском коллективе сосуществуют разные дети: популярные и не очень, активные и тихие, общительные и одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые стремятся оказаться в центре внимания сверстников любым путем, но при этом, не умея вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирают неадекватные способы поведения, тем самым добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения. Встречается еще одна категория детей, которая  может стать как объектом насмешек, таки неприятия -  «особенные» дети.

«Особенным» ребенок может стать в силу различных причин:

- необычная внешность (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);

- не умеющий общаться;  

- не умеющий за себя постоять;

- имеющий ограниченные возможности здоровья;

-  неопрятно одетый;

- часто пропускающий занятия;

- очень успешный или неуспешный в учебе ;

- слишком опекаемый родителями;

- импульсивный,  и др.

В основе перечисленных причин отверженности школьников коллективом могут быть как проблемы со здоровьем, так и социальные проблемы.  Однако у таких детей  можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере предопределяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.

Особенности развития личности детей могут привести нарушениям в области познания и коммуникации, а также могут приводить и к нарушению формирования их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. Если же у ребенка имеются ограниченные возможности здоровья, то часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство боязни, страха, обиды,  и реже - агрессивности. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как показывает опыт работы с подобными проблемами, большинство детей с особыми условиями развития имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.

Часто взрослые, понимая сложности возникающие у  ребенка, стремятся создать  для него щадящие, оберегающие условия, тем самым лишая развивающуюся личность опыта преодоления проблем, опыта формирования успешных коммуникативных навыков.

Встречаются и противоположный тип отношения к особенным детям:  такие взрослые уверены, что если ребенку предъявлять требования как к обычным детям, не обращая внимания на проблемы – то рано или поздно ОН станет «как все». Но в условиях, когда нагрузки несоизмеримы с возможностями ребенка, не учитываются его потребности, влияние дефектов усиливается и возможности формирования компенсаторных механизмов минимизируются.

И в первом, и во втором случае из формирования Личности «выпадает» ситуация достижения успеха. И происходит отказ от деятельности: и тогда, когда за ребенка все делают взрослые, и тогда когда «сколько не сделай, все равно не получится». Кто при этом становится замкнутым, а кто-то агрессивным или навязчивым.

Подобное поведение является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально «вламываются» в жизнь других или «виснут» на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться таким образом отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

Если  у ребенка имеются явные проблемы со здоровьем, то такой ребенок редко  становится объектом прямых насмешек. Чаще его социализация бывает затруднена  наличием ограниченного числа отношений  в коллективе или же обусловлена избеганием общения с ним другими сверстниками.

Успешность социальной адаптации особых  детей зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических или психологических нарушений, но и от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится  такой ребенок.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация – в данном случае может рассматриваться как состояние отсутствия конфликта со средой. В результате  у ребенка формируется средство защиты, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, которые могли возникнуть при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом

Многие психологи и педагоги думают над тем, каким образом можно научить особых детей общаться, смогут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) создать условия и обратить на таких ребят внимание сверстников, сделать их своими для окружающих, чтобы помочь ребятам стать полноправным членом коллектива.

Существуют 4 этапа социально-психологической адаптации:

1. Уравновешивание - минимальная степень включенности ребенка в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы.

2. Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3. Приноровление - признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками.

4. Уподобление - трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Следует учитывать, что дети с особыми образовательными потребностями отличаются от своих сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется,  в особенностях протекания процесса адаптации таких детей к любым измененями, происходящим в их жизни и требует от них значительно больших усилий, как физического, так и психологического плана. Особенно это заметно в процессе общения и обучения, которые осуществляются в коллективе сверстников.

Задача педагогов образовательных учреждений уделять серьезное внимание детям с особыми образовательными потребностями, чтобы оказать своевременную и квалифицированную помощь в преодолении возникающих проблем.  Именно такие дети нуждаются в усиленном психолого-педагогическом сопровождении. Педагогам, работающим с данной категорией детей, необходимо понимать особенности и причины возникающих проблем (физиологические, психологические, гендерные, индивидуальные, возрастные и др.).

Опираясь на имеющиеся знания, педагог может и должен помочь адаптироваться ребенку, создать условия для его самореализации и успешной коммуникации с другими членами коллектива. В совместной деятельности происходит установление контактов, которые постепенно из «деловых» могут перейти на другой более доверительный уровень. В рамках социального проекта «Дорога надежды» специалисты Кировского ТСП МБОУ «Центр диагностики и консультирования»  провели семинары с элементами тренинга для педагогов по созданию  стратегий и способов вовлечения особых детей в групповую и индивидуально-групповую работу. Педагоги-психологи познакомили с индивидуальными особенностями и потенциалами  детей с ограниченными возможностями, так как именно на занятиях в детских садах, и на уроках в школе педагог создает атмосферу толерантного отношения внутри коллектива.

В рамках межведомственного взаимодействия, специалистами Кировского ТСП МБОУ «ЦДиК» в школах района были проведены педагогические советы по темам «Создание ситуации успеха на уроке» (ОУ № 15), «Толерантность педагога как элемент мировоззрения и жизненной позиции» (ОУ № 39, 74). На таких педагогических встречах педагоги получили возможность разработать и апробировать различные способы  создания ситуаций успеха, предотвращения конфликтов, принятия других людей с иными возможностями, формы и методы содействия наиболее полной интеграции обучающихся в общество, в том числе и с детей с ограниченными возможностями.

В рамках проектов  «Мир равных возможностей» и «Добровольцы – детям»  в Кировском ТСП МБОУ «ЦДиК» был проведен семинар-практикум «Роль педагога-психолога ОУ и ДОУ в психолого-педагогическом сопровождении детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья», на котором:

  • педагоги-психологи были проинформированы о задачах психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • прошло обсуждение форм и методов работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработаны мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На классных часах в ОУ района «Мои сверстники с ограниченными возможностями – чем я могу им помочь?» педагоги-психологи ОППО, информировали учащихся о жизни детей-инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья, обсуждали формы и методы взаимодействия со сверстниками-инвалидами и семьями. Таким образом, у обучающихся происходит постепенное формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Инновационной формой работы можно рассматривать   занятия с элементами тренинга, проведенные социальным педагогом, педагогом-психологом  и лидерами волонтерского  отряда ТСП «Лидер», направленные  на обучение школьников-добровольцев организации  и оказанию адресной поддержки детям-инвалидам, на формирование и расширение социальных связей и коммуникативных навыков детей-инвалидов, а также интеграцию детей–инвалидов в среду здоровых сверстников. Также были организованы встречи  здоровых детей, волонтеров с детьми-инвалидами, в т.ч. посещения на дому детей инвалидов или с использованием информационных технологий («добровольчество в сети Интернет»).

Так как, именно семья является ближайшим окружением ребенка, то особую роль приобретает работа педагога-психолога с родителями по созданию условий для эффективной социализации особых детей. В данную работу входят  информирование родителей об имеющейся в городе реабилитационной базе, оказываемых реабилитационных услугах, а также,  возможности получения психологической помощи (индивидуальные и тематические консультации, индивидуальная коррекционно-развивающая работа  с детьми и родителями, занятия с элементами тренинга, в том числе в рамках родительского клуба «СемьЯ», родительского всеобуча «Молодая семья» и т.д.).

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка: либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее. У многих родителей возникает чувство обреченности (по типу эмоционального выгорания), поэтому на индивидуальных консультациях педагоги-психологи оказывают психологическую поддержку,   помогают снизить психоэмоциональное напряжение, помогают выстроить стратегии поведения и сценарные планы на будущее. В ходе консультаций обсуждаются индивидуальные, возрастные особенности детей с ограниченными возможностями, прорабатываются стратегии развития компенсаторных механизмов и социализации, в том числе через профессиональное самоопределение и развитие интересов и способностей через учреждения дополнительного образования.

Ведущую роль в формировании личности человека играет общение, поэтому очень важно таких детей обучать конструктивным навыкам взаимодействия с различными людьми. Для этого педагоги-психологи нашего ТСП проводят консультации для детей и родителей, а также коррекционно-развивающие занятия по формированию умений общаться с членами семьи, с одноклассниками и другими членами социума через игровые упражнения и задания, арт-терапевтические приемы, методы игровой и песочной терапии, ролевые игры и др.

Высокопродуктивными являются занятия в семейной группе, на которых вместе с детьми родители непросто с пользой проводят время, но и учатся лучше понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель таких встреч - помочь, подсказать родителям как научить детей играть, помогая им приобретать необходимые навыки, при чем не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. Специалисты  также используют методы  сказкотерапии: родители и дети вместе сочиняют сказки, разыгрывают вновь придуманный сюжет по ролям. Для более старших детей используются дидактические игры. По завершению консультаций каждый родитель получает раздаточный материал, буклеты с рекомендациями специалистов «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника», «Что делать, если ваш ребенок лжет»,  «Где получить помощь», «Психологическая поддержка и профилактика эмоционального выгорания родителей,  воспитывающих детей с ограниченными возможностями» и др.

Проведение тематических консультаций строится на проведении психолого-педагогических бесед, тренинговых занятий, целью которых является гармонизация взаимоотношений “родитель - ребенок”. Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.

Таким образом, работа по психологической поддержке семей имеющих детей с ограниченными возможностями и созданию системы психолого-педагогического сопровождения  таких семей является необходимым условием для ИХ успешной адаптации и социализации.

Проводимые специалистами Кировского ТСП МБОУ «ЦДиК» мероприятия  для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) помогают в создании условий для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Литература

  1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2008г.
  2. Скринников А.В., Барсегян О.В., Кузнецова О.В. Взаимоотношения матери и ребенка: поддержка или зависимость? Практическое пособие для родителей детей-инвалидов. СПб.: Речь; СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района», 2010.
  3. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с. (Коррекционная педагогика)
  4. Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья и ребенок с особыми нуждами // Школа здоровья. 1996. - №1. – с.17 – 25

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Рекомендации для родителей:

  1. Не бойтесь показать свои чувства. Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. Избегайте жалости к себе и  ребенку.
  2. Учите ребенка распознавать эмоции (радость, грусть, удивление, интерес, печаль, страх, злость, гнев, вину). Не «гасите» негативные эмоции ребенка, научите его выражать их адекватным способом.
  3. Демонстрируйте ребенку адекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации (словами, жестами, мимикой).
  4. Будьте реалистами. Понимайте, что есть вещи, которые мы можем изменить, а другие нет.
  5. Уделяйте время для общения с ребенком. Обязательно говорите ребенку, что любите его. Как можно чаще высказывайте ребенку свое одобрение, похвалу, эмоциональное принятие.
  6. Посмотрите на своего ребенка со стороны: какими талантами он обладает, в чем проявляется его задатки , возможности и будущие способности? Задумайтесь, чем он отличается от ваших условных ожиданий?
  7. Остерегайтесь неосторожных фраз и выражений, относительно вашего ребенка.
  8. Не допускайте даже малейших насмешек в отношении ребенка – он все воспринимает буквально.
  9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
  10. Помните, ваша излишняя опека вредит ребенку! Позволяйте ребенку самостоятельно удовлетворять свои потребности. Старайтесь не делать мелочных замечаний.
  11. При возникновении психологических проблем обязательно обращайтесь за помощью к психологу.

Рекомендации для учителя

  1. Соберите как можно больше информации о проблемах и особенностях ученика и постарайтесь получить четкое представление о возможностях и ограничениях, связанных с его нарушением.
  2. Не бойтесь говорить о психологических и физических особенностях. Однако учитывайте тот факт, что у некоторых обучающихся, особенно в переходном возрасте, возникают проблемы собственного восприятия, в связи, с чем они стараются не привлекать к своему нарушению особого внимания.
  3. Как можно меньше выделять ребенка с нарушениями в особое положение. Правила поведения, общие для всего класса, должны в максимально возможной степени относиться и к интегрируемому ученику.
  4. Поддерживайте уважительное отношение ребенка к самому себе и осознание им собственной ценности и достоинствах.
  5. Попытайтесь избегать реакций, вызванных чувством сострадания. Если вы замечаете, что ребенок злоупотребляет своим положением, попытайтесь выяснить возможные причины такого поведения: слишком высокие требования, неуверенность, проблемы переходного возраста, одиночество и др.
  6. Привлекайте к помощи одноклассников, но не настаивайте. Позаботьтесь о том, чтобы такая помощь не была для них обременительной.
  7. Использование на уроках методов групповой работы может быть для особых детей возможностью для установления контактов и проявления своих возможностей, так как другие ученики спонтанно предлагают помощь и распределяют задачи. Однако следите за тем, чтобы присутствие в группе  такого ученика не воспринималось коллективом как обуза. Постарайтесь понять последних и научить обсуждать с ними их реакцию на ученика с нарушениями.
  8. Поддерживайте участие ребенка в различных мероприятиях по проведению свободного времени с обычными детьми. Но, с другой стороны, ребенку с нарушениями важно участвовать и во внешкольных мероприятиях с учениками, имеющими такие же формы нарушений. Это даст ребенку чувство безопасности и признания, а также возможность обсуждать определенные переживания и проблемы.
  9. При организации различных мероприятий в классе учитывайте возможности и ограничения интегрируемого ученика.
  10. Учитывайте то, что домашнее задание часто представляет для такого ученика дополнительную нагрузку. Участие в уроке уже требует от него больших усилий. Зачастую дома ему приходится еще раз прорабатывать часть пройденного на уроке материала.
  11. При возникновении проблем обращайтесь за консультацией к сотрудникам психологической службы.