Эссе «Особенному ребёнку – особый педагог».
статья на тему

Высовень Лариса Анатольевна

Эссе учителя - логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_._vysoven_la.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Высовень

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7»                                                                                                    г. Курчатова Курской области

Эссе «Особенному ребёнку – особый педагог».

Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии? Все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности учителя-логопеда. Я думаю, что учитель-логопед – это педагог,  в котором могут сочетаться артист, библиотекарь,  музыкант, дизайнер, дипломат, психолог,  психотерапевт и можно продолжать,  и продолжать. Логопед - артист потому, что каждое слово надо произнести так, чтобы ребёнок  захотел его повторить. Пропеть гласные, передать ритм - это может сделать музыкант,  а значит, и учитель – логопед тоже в некоторой степени музыкант. Все учителя - логопеды – дизайнеры. Большинство учебных пособий, развивающую среду кабинета он создаёт сам. Психолог и дипломат- эти качества просто необходимы учителю – логопеду, ведь особенности нашей профессии таковы, что мы просто не можем быть  ведь особенности нашей профессии таковы, что мы  просто не можем не быть знатоком человеческой психологии.

Вся моя жизнь - поиск. И этот поиск привёл меня к профессии  учителя – логопеда школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Моя работа позволяет ощущать себя волшебником: дарить детям и взрослым надежду на своего рода «выздоровление».

Общий стаж педагогической династии моей семьи 218 лет. В семье у нас три учителя – логопеда и общий стаж нашей работы почти 60 лет. Так что сказать,  что в специальную педагогику я пришла случайно никак нельзя.

Моё первое знакомство с работой учителя – логопеда было таким: мне пять лет и меня приводят к логопеду на занятия. На занятиях с логопедом мне не нравилось, что в моем произношении  что-то хотят исправить. Поэтому на занятиях заниматься  отказывалась, но ночью, перед тем как заснуть, упорно делала артикуляционную гимнастику, возмущаясь про себя,  что этому научиться невозможно. Я думаю, постепенно звукопроизношение исправилось благодаря моим ночным стараниям.

В жизни каждого человека наступает момент, когда надо определить свой дальнейший жизненный путь, когда надо сделать выбор. В 1988 году,  как раз когда мне предстоит окончить школу и выбрать профессию,   открывается дефектологический факультет  в Курском государственном педагогическом институте. Твердое решение поступать Курск на деффак приходит неожиданно во время школьных  выпускных экзаменов. Ведь моя старшая сестра после окончания дефектологического факультета ЛГПИ работает учителем – логопедом в Дмитриевской школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи. Я частый гость у неё на работе.  

И вот вступительные экзамены позади,  я студентка нового факультета в КГПИ. Учусь легко и с удовольствием. Многие мои однокурсницы удивлены: они собирались стать логопедами, а их кроме этого,  готовят к работе с умственно отсталыми детьми. Я же мечтаю работать именно во вспомогательной  школе, так раньше назывались школы для детей с ОВЗ, и учить детей с нарушением интеллекта.

Первым выпускникам деффака найти работу было несложно. Логопедов практически не было. Когда предоставляется выбор между работой учителем – логопедом в детском саду или во вспомогательной школе, без колебаний склоняюсь ко второму варианту.

Горы перечитанной литературы, открытые занятия, руководство городским  методическим объединением учителей-логопедов, обмен опытом с  коллегами, слушателями лекций в Курском институте развития образования, работа с родителями, работа в ПМПК,  изготовление наглядных пособий,  выступления на конференциях различного уровня - всё это работало на приобретение опыта. Время в поисках решений летело незаметно, и  вот уже более 22 лет я работаю с детьми с  ограниченными возможностями здоровья.  

Моя задача – помочь преодолеть имеющиеся речевые нарушения устной и письменной речи, способствуя становлению личности обучающихся, их социализации в противоречивом и быстро меняющемся мире. Я обучаю их красивой, грамотной, выразительной речи. И пусть мои ученики  имеют свои особенности развития, я их прекрасно понимаю и люблю, каждый день радуюсь встрече с ними. На меня смотрят мои девчонки и мальчишки, и их глазки дарят тепло души и сердца. А я не устаю радоваться тому, что  выбрала себе такую милосердную профессию, которая очень многогранна.

Я глубоко осознаю сама и говорю родителям: «От нашей мудрости и любви зависит будущее ребёнка. Нужно уметь его любить его не за то, что он красив и умён, а за то, что он есть, принять его таким, каким его дал Бог».

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья   имеют право быть востребованными обществом. Чешский педагог  Януш  Корчак сказал: «Каждый ребенок имеет право быть тем, кто он есть». И учитель не только обеспечивает такое право, но и наполняет его  реальным содержанием, ведет  обучающихся к радости завтрашнего дня – быть здоровым, полезным, умелым человеком. Глаз хочет смотреть,  ухо - слышать, ноги – ходить, рука – хватать.  Но так же как  и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить. В основе человеческой природы заложено естественное стремление «стать развитой силой». Раскрыть и укрепить в обучающихся стремление  «стать развитой силой» - гуманный смысл коррекционной педагогики и профессиональное кредо учителя – логопеда.

Профессия учителя - логопеда предполагает  отдачу не только  знаний, но и сердца. Учитель  и общеобразовательной школы, и школы для детей с ограниченными возможностями здоровья  хочет иметь положительный результат, но между имеющимся результатами есть существенная разница. Педагог обычной школы может восхищаться блеском ума своего воспитанника, иметь радость сотворчества. У нас другая радость: ребенок чему-то научился, он что-то смог сегодня, чего не мог вчера. Нет, он не стал лучше других, он просто стал уметь. В этом тихая радость педагога школы для детей с ОВЗ

Оптимизм и терпение – вот две важнейшие характеристики учителя - логопеда. Я верю, что мы можем передать самое ценное детям – это опыт своего личного счастья. Необходимо зажечь в себе солнышко, осветить и зажечь детские сердца. Каждый раз, вглядываясь в лицо вновь поступившего ребёнка, я мысленно желаю нам удачи.Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар души, с чувством глубоко удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как учитель, потому что помогаю детям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим говорить особенного ребёнка (1часть)

Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет Учим говорить особенного ребёнка (1часть)...

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями

Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...

Эссе «Особенному ребенку – особый педагог»

Данное эссе посвящено выбору профессии...

Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....

Особенные дети - особый подход

Как организовать работу с детьми, имеющими ОВЗ? Какие использовать технологии и формы? Из опыта работы....

Педагогическое эссе "Особый педагог".

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание....

Статья "Взаимодействие в системе"особый ребёнок-родитель-педагог"

В данной статье   обращается внимание на тенденцию сокращения числа специальных коррекционных образовательных учреждений  в связи с  внедрением международных проектов инклюзивного ...